МААМ-картинки

Семинар-практикум «Приобщение детей к народным традициям, к историческому прошлому через устное народное творчество»

светлана орлова
Семинар-практикум «Приобщение детей к народным традициям, к историческому прошлому через устное народное творчество»

Цель: Выявить и обобщить знания педагогов по данной теме, вызывать интерес к практической деятельности и желание делиться своим опытом друг с другом.

Предварительная работа:

1. Наблюдение совместной деятельности воспитателя с детьми в возрастных группах. Анализ знаний детей и использование в практике воспитателя художественного слова, считалок,потешек, загадок, веселых стишков и т. д.

Публикация «Семинар-практикум „Приобщение детей к народным традициям, к историческому прошлому через устное народное творчество“» размещена в разделах

2. Подготовка наглядного материала к педсовету, консультации для воспитателей по теме «Народное творчество и фольклор в работе с детьми»

3. Домашнее задание для педагогов: повторить пословицы и поговорки о весне, подготовить колыбельные песенки, перевертыши, прибаутки.

План работы семинара :

1Сообщение по теме/краткий экскурс в историю возникновения фольклора/.

2. Практическая часть:

-Пословицы о весне / «начинай и продолжай»;

-Как весну называли на Руси в старину?

-Конкурс «Погадай на ромашке»;

-Домашнее задание «Колыбельные для куколки»

-Презентация и рассказ «Куклы-берегини – мудрость и сила предков»;

-Мастер-класс «Изготовление куклы –колокольчика»;

-валеологическая пауза - общая пляска с показом движений каждого педагога.

Ход:

Культура Древней Руси - явление уникальное, это плод подвига русского народа, который отстаивал свою независимость, свою веру, идеалы во все времена истории.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве – фольклоре (загадки, заговоры, заклички, пословицы, сказки,песни и др.)

Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевали подвиги народных героев, богатырей земли русской -

Илью- Муромца, Добрыню –Никитича, Алешу –Поповича, Микулу –Селяниновича и др. былинных богатырей, к ним они обращали свои

призывы: «Вы, постойте- ка за веру, за Отечество!»

Фольклор - народная мудрость, народное творчество, чаще всего, устное, где отражается жизнь народа, его идеалы, принципы, поэзия народа (предания, частушки, анекдоты, эпос) и народная музыка (наигрыши, пьесы, театры кукол, танцы, декоративно-прикладное искусство). Еще М. Горький говорил:

«Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего

Знакомство ребенка с окружающим миром, формирование его эмоциональной и нравственной сферы начинается с материнской поэзии, которая включает в себя: и колыбельные песенки, и пестушки, и потешеки, прибаутки и приговоры. Недаром говорится, что мать дает ребенку жизнь, а материнская поэзия – душу.

С самого раннего детства в жизнь детей, до овладения ими речью, уже входили малые жанры фольклора – колыбельные песенки, пестушки, прибаутки, пословицы, игры-заклички, считалочки, скороговорки… они помогали в воспитании детей, в развитии у них чувства ритма, памяти, воображения и в дальнейшем – развития речи.

Колыбельные песенки – это спутник детства, один из древнейших жанров народного фольклора. они формируют у младенцев чувства психологической защищенности благодаря том,что поются тихим,ровным, спокойным голосом, напевно и протяжно. С помощью этих песенок ребенок усваивает родную речь, знакомиться с окружающими его предметами, постигает первые нравственные уроки, а, вдобавок, получает добрые пожелания на будущее.

Когда ребенок начинает понимать речь взрослого, его забавляют короткими стишками-пестушками.

Пестушки (от слова пестовать- няньчить, холить,воспитывать)-

Короткие напевы нянюшек, мамушек, сопровождающиеся движениями ребенка, когда он просыпается, умывается, играет, гулит. Ласковые пестушки развивают у детей координацию, сопровождая на протяжении всего дня. В их простоте заложена мудрость, которая проявляется в умении простыми средствами решать сложные задачи.

-Потягуни-потягушечки, от носочков до макушечки…

-В роток – говорок, в голову – разумок…

-Большие ноги идут по дороге – топ-топ-топ / громко/,

-Маленькие ножки идут по дорожке – топ-топ-топ…/тише/

Приходит время потешек – первых игр ребенка с пальчиками, ручками, ножками

.

Потешки – это уже элемент педагогики. В этом жанре детского фольклора заложены моторные рефлексы, стимул к обыгрыванию простых сюжетов, эти песенки не только забавляют и веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение. В результате, потешки и песенки учат детей понимать родную речь, различать сложные сочетания звуков (-жки-, чки-, шки-) помогают обогащению словаря и освоению грамматического строя языка, его разнообразия (котя, котенька,коток; кисонька –мурысонька ;)

Фольклорные произведения необычно вариативны, поэтому, играя с малышом можно вносить что-то новое, свое. Так постепенно от простеньких песенок, ребенок переходит к восприятию сложных поэтических образов.

Прибаутки – (от слова баять –рассказывать) это короткие шуточные истории, которые рассказывает взрослый детям, желая развеселить:

-Совушка-сова, большая голова,

На колу сидела, в стороны глядела…

Пословицы – всегда учат чему-то, люди получали знания из наблюдений, из жизненного опыта, который передавался предками и дошел до нашего времени, а для веселья после работы были придуманы народные игры да песни, играли на вечерках в разные игры: (обрядовые- масленичные гуляния, призы на столбе, перетягивание каната, кулачные битвы, сезонные – в них играли на улице «согревалки»)

Заклички – заговоры на здоровье, счастье и богатство, обращения к солнышку, радуге, дождю, к животным и др. (ПТИЦЫ-ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ, КРАСНОЕ СОЛНЫШКО, ЗАГЛЯНИ В ОКОНЦЕ, УТИХНИТЕ, ВЬЮГИ-МЕТЕЛИ)

К весне и осени обращались с просьбами, а на зиму сетовали и жаловались.

Считалочки – стишки-жеребьевки, где определяются правила игры, кто водит в игре. Считалки помогали установить согласие и уважение к принятым правилам.

В своей работе мы используем считалки, так как с их помощью мы стараемся обогатить словарь и речь детей, развивая память и воображение.

Скороговорки – фразы, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов (чистоговорки). Это маленькие четверостишья способствуют развитию у детей правильной дикции, и постановке правильного звукопроизношения.

Загадки – народная забава, испытание на смекалку, сообразительность т. е. направленная на развитие умственных способностей, мышления. (Два конца, два кольца, а посредине гвоздик)

Устное народное творчество (фольклор) зародилось еще в дописьменную эпоху, а его формы передавались устно, запоминались на слух и отражали явления жизни народа, быт и поверья народа. Произведения устного народного творчества с самого рождения сопровождали человека, они способствовали формированию и развитию ребенка как личности. «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети…»

В законе об Образовании основными положениями являются:

-приоритет общечеловеческих, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности.

По утверждению педагогом-историков приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить самобытности.

Сила народной педагогики в народных традициях, которые отображаются всецело в разных видах устного народного творчества, в человеческом, добром, гуманном подходе к личности ребенка и требование с его стороны человеколюбия к окружающим.

2часть: практическая

Разминка

1) пословицы о весне /доскажи фразу/

- Ложка дорога к …обеду;

-Рыбак рыбака …видит издалека;

-Гром гремит –хлеб будет родить!

-Если из березы течет много сока…будет дождливое лето;

-Купаются воробьи в луже весной…к теплу;

-Март холодный… год хлеборобный;

-Видишь скворца… знай,весна у крыльца;

-В землю крошки …из земли лепешки;

-Ласточка вылетает…теплый день обещает.

2) Как весну называли в старину?

- златая, погожая, буйная, младая, беспокойная, торопливая, благодатная, напористая, поющая, златокудрая…

Март – новичок, капельник, протальник…

Апрель – солнечник, снегогон…

Май – травень, цветень…

3)Конкурс «Погадаем на ромашке» /индивидуальные задания для педагогов,

лепесток-вопрос/

-Назвать русских былинных богатырей?

(Вавила, Вольга, Алеша-Попович, Садко, Ставр-Годинович, Никита –Кожемяка, Микула –Селянинович, Илья Муромец);

- Какая нечистая сила встречается в русских народных сказках?

(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Кикимора болотная, Леший, Кот-баюн, русалка, Водяной);

-В какие режимные моменты целесообразно включать произведения народного творчества, привести пример?

при умывании – водичка-водичка,умой мое личико;

в подвижных играх считалки для выбора водящего:

- На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич…

в играх и совместной деятельности воспитателя с детьми:

Наша Таня маленька, маленька- удаленька…

Мирись-мирись, больше не дерись!

-Назвать русские народные сказки про медведя?

(«Вершки и корешки», «Заяц и медведь», «Медведь –липовая нога»и др)

-Назвать сказки с участием хитрой лисицы?

(«Лиса и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»)

-Назвать волшебные, сказочные атрибуты?

(волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы гусли-самогуды и др.)

-Прочитать считалочку, пестушку, приговорку, прибаутку, говорушку? / на выбор

Верба-верба, вербохлест!

Вербохлест бьет до слез!

Потягушечки-потянись!

Поскорее проснись…

Расти,коса,до пояса не вырони ни волоса…

-Отгадать загадки?

Утка в море,а хвост на заборе (Ковш)

Не море,не земля, корабли не плавают и ходить нельзя? (Небо)

Домашнее задание:

Предлагаю куклу младенца взять на руки и укачать, спеть колыбельную песенку всех участников семинара по очереди.

П-р: Спи, младенец, мой прекрасный, баюшки-баю!

Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.

Стану сказывать я сказку, песенку спою,

Ты, ж, дремли, закрывши глазки, баюшки-баю!

Игра с ладошками:

Вот и утро настало, солнышко встало /ладошки вверх поднять и лучики показать/

Вставай, большак!

Вставай, указка!

Вставай, середка!

Вставай, сиротка!

И крошка-митрошка! Привет, ладошка!/ все пальчики перебираем

Презентация и рассказ:

«Славянские обрядовые куклы»

Мастер-класс:

Изготовление куклы-оберега (Куклы-колокольчика)

На столе приготовлен материал для изготовления куклы колокольчика на каждого педагога (цветные полотняные тряпочки, нитки, колокольчик)

Фонограмма: звон колоколов

-Какие чувства навевает у Вас колокольный звон? /ответы педагогов/

На Руси с давних времен использовали кукол –берегинь, их делали сначала детям вместо игрушек и просто для дома, чтоб в семье все было ладно,да складно, чтоб дом- полная чаша, а в семье без раздоров.

Оберег – это предмет для повседневного использования, который оберегает дом и хозяина и наделяют его специальными качествами. Куклы-берегини изготавливались из простых лоскутков, обязательно красивых и нарядных, но безликих, что означало чистоту помыслов, доброе начало. Если в доме кукла-оберег, дому ничего не угрожает.

Уже в наше время, направляясь в гости к друзьям мы непременно несем с собой маленький сувенир, подарок, изготовленный своими руками (Домовенка, веничек, отгоняющий зло, маленькое полотенце для кухни, тем самым мы хотим пожелать счастья и благополучия хозяевам дома.

Сегодня мы с вами попробуем смастерить куколку-хозяюшку/благополучицу/ -

куклу-колокольчик. Это будет оберег хорошего настроения, веселая, нарядная кукла-колокольчик следит, чтобы в дом приходили радостные вести.

1. Три цветных юбки – символизируют три царства у человека: медное, серебряное, золотое – так и счастье складывается из трех частей (тело, душа и святой дух)

2. Голову для куклы делаем из комка ваты и привязываем на нитке колокольчик;

3. Накладываем все три круга для юбок на ватный ком и формируем голову и юбку будущей куклы, завязываем ниткой с узелками;

4. Берем белую полотняную тряпочку прямоугольной формы, делаем лицо, накладываем поверх» головы» и перетягиваем ниткой, из концов формируем рукава на конце перевязывая нитками,определяем ручки.

5. берем красивый полотняный треугольник или квадрат, платочек и повязываем на «голову» куклы. Вот т готово.

Таких кукол мы с вами можем изготовить вместе с детьми, каждый выберет наряд для своей куклы, нарядный платок и колокольчик,а потом использовать в играх.

Если телу хорошо, душе- радостно, святой дух спокоен – то и человек счастлив!

А когда хозяюшки садились после работы за рукоделие, они загадывали свои заветные желания и завязывали узелки на счастье, на здоровье, на удачу, на скорое замужество и напевали свои любимые песни…

Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранешенько…»

Все педагоги с изготовленными куклами –оберегами начинают общую пляску с показов движений и их последующим повтором.

Подведение итогов:

Всестороннее развитие личности ребенка всецело зависит от общения с взрослым, который приобщает маленького человека к истокам устного народного творчества, так как в нем сохранены особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, храбрости, трудолюбии и верности.

Прикреплённые файлы:

narodnye-kukly_u4pe3.ppt | 2566,5 Кб
 
Публикации по теме:

Использование музейной педагогики в приобщении детей к историческому прошлому своей малой Родины Слайд №1 Представляем опыт работы Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада №35 «Солнышко» х. Родниковского.

Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Программа предоставления дополнительной бесплатной образовательной услуги по направлению: «Устное народное творчество в развитии речи детей.

Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре родного края через изготовление книжек-малышек по русским народным В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании программы дошкольной организации должна быть отражена региональная специфика.

Развитие речи через устное народное творчество: описание вариативных форм, методов и способов реализации программы При организации образовательного процесса в 2016-2017 году обеспечивается комплексный подход в решении задач речевого развития через устное.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Приобщение детей к традициям и обычаям русского народа» Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие.

Семинар-практикум для педагогов «Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания» Как-то в своей практике от педагога услышала такое неприятное для себя высказывание, а нужно ли знакомить детей дошкольников с русским народным.

Сообщение для методобъединения «Устное народное творчество в воспитании детей» В воспитании дошкольников большое значение имеет устное народное творчество. Это история народа, его духовное богатство. Уже 1000 лет назад.

Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества Задачи: Через устное народное творчество ребенок.

Устное народное творчество. Путешествие по башкирским народным сказкам Структура: 1 часть: Литературная. ЦЕЛЬ: Вызвать у детей интерес к сказочным персонажам. Уточнить знания детей по башкирским сказкам. Воспитать.

Устное народное творчество в нравственном воспитании детей. Вопрос: как сделать ребёнка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей. Один из возможных путей эмоционально – нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Приобщение детей к народным традициям, к историческому прошлому через устное народное творчество»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 21:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД