Папки-передвижки

Семинар-практикум «Речевые формулы для конструктивного общения с родителями»

МАРИНА ПОЛЯКОВА
Семинар-практикум «Речевые формулы для конструктивного общения с родителями»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ

ДЛЯ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

С РОДИТЕЛЯМИ»

Цель: Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности педагога.

Категория участников: педагоги ДОУ.

Педагог-психолог сообщает тему и цель семинара.

Презентация к семинару.

Публикация «Семинар-практикум „Речевые формулы для конструктивного общения с родителями“» размещена в разделах

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно – образовательного процесса дошкольных учреждений.

Отсутствие взаимопонимания различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития ребенка – это все ведет к росту недоверия между воспитателем и родителями, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы говорим.

Цель моего выступления - совершенствование коммуникативно-речевых умений в общении с родителями.

Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

Улыбка,

имя собеседника

комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней.

С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу.

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.

• Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1,5 м.

• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» :

«Я сам такой же, у меня то же самое!».

Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!»)

Чаще говорить «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Практика. Упражнение «Желаю Вам.»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы.

Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

Рефлексия: Что вы чувствовали, высказывая пожелания? Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе? Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

Консультация

ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Если перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил:

1. Говорите с родителями только о том, судить, о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

2. Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать.

3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с вами поговорить?», «Не знаю, может быть я не совсем права, но всё таки…».

4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.

5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идё т к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.

6. Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.

7. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания.

8. Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных, спортивных, казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих меропрятиях.

9. Создайте библиотеку для родителей. Поместите в неё не только методические пособия, но и всё, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов.

10. Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос», (это как вариант) где предложить родителям написать насущные проблемы воспитания и развития детей, общения с ними. Вопросы, как правило, во всех семьях похожие. Но одни родители не знают, как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку друг с другом, отвечать на вопросы.

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…

- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….

- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации, что мы можем предпринять?. (дождаться первого предложения от родителя)

- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем….

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

Универсальные: - Только Вы…. в этой ситуации можете нам помочь

- Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….

- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что….

Нам очень нужна именно Ваша помощь…

- Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…

У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая.

Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…

Как извиниться?

- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…

- Я прошу прощения, что так произошло….

- Прошу Вас меня извинить за то, что…надеюсь…

Практика. Творческое задание «Просьба»

Работа в подгруппах.

Ситуация. Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно в данный момент.

Задача.

Первая подгруппа: составьте свою просьбу и найдите такие формы вежливого обращения, чтобы родитель не смог вам отказать.

Вторая подгруппа: найдите весомые аргументы и вежливую речевую форму отказа в просьбе воспитателю, если вы родитель, к которому он обратился с просьбой.

Рефлексия.

Речевые формулы возражения, которые помогут избежать возникновения конфликта в ходе разговора с родителем.

- Каким тоном следует произносить эти реплики? (Мягко, спокойно).

• Я не знаю. - Мне необходимо уточнить,

• Я не могу сейчас. - В настоящее время это довольно сложно, однако.

• Вы не должны. - Будет лучше, если вы.

• Вы меня не так поняли. - Давайте уточним следующее.

• Нет, я с вами не согласна. - К сожалению, придется вам возразить

• Вряд ли это возможно. - Я понимаю вас, однако.

• Это не так. - Я в целом разделяю ваше мнение, но.

• Я не согласна. - Очень бы хотелось с вами согласиться, но.

• Не думаю, что это верно. - Верно, но нужны некоторые уточнения.

Практика. Упражнение «Скажи правильно»

Работа в подгруппах.

Цель: отработка навыка использования формул возражения.

По окончании упражнения - рефлексия.

Сигнализируйте о терпении и понимании

Используйте следующие формулировки.

«Да, я хорошо могу понять это».

«Я могу себе представить, что у Вас на душе».

«Это действительно плохо для Вас - я Вас понимаю».

При этом обратите внимание на свой голос: здесь важно не столько, что Вы говорите, сколько, как Вы говорите.

Сообщение негативной информации о ребенке.

Не всегда время, проведенное в детском саду, бывает радостным и безоблачным. Поэтому воспитатель вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать информацию о ребенке, носящую негативный характер.

Рассказывать о трудностях (на занятиях, в поведении, с которыми столкнулся ребенок, нужно не на общем собрании, а индивидуально. На общем собрании затронуть проблему только в общих чертах.

Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».

По принципу сэндвича общение строится так : начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).

Подведение итогов

- Использовать объединяющие слова, присоединяясь к партнеру по общению : «Нам с вами известно», «Для нас важно» и т. д.

- Пользоваться приемом «Да – но…», чтобы ваши аргументы не вызывали возражений.

- Не советовать, а советоваться. В конце фразы можно задать вопрос «Договорились?», «Хорошо?».

Рефлексия

Список использованной литературы

1. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) СПб. : Издательство «Речь», 2009. — 224 с: ил.

2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары, практикумы, тренинги, рекомендации/ авт. -сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. – Волгоград, 2011

3. ttp ://wiki.kkidppo.ru/index.php/ФГОС_ДО/Методическая_копилка

4. Крамкова О. В. Этика и эффективное общение. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 44 с.

Прикреплённые файлы:

rechevye-formuly_srpun.ppt | 997,7 Кб
 
Публикации по теме:

Речевые формулы для конструктивного общения с родителями Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта? - Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и… -Спасибо, что Вы обратились.

Семинар–практикум на тему: «Литературно-речевые досуги». Литературно-речевые досуги широко используются во всех возрастных группах детского сада. По форме и организации это различные «путешествия»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Речевые формулы для конструктивного общения с родителями»
Опубликовано: 3 июня 2015 в 12:26
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД