Семинар-практикум «Путешествие в экологию»

Ольга Викторовна Деркачева
Семинар-практикум «Путешествие в экологию»

Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

Задачи:

1. развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;

2. формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования;

3. развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии, повысить профессиональное мастерство педагогов;

«Эту истину знаю от роду

И еёникогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит отчизну свою!»

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар – практикум на тему: «Путешествие в экологию»

Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев…

Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии.

Семинар предлагаю начать с дискуссии. Как говорят, в дискуссии познаётся истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии.

- Что такое «экология»?

«экос – дом», «логос – наука», экология – наука о доме.

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

- Что такое экологическое воспитание?

Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Этот год объявлен годом экологии.Президент РФ подписал Указ и четко наметил цели тематического года:

- привлечь внимание граждан к проблемам экологии;

- обезопасить существующие экосистемы;

- сохранить многообразие биологических видов;

Любовь к природе должна прививаться с раннего детства, когда дети начинают знакомиться с травкой, цветами, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями.

Экологическое воспитание мы должны реализовывать в ОО «Познавательное развитие»,которое предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других объектах окружающего мира. (задачи ФГОС ДО).

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

- Назовите основные законы экологии.

Всё связано со всем.

Всё куда-нибудь девается.

Всё что-нибудь да стоит.

Природа знает лучше.

- Как вы их понимаете?

Влияние природы на развитие личности ребёнка связано с формированием у него определенных знаний о её объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах экологического воспитания,то среди них будут:

- введение ребёнка в мир природы;

- формирование у детей элементарной системы знаний о природе;

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование у детей трудовых навыков и умений;

- формирование у детей способности видеть красоту родной природы, бережного и заботливого отношения к ней;

Все эти задачи тесно взаимосвязаны.

С введением ФГОС определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, вы с ними знакомы.

- Назовите составляющие развивающей среды, используемые для экологического воспитания дошкольников в ДОУ.

С точки зрения экологическогообразования среда в ДОУ должна создать условия для:

- познавательного развития ребёнка;

- эколого-эстетического развития ребёнка;

- оздоровления ребёнка;

- формирования нравственных качеств ребёнка;

- формирования экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов деятельности ребёнка;

Элементы предметно-пространственной среды, используемые для экологическоговоспитания дошкольников:

1 направление: экологические центры, экологические тропы, зимние сады, экспериментальные уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров;

2 направление: уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки игр, наблюдений, экспериментов, литература по экологии, мини-огороды, экологические коллекции;

Говоря об элементах развивающей предметно-пространственной среды, мы назвали один из таких элементов – экологическая тропа. Я бы хотела немного затронуть этот вопрос.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для детей.

- Как вы считаете, что относится к объектам экологической тропы?

Цветники, скворечники, кормушки для птиц, детский огород, уголок лекарственных растений, уголок леса, центр воды и песка.

Для того, чтобы добиться определенных результатов в экологическом воспитании, необходимо использовать разные методы и формы работы.

- Какие методы экологического воспитания детей вы знаете?

- наглядные методы: наблюдение. Рассматривание картин. Демонстрация моделей, диафильмов;

- практические методы: игра, элементарные опыты, моделирование;

- словесные методы: рассказы воспитателя и детей, чтение произведений о природе, беседы;

Основной метод – наблюдение.

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию: НОД, экскурсии, прогулки (целевые, труд в цветнике, огороде, уголке природы, экологические праздники и развлечения, элементарная поисковая деятельность, проектная деятельность (в старшем дошкольном возрасте).

Ведущей деятельностью является игра, то экологическое воспитание реализуется через игру.

- А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, используя игру.

1. «Экологическое лукошко»

- наука о животных (зоология)

- у какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

- пингвин – птица или животное? (птица)

- наука о растениях (ботаника)

- какую траву любят кошки? (валериану)

- самая высокая трава (бамбук)

- что означает «плач» берёзы весной? (сокодвижение)

- трава от 99 болезней (зверобой)

- какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)

- что ест зимой лягушка? (она спит)

- какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

2. Блиц - конкурс «Предсказание погоды»

- ласточки летают низко к земле – к дождю

- паук усиленно плетёт паутину – к сухой погоде

- цветет черемуха – к заморозкам

- кошка свернулась клубочком – к похолоданию

- осенью птицы летят высоко – к теплой зиме

- комары роем летают – к теплой погоде

- воробьи купаются в пыли – к дождю

- цветки одуванчика днём закрываются – к дождю

- собака катается по земле – к вьюге

- цветы пахнут сильнее – перед дождем

3. Экологические задачи.

А) Петя с мамой отправились в лес за грибами.

- Смотри, смотри, мама, - птичка летает так низко, что я могу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома

- Нет, этого делать нельзя – сказала мама.

Вопрос: почему она так ответила?

(мама не разрешила потому, что знала – это был птенец, который учился летать, в неволе он погибнет).

Б) Коля с Витей играли во дворе и увидели. Как на ветку села большая красивая бабочка.

- Давай поймаем её, - попросил Витя.

- Нельзя ловить бабочек, - сказал Коля.

- от них все равно никакой пользы нет, - ответил Витя.

Вопрос: кто из мальчиков был прав?

(ловить и уничтожать бабочек нельзя, уничтожая насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие)

Семинарподходит к концу и хотелось бы услышать ответ на вопрос:

- Почему, на ваш взгляд, нужно заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?

(потому, что в дошкольном возрасте закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем)

- Оцените степень своего участия в семинаре,положив перед собой фишку соответствующего цвета:

- красную: «В основном слушала и запоминала, т. к. не компетентна в вопросах экологии»

- желтую: «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»

- зеленую: «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области высок»

Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые в семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными, способствовали повышению вашей компетентности в вопрсах экологии. Надеюсь, что он был для вас полезным и интересным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе!

Литература:

1. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников. Дошкольная педагогика – 2005 г, № 6, стр. 16 – 20

2. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников. Дошкольная педагогика – 2005 г. № 6, стр. 10 – 16

3. Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. Мозаика – Синтез, Москва 2010 г.

4. Программа «Детство»

5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций, Мозаика – Синтез, Москва. 2009 г.

Приложение № 1

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ.

1. ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ

Несколько раз сожгли поле, на нем со временем перестают расти те растения, которые всегда там росли, появляется что-то другое, не свойственное данным местам; уходят грызуны, которые тут раньше жили и т. д.

2. ВСЁ КУДА-НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ

Отходы одних живых организмов служат пищей для других. Ботву овощных растений после уборки урожая, пищевые отходы помещают в компостерную яму, где они перегнивают. Перегной, внесенный в землю, повышает ее плодородность.

3. ВСЁ ЧЕГО-НИБУДЬ ДА СТОИТ

Что бы чего-нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время. Даже для того, чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.

4. ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ

Законы природы складывались тысячелетиями. И люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к экологическим катастрофам.

Публикации по теме:

Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя»Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя» Уважаемые гости моей странички, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар "Педагогическое мастерство воспитателя" Данный семинар прошел.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Семинар-практикум «Путешествие в экологию»
Опубликовано: 8 марта 2021 в 19:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. Марш парков

Очередной тематический день посвящен одному из самых масштабных природоохранных событий в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы чтобы рассказать детям про Марш парков,...

22 апреля. Международный день Земли

С наступлением весны – настоящей, а не календарной – отмечается День Земли, в честь уникальной голубой планеты Солнечной системы, на которой все мы живём. С 2009 года ООН решила отмечать его 22 апреля....


Горячие темочки