МААМ-картинки

Семинар-практикум с родителями (гендерное воспитание)

Любовь Скорина
Семинар-практикум с родителями (гендерное воспитание)

Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время вопросу гендерного воспитания. В начале нашей встречи хочу предложить 2 игры для сплочения и настроя на семинар.

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива. 2 группы родителей выполняют задания быстро и четко.

Инструкция: Постройтесь: квадрат; треугольник;круг; ромб; угол; букву; птичий косяк.

Упражнение «Спутанные цепочки»

Цель: психологическое упражнение на разогрев участников тренинга.

Публикация «Семинар-практикум с родителями (гендерное воспитание)» размещена в разделах

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Информационный блок.

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется (Варианты ответов)

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду.

Чем же мы отличаемся друг от друга, мужчины и женщины (Варианты ответов)

Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Часто можно услышать в речи такие выражения: “Не баба, а мужик в юбке” или “ Штаны носит, а ведет себя как женщина”. Это говорит о том, что существуют социокультурные аспекты в различии мужского и женского. Так, например, заметны различия в социокультуре африканской и европейской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке – это привилегия мужчин, или юбки в Шотландии – это национальная одежда мужчин, а юбки в Европейском обществе всегда считались предметом женского туалета.

В современное время наблюдаются изменения в морфологии пола в связи с изменением статуса женщины в обществе. Во многих странах женщины получили равноправие, многие женщины занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются тяжелым физическим трудом.

Ученые провели исследования изменений женщин с XIX по XX века и сделали выводы:

– на смену женской фигуре, называемой “песочные часы” (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра) пришла фигура наших современниц – прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщины напоминает треугольник -чисто мужской вариант;

– у некоторых женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны, наблюдается огрубение голоса и полысение головы.

Поэтому в современной науке принято четко разграничивать конституционные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их понятием пола и гендера.

Пол - в переводе с латинского означает “порождать”. Это биологические различия между людьми, определяемые генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер– социальный пол, взаимодействие человека с другими людьми в социуме и поведение в разных ситуациях может быть разным. Биологическая женщина может стать “мужчиной”, т. е. ее поведение будет напоминать мужское – курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В данный момент ее социальный пол – мужской.

Ребенок только после трех лет начинает осознавать свой пол. С момента рождения начинается его воспитание и гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли мужчины (варианты ответов)

Какие условия для развития создавать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины (варианты ответов)

Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

Чтобы воспитывать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. Дети одного возраста, посещающие одну возрастную группу, будут иметь разный биологический возраст по характеристикам созревания мозговых структур: девочки опережают мальчиков на 1-1,5 года.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление (поэтому этим объясняется тот факт, что некоторые девочки начинают говорить очень рано).

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста (до старшего дошкольного возраста) доминирует образно-чувственная сфера – мыслят образами и представлениями.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

БУКЛЕТ

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

В умственной деятельности

девочки

1. быстрее схватывают новый материал;

2. легче усваивают алгоритмы и правила;

3. любят задания на повторение;

4. чаще используют ближнее зрение;

5. воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

6. лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”.

мальчики

1. труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

2. им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;

3. лучше выполняют задания на сообразительность;

4. не терпят однообразия.

Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

1. Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.

2. При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер;

б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;

в) использовать больше наглядности на занятиях;

г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера;

д) при обучении новому материалу рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т. к. дети взаимодополняют друг друга;

е) в начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание;

ж) при объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.

Внимание

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность.

Эмоции

1. Мальчики в дошкольном возрасте эмоционально чувствительны и склонны к ситуативной тревожности не меньше чем девочки, хотя внешне эмоции могут не отражаться на лице;

2. Эмоциональная выразительность девочек высока и легко «считывается» взрослым с лица. К тому же, девочки более легко говорят о том, что они чувствуют, их чувства «вербализированы».

Мотивация деятельности и оценка достижений

1. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.

2. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

Игра и поведение

мальчики

1. Мальчики более подвижны, больше кричат, бегают;

2. В социальном поведении мальчики характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность.

3. Стремятся к независимости.

4. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше.

5. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.

Рекомендации педагогам

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но стоит учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию. Необходимо предоставить им пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек, при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть.

Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

Мальчик в случае усталости истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария).

девочки

6. Девочкам пространства нужно меньше, но атрибутов для сюжетно-ролевых игр больше;

7. В социальном поведении девочки характеризуются более высоким уровнем развития таких черт как дружелюбность и контактность.

8. Стремятся к взаимозависимости.

9. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.

10. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

11. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

ЧТО ЖЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ВЗРОСЛЫМ?

-Педагоги психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует армированию дружбы между противоположными полами. Другой недостаток совместного обучения мальчиков и девочек в том, что в образовательных учреждениях одни женщины. Это отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения.

-Политика нашего государства в советское послереволюционное время была поставлена так, что образ матери был господствующим семейном воспитании, и он же был основным в женском образовании. Отцу в семье отводилась второстепенная роль. Его явным предназначением было – служить Отечеству. Кроме этого, те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родине. Результаты этой политики мы пожинаем, посей день. Главенствующую роль в семье часто занимают женщины, мужчины часто уходят от воспитания детей, самоотстраняются, или уходят на второй план. Редко встретишь семью, где папа – глава семьи во всех смыслах этого слова.

-В современное время много неполных семей. Часто встречаются семьи, в которых мама совместно с бабушкой воспитывает сына (внука). В таких семьях мальчики больше времени проводят с матерью или бабушкой и образ отца становится менее привлекательным. В школе и в детском саду мальчиков тоже окружают женщины. Часто взрослые осуждают “немужское поведение” мальчиков, забывая, что перед ними еще ребенок, личность которого еще формируется. И это способствует формированию неврозов.

-Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. В результате совсем не мужественные мальчики подвергаются со стороны педагогов травмирующему воздействию. У мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.

ПОЭТОМУ: Целью гендерного подхода должно стать воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

В предметно-развивающей среде часто наблюдается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания “девчоночьих” материалов и пособий.

Игра-соревнование «Назови игрушки»

Игра-соревнование для родителей : разделить в две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.

(по окончании игры)

Вопрос: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?

(вариант ответов)

ОТВЕТ: НЕТ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Из всего сказанного, понятно, что проблема гендерного воспитания в современное время существует, и решить ее за короткий срок не реально, но уделять ей внимание все, же следует.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цель: эмоциональная разрядка. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Окончание семинара.

Публикации по теме:

Просветительская работа с родителями. Семинар-практикум «Развитие речи от 0 до 7 лет»Просветительская работа с родителями. Семинар-практикум «Развитие речи от 0 до 7 лет» Разработанный мною Цикл семинаров-практикумов под общим названием «Развитие речи детей от 0 до 7 лет» - это три часа непрерывного живого.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников» Семинар для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников». - Сегодня я хочу вас пригласить в мастерскую художника. Где мы с вами.

Семинар — практикум для педагогов на тему «Актуальность работы с родителями в оздоровлении детей дошкольного возраста». Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии».

Семинар-практикум для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Семинар - практикум для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» В настоящее.

Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей» Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе.

Семинар-практикум с родителями «Гимнастика вдвоем» для детей 3–4 лет Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования здорового образа жизни детей. Задачи: 1. Познакомить родителей.

Семинар-практикум с родителями ясельной группы «Играем пальчиками — развиваем речь» Цель: построение эмоционально - доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации.

Семинар-практикум с родителями в подготовительной группе «Что такое готовность к школе?» Целевая аудитория: родители детей подготовительной группы. Форма проведения в контексте ФГОС ДО: ФГОС говорит о приоритете непрерывного.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Предварительная работа:проведение диагностических методик "Оценка коммуникабельности педагога с родителями" и "Определение Вашего стиля.

Семинар-практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» Семинар – практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» воспитатели: Карпова С. И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум с родителями (гендерное воспитание)
Опубликовано: 12 января 2017 в 06:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД