Семинар-практикум с педагогами «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка»

ИРИНА БРАТЦЕВА
Семинар-практикум с педагогами «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка»

Семинар – практикум с педагогами

«Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенка ка»

Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта.

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать.

В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни.

Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.

Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.

В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.

. Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.

. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.

Дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания.

«Каков ваш стиль воспитания

Стиль воспитания – Общая система воспитания, характеризующаяся определенным уровнем контроля и поддержки.

Контроль – Направление, надзор, коррекция. Аспект воспитания, в котором родители стараются корректировать поведение ребенка. При этом они готовы и способны идти на конфронтацию с непослушным ребенком.

Поддержка– Аспект воспитания, в котором упор делается на самостоятельность, самоконтроль и индивидуальность ребенка. Родители видят нужды и требования ребенка, поддерживают его, заботятся об его эмоциональном здоровье.

10 20 30 40 50

На нижней горизонтальной линии графика (ось Х) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов в нечетных пунктах.

На левой вертикальной линии (ось Y) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов в четных пунктах.

Проведите линии от этих двух точек и поставьте букву «М» в месте их пересечения. Сектор, где они пересекаются, представляет стиль воспитания ваших родителей.

Тест на определение стиля воспитания

Как вы воспитываете своего ребёнка

Оцените каждое высказывание по шкале от 1 до 5 (1-абсолютно не согласен, 2-не согласен, 3-не уверен, 4-согласен, 5-абсолютно согласен). (ОСВ-2)

1. Я считаю, что детей должно быть видно, но не слышно. 1 2 3 4 5

2. Когда ребёнку плохо, я поддерживаю и успокаиваю его. 1 2 3 4 5

3. Когда ребёнок плохо себя ведёт, я применяю телесные наказания. 1 2 3 4 5

4. Я редко делаю ребёнку замечания и позволяю ему учиться на своих ошибках. 1 2 3 4 5

5. Я всячески воспитываю в ребёнке волю к победе. 1 2 3 4 5

6. Ребёнок может спокойно мне все рассказывать, не боясь наказания. 1 2 3 4 5

7. Я учу ребёнка уважать родителей и подчиняться авторитетам. 1 2 3 4 5

8. Я спокойно отношусь к проблемам с поведением, за исключением крайних случаев.

1 2 3 4 5

9. Я учу ребёнка как правильно себя вести практически во всех ситуациях. 12345

10. Я всегда заступаюсь за своего ребёнка перед другими взрослыми. 1 2 3 4 5

11. Мне важно, чтобы ребёнок слушался меня беспрекословно. 1 2 3 4 5

12. Я не стеснялись выражать свою любовь к ребёнку. 1 2 3 4 5

13. Я всегда говорю своему ребёнку, что сначала нужно достичь чего-то важного. 12 3 4 5

14. Я не интересуюсь с кем дружит мой ребёнок. 1 2 3 4 5

15. Мне важно, чтобы мой ребёнок делал все на 100%. 1 2 3 4 5

16. Я позволяю ребёнку выражать любые эмоции, даже если это ставит меня в неловкое положение. 1 2 3 4 5

17. Я учу ребёнка самоконтролю. 1 2 3 4 5

18. Я принимаю гнев ребёнка и позволяю его проявлять. 1 2 3 4 5

19. Я учу ребёнка ценностям и традициям нашей культуры. 1 2 3 4 5

20. Я спокойно дам ребёнку возможность самостоятельно выбрать профессию и образ жизни. 1 2 3 4 5

Сумма баллов в нечетных пунктах - ___

Сумма баллов в четных пунктах - ___

Характеристики стилей воспитания

Потакающий

- мало контроля, много поддержки

- родитель доступен, руководит ребёнок

- двусторонняя коммуникация

- мало четких стандартов и принципов

- мало внимания последствиям

- постоянство в выражении положительных эмоций

- непостоянство в требовании дисциплины

- разрешающий, сердечный

Влияние на ребёнка

Низкий уровень самоконтроля и высокий уровень самоуважения, отсутствие уважения к окружающим, неуверенность, неспособность соблюдать границы, низкий уровень ответственности, низкая успеваемость в школе, несдержанность, сильный дух.

Ключевые моменты

- Повысьте степень контроля

- Удовлетворяйте потребности ребенка в системе и дисциплине

Направляющий

- много контроля и много поддержки

- родитель доступен, доброжелательный авторитет для ребёнка

- двусторонняя эффективная коммуникация

- четкие стандарты, основанные на правильных ценностях

- логичные и естественные последствия плохого поведения

- постоянство в любви и дисциплине

- любящий, твердый

Влияние на ребенка

Высокий уровень самоуважения, самоконтроля, самостоятельности, здоровые отношения, хорошая успеваемость в школе, правильно сформированная воля и сильный дух

Ключевые моменты

Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль

Отстранённый

- мало контроля и мало поддержки

- родитель недоступен

- минимальная коммуникация

- практически отсутствуют ясные стандарты и ценности

- непредсказуемые последствия

- непостоянство в любви и дисциплине

- далёкий недоступный

Влияние на ребенка

Недостаток самоуважения и мотивации, трудно строить здоровые отношения, часто непослушен, неуверенность, плохая успеваемость в школе, деформированная воля и раненный дух.

Ключевые моменты

- Уделяйте больше времени ребёнку

- Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные.

Доминирующий

- много контроля, мало поддержки

- родитель недоступен, ребенок его боится, а родитель требует беспрекословного повиновения

- односторонняя коммуникация от родителя к ребенку

- негибкие и часто завышенные требования

- жесткие, часто чрезмерно, последствия

- родитель не выражает положительные эмоции и жестко наказывает

- властный, холодный

Влияние на ребенка

Низкая степень самоуважения и самоконтроля, непослушание, депрессия, нездоровые отношения, средние успехи в школе, сломленная воля и сломленный дух.

Ключевые моменты

- Больше слушайте, поддерживайте своего ребёнка и проявляйте заботу

- Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы

Обзор стилей воспитания:

Выводы экспертов:

1. Дети и подростки, которым родители постоянно ПОТАКАЮТ, часто плохо учатся и имеют проблемы с поведением, при этом отличаются высокой самооценкой, хорошими социальными навыками и редко страдают депрессией.

2. Дети и подростки, которых воспитывают ОТСТРАНЕННЫЕ родители, испытывают большие трудности во всех сферах.

3. Дети ДОМИНИРУЮЩИХ родителей учатся средне и в начальных классах не отличаются проблемным поведением. Однако у них заниженная самооценка и трудности с социальной адаптацией. Такие дети подвержены депрессивным состояниям и легко попадают под влияние сильной личности.

4. Дети и подростки, которых воспитывают в НАПРАВЛЯЮЩЕМ стиле, добиваются большего успеха в социуме и лучше выполняют поставленные задачи, чем дети, которых воспитывают другими методами.

Исследования показывают, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания помогает решать проблемы с поведением и мальчиков, и девочек на всех стадиях развития. Преимущества НАПРАВЛЯЮЩЕГО стиля и ущербность всех остальных стилей воспитания становятся очевидными уже в детсадовском возрасте и далее проявляются все более отчетливо на всех стадиях взросления.

Очевидно, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ позволяет добиться лучших результатов, чем остальные методы, а самые плачевные последствия – у ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ воспитания.

Если тест показал, что стиль ваших родителей не был НАПРАВЛЯЮЩИМ, можете ли вы изменить собственный стиль?

Да! Даже если на этом этапе ваш стиль воспитания совпадает с родительским. Это будет нелегко, потому что, воспитывая детей, мы часто поступаем интуитивно, не задумываясь.

Вот несколько рекомендаций для коррекции стиля воспитанияв сторону НАПРАВЛЯЮЩЕГО:

[Попросите родителей нарисовать стрелку от их сектора на графике в сторону сектора «НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ». Пусть они напишут, какие изменения им нужно произвести. ]

Если вы тяготеете к ПОТАКАЮЩЕМУ СТИЛЮ (верхний левый сектор, вам нужно сначала продумывать реакцию на поведение ребенка. Если он что-то просит или плохо себя ведет, скажите, что вам надо подумать над ответом. При этом можно посоветоваться с супругом или другим взрослым, если есть такая возможность. Часто мы говорим «да», только чтобы избежать конфликта или заслужить одобрение ребенка. Вам нужно повышать степень контроля.

Помните, что вы пример и наставник для ребенка. Ему многое могут дать учителя, но характер и ценности формируются, по большей части, под влиянием вашего примера и под вашим руководством.

Комментарии для ведущего: Напишите на доске (в верхнем левом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ПОТАКАЮЩЕГО СТИЛЯ:

- Повысьте степень контроля

- Удовлетворяйте потребность ребенка в системе и дисциплине.

***

Если для вас характерен ОТСТРАНЕННЫЙ СТИЛЬ воспитания (нижний левый сектор, причиной может быть то, что вы вообще редко бываете рядом с ребенком. Возможно, между вами эмоциональная дистанция. Например, если вам приходится растить ребенка самостоятельно, то часто у вас просто нет сил на то, чтобы вдумываться в его проблемы и просьбы.

Но ситуацию можно изменить, если заранее планировать время с ребенком. Даже если вы можете уделить ребенку безраздельное внимание лишь несколько минут в день, это уже большой шаг. А если выдается возможность провести с ним больше времени, запланируйте какое-то совместное дело, которое доставит ребенку удовольствие. Самое главное – не опускать руки. Ребенок многому научится у разных учителей, но его характер будет формироваться под вашим влиянием – вы для него пример и наставник.

Комментарии : Напишите на доске (в нижнем левом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ:

- Уделяйте время ребенку

- Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные.

***

Если тест показал, что у вас ДОМИНИРУЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания (нижний правый сектор, вам нужно скорректировать свой подход. ДОМИНИРУЮЩИЕ родители часто выражают любовь, устанавливая в доме строгие правила, надеясь таким образом восполнить потребности близких. Для того чтобы стать НАПРАВЛЯЮЩИМ родителем, вам надо понять, что идеала добиться невозможно. Все хотят жить в идеальном мире, но, к сожалению, мир вокруг нас далек от совершенства. Позвольте себе, супругу (или супруге, детям быть несовершенными. Меньше требуйте и командуйте, и тогда вы сможете принять несовершенство близких и научитесь любить их такими, они есть. Если вы снизите планку, то члены семьи перестанут бороться с нереалистичными ожиданиями и, наоборот, в какой-то момент превзойдут ваши ожидания. Первым делом выслушайте ребенка, воспринимая его вопросы не как вызов, а как приглашение к диалогу и поиску взаимопонимания.

Комментарии для ведущего: Напишите на доске (в нижнем правом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО СТИЛЯ:

- Больше слушайте, поддерживайте и проявляйте заботу

- Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы.

***

Если ваш результат оказался в верхнем правом секторе (НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ, посмотрите, какой аспект (ПОДДЕРЖКА или КОНТРОЛЬ) у вас выражен слабее или, как вам кажется, требует дополнительных усилий. Подумайте, как можно далее усовершенствовать свой стиль воспитания.

Комментарии для ведущего: Напишите на доске (верхний правый сектор):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ НАПРАВЛЯЮЩЕГО СТИЛЯ:

- Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль

Практическая часть.

1. Упражнение «Нарисуй свою семью в образах цветов»

Что побудило Вас нарисовать такую семью (реальную,родительскую или представления, фантазии об идеальной семье.

Почему именно тот или иной цветок спонтанно выбран для изображения самого себя и совсем иной для кого-то из родственников.

Как расположены цветы относительно друг друга

Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию

2. Упражнение «Одно из трех»

Для проведения игры нужно отметить три условных места, на каждое место собирается первая, вторая или третья подгруппа. В ходе игры участникам каждый раз придется решать для себя вопрос, к какой из трёх групп они относятся.

Ведущий даёт инструкцию:

«Я предложу вам серию вопросов, которые метафорически описывают ваши особенности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой из предложенных вариантов вам ближе всего, и, в соответствии со своим выбором, займите, пожалуйста, свои места.

Итак,кто вы:

- марш Мендельсона, «Мурка», Венский вальс?

Кто вы:

- Ребёнок, Зрелый человек, Пенсионер. (Речь не идёт о реальном возрасте игрока)

- Первое свидание, помолвка, золотая свадьба?

- Спальня, кухня, рабочий кабинет?

- Палатка, крепость, вилла?

- Обвиняемый, адвокат, прокурор?

Табличка с надписью: «Посторонним вход воспрещён»,

«Скоро вернусь…», «Добро пожаловать».

- «С радостью!», «Надо подумать…», «Через мой труп»

Кто ВЫ:

- Прошедшее, настоящее, будущее?

Рефлексия:

Ответ на какой вопрос был наиболее трудным, на какой вопрос было легче всего ответить.

3. А сейчас для вас упражнение «Ассоциации»

.Вам надо будет назвать первые возникшие у вас ассоциативные образы.

1. если семья – это постройка, то она….(крепость, шалаш на двоих, квартира)

2. если семья – это цвет, то она…

3. если семья – это музыка, то это…

4. если семья – это геометрическая фигура, то она…

5. если семья – это название фильма, то…

6. если семья – это настроение, то…

4. Релаксация.

Музыкальная релаксация. Просмотр видеоролика «Счастливая семья».

А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть, расслабиться и подумать о своей семье.

5. Рефлексия.

Считаете ли Вы услышанную информацию полезной. Объясните.

Ваши пожелания.

Семинар-практикум подошел к завершению, благодарю за внимание.

Публикации по теме:

«Влияние семейного воспитания на особенности личности и поведения ребенка» (для родительского собрания) Типы семейного воспитания. "Один родитель ценнее тысячи учителей". Китайская пословица Воспитание детей – важнейшая задача современной.

Консультация для родителей в детском саду с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания» Консультация для родителей с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания»2 слайд: Главнейшим фактором в воспитании ребенка является.

Особенности семейного воспитания ребенка-дошкольника с ринолалией Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия.

Родительское собрание «Стили семейного воспитания» Оборудование: интерактивная доска, на каждого родителя: анкеты, по три фломастера разных цветов, разрезанные на несколько частей определения.

Семинар-практикум для педагогов и специалистов: «Стили общения педагога с родителями» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Упражнение 1 «Смотрим в книгу, видим…» Цель: продемонстрировать.

Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей. УДК 373.24 ВЛИЯНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ. Н. И. Бакулина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Влияние семейного микроклимата на ребенка Какая семья не мечтает, чтобы их ребенок рос здоровым и счастливым, жизнерадостным, общительным. Семья – первые, очень значимые жизненные.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенкаВлияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра.

Семинар-практикум для родителей «Заседание семейного клуба «Здоровячок» Семинар-практикум для родителей «Здоровьесбережение как залог успешности ребёнка в социуме» Цель: формирование потребности в сохранении.

Значение семейного воспитания в развитии ребенка Значение семейного воспитания в развитии ребенка. Семейная педагогика – это наука, изучающая специфику условий семейного воспитания, которая.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Семинар-практикум с педагогами «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка»
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 10:06
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Методическая разработка: учебно-игровое пособие «Перекресток»
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по...
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за лягушкой»
Цель :расширять знания детей об окружающем мире. Задачи: Образовательные: расширять и уточнять знания детей о внешнем виде лягушки,...
Фотоотчёт о конкурсе чтецов среди воспитанников старших групп детского сада «Мы рады...
Традиционно каждую зиму в нашем детском саду организуется конкурс чтецов "Мы рады Зимушке-Зиме" среди воспитанников старших и подготовительных групп. Не стал...