МААМ-картинки

Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока»

Рыбьякова Минзиля Фаритовна
Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока»

Цель: Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции через использование методов арт-терапии (эбру-терапия, танцетерапия, сказкотерапия). Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния, познание своего «Я».

Материалы: карточки с восточными именами, карточки для составления восточных стихов, шарфики для восточного танца, диск с музыкой для восточного танца, памятки «Восточный массаж лица», видео «Мудрость Востока», презентация «Эбру – рисование на воде», карты с предсказаниями, восточные сладости.

Ритуал встречи: «Мы вместе!»

Публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии „Тайны Востока“» размещена в разделах

Цель: сплочение, настрой на совместную работу.

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Психолог произносит слова, а педагоги выполняют движения по тексту:

Мы – вместе:

И сияние глаз (встретимся взглядом с каждым)

И сплетение рук (пожмем друг другу руки)

Мы – вместе!

Все сметая преграды,

Разрушая все стены (слегка покачиваются)

Мы – вместе!

И это прекрасно! (поднимают руки вверх и пожимают друг другу).

Несмотря на то, что мы явно отличаемся по цвету глаз, росту, возрасту, нас объединяет то, что мы педагоги, коллеги и просто женщины, готовые к изменениям.

Педагог-психолог. Издавна Восток славился своим неповторимым великолепием обычаев и традиций. Здесь всегда и все, даже самая малость, имеют значение и несет некий символический смысл. Предлагаю окунуться в тайны Востока и побыть его жителями. Я верю, что сегодняшняя встреча принесет всем лишь положительные эмоции, ощущения душевного равновесия и спокойствия.

1 этап: Начало работы.

Игра-приветствие «Тайна имени» (заранее подготовить карточки с восточными именами и расшифровкой к ним)

Педагог-психолог: Предлагаю взять карточку, где написано восточное имя и расшифровка к нему. Представьте, что вы жительница Востока, назовите свое имя, представив себя в новом образе. Расскажите, нравится ли Вам это имя, какая может быть судьба у человека с таким именем, род деятельности (может быть исходя из значения имени? Ничего в жизни не бывает случайного. У кого из вас выбранное имя отражает Вас на самом деле?

(Участники вживаются в этот новый образ, читают свое имя, говорят, нравиться ли оно, рассказывают, как они себя чувствуют с этим именем, какая у них может быть судьба).

Упражнение «Восточные стихи»

Педагог-психолог: Для создания веселой атмосферы предлагаю использовать сочинение восточных стихов. Предлагаю Вам побыть поэтами Востока. Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи. Правила «восточного стихосложения»:

Существительное (главное слово)

Прилагательное, прилагательное,

Глагол, глагол, глагол,

Фраза, выражающая отношение.

Пример: Ужин!

Праздничный, запоздалый,

Разжеван, съеден, переваривается.

Блаженно состояние сытости.

Пример: Любовь!

Чистая, взаимная, лучистая!

Накоплена, подарена, воодушевляет!

Состояние счастья, умиротворенности!

2 этап Разминка.

Танец «Восточные сказки» (обучающее видео, восточная музыка, разноцветные шарфы)

Педагог-психолог: Говоря о красоте Востока, мы не можем не отметить, что красота женщины – в ее грации. Вспомните, как танцуют восточные танцовщицы! И нам тоже приятно, когда на нас обращают внимание, считают привлекательными. Люди ценят не только красоту лица, но и красоту движений.

Сладко льется музыки теченье.

Барабанный бой волнует кровь.

Одолев смущенье и волненье,

Я танцую танец про любовь.

В шелк, расшитый бисером одета,

Я кружусь, сагатами звеня.

И дрожат кокетливо монеты

На груди и бедрах у меня!

Много есть приемов обольщенья –

Взгляды, жесты, песня, нежный стих…

Но восточный танец, без сомненья,

Самый обольстительный из них.

(Предлагаю взять шарфики и потанцевать).

Упражнение «Восточные рецепты красоты»

Педагог-психолог: А вы знаете, что восточным красавицам известны такие молодильные рецепты, о которых жительницы Европы и понятия не имеют. Недаром у среднестатистической сорокапятилетней китаянки морщин на лице гораздо меньше, нежели у сверстницы француженки, и это несмотря на хваленую французскую косметику. Как они достигают этого эффекта! Исключительно простыми народными средствами. Выглядеть хорошо восточным красавицам помогает массаж лица, который к тому же снимает усталость и внутреннее напряжение.

1. «Хвост феникса»

Хорошенько вымойте руки. Теперь ладошками погладьте ими лицо по направлению от подбородка к скулами обратно.

2. «Небесный свод»

Пальцы обеих рук приложите ко лбу у основания бровей. Осторожно надавливая подушечками пальцев, поглаживайте лоб по линии надбровных дуг в стороны, к вискам.

3. «Нефритовый глаз»

Надавите одновременно указательными пальцами на внутренние, а большими – на внешние уголки глаз. Медленно сосчитайте до 50 и расслабите пальцы.

4. «Поцелуй обезьяны»

Вытяните губы трубочкой. Затем медленно откройте рот и произнесите звук «О». После чего так же медленно закройте рот и вернитесь в и. п.

5. «Капли дождя»

Указательным, средним, безымянным пальцами легонько побарабаньте по подбородку, двигаясь от его середины по краю челюсти к ушам.

6. «Лапа дракона»

Согните пальцы обеих рук «выпустите коготки». А теперь с силой почесывайте кожу головы в направлении от лба к затылку.

(Внимание! Для достижения эффекта упражнения надо выполнять ежедневно- не менее чем по 3 минуты каждое). Раздаю памятки.

Упражнение «Восточная мудрость»

Педагог-психолог. Восток всегда славился своими мудрецами и премудростями, притчами и иносказаниями. Читая восточные притчи, погружаешься в атмосферу дворцов и шатров, султанов и наложниц, пустынь и оазисов. Это дает разыграться воображению, перенестись в тот красивый и загадочный мир, но тем самым не лишает притчу смысла, а только задает ей пикантность и неповторимость.

Притчи — это не просто тексты, не просто выдуманные рассказы. Это в первую очередь повествование о реальных событиях. Каждая притча может научить чему-то. В ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок. Одни из них приносят нам вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи - задуматься. Эти истории открывают нам новые жизненные ориентиры, направляют нас и предлагают пути будущих изменений в судьбе, и в личностном росте. Предлагаю посмотреть и послушать несколько восточных притчей, может быть, они натолкнут вас на принятие какого-либо решения или просто заставят о чем-либо задуматься.

Показ видео «Притчи Востока» (2 притчи)

3 этап Мини-лекция «Эбру - древнейшая восточная техника живописи, искусство рисования на воде

Педагог-психолог. Сегодня, наша мини-лекция будет посвящена Эбру - древнейшей восточной техники живописи. Эбру – это искусство рисования на воде, философия красоты, спокойствия и умиротворения.

Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но известно, что эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе. В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный».

Эбру или рисование на воде относится к методу арт-терапии, и является разновидностью интуитивного рисования. Это хороший способ расслабиться, остановить поток мыслей, отдохнуть, перезагрузиться и зачерпнуть свежие силы. Работа с водой и красками снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности и агрессии. Терапия ЭБРУ эффективна как профилактика профессионального выгорания. Рекомендована тем, кто работает с людьми, с большими объемами информации, с чрезмерным уровнем стресса, ускоренным темпом, любителям слишком много работать. Также хорошо подходит людям, страдающим повышенной тревожностью, самокритикой, склонностью к перфекционизму.

Я приглашаю Вас поучаствовать в рисовании на воде. (участники садятся за столы, на которых находятся подносы с заваренным крахмалом, пластиковые лотки с разведенными с ПВА акриловыми красками, пипетки, зубочистки, деревянные палочки, влажные салфетки).

Все необходимые материалы для рисования на воде уже находятся перед вами. Первый шаг - это разбрызгивание. Для этого набираем любую из красок с помощью пипетки и наносим капли краски на поверхность воды. Краски будут самостоятельно "плавать" по поверхности, не смешиваясь активно друг с другом. Второй шаг - создание узора. Теперь с помощью деревянной шпажки или обыкновенной зубочистки можно поэксперементировать с узором. Можно потянуть каплю краски в разные стороны и у вас получится волшебный цветок. А если провести деревянной шпажкой горизонтальные и вертикальные линии по всей водной поверхности, то у вас получится прекрасная основа для вашего творческого самовыражения. В процессе рисования на воде сложно предугадать, как растекутся краски. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии. Вы становитесь автором уникального и неповторимого творения. Желаю творческих успехов и гармонии в душе!

Презентация «Эбру – рисование на воде» со звуком.

Упражнение «Предсказание оракула»

Участникам предлагается погадать, «узнать судьбу». Достать карты с предсказаниями и разложить на подносе. Участник берет карту, читает молча, затем по желанию вслух.

На дальних просторах священной земли

Деревья большие на склоне росли.

А рядом в скале из седого гранита

Природной стихией пещера разбита.

И в этой пещере в полной тиши,

Хранимой под сенью сводов больших,

От ярких лучей и от жизни забот, уж многие года оракул живет.

Я к этой пещере по звездам пришла

И просьбу оракулу передала:

«По жизни реки все текут и текут наши годы,

Что ждет человека – удачи, невзгоды?

Ты все предскажи, познакомь нас с судьбой

И тайну нам жизни слегка приоткрой».

И молвил оракул: «Возьми сей сосуд.

Судеб предсказанья отыщутся тут».

Упражнение «Приглашаем в чайхану»

Педагог-психолог: На Востоке жизнь не мыслима без чая. Приглашаю Вас в чайхану, где можно обменяться эмоциями, чувствами, пожеланиями. А также попить чаю с восточными сладостями.

(Участникам предлагается чай со сладостями). Прощание.

4 этап: Рефлексия.

Описание: Ресурсный круг:

— Что было важно?

— Что было трудно?

— Что понравилось?

Обмен чувствами/

Ритуал прощания: "Возьмемся за руки, друзья!»

Участники тренинга встают в круг, держась за руки. Психолог:

«Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке (руки внизу)

Поддержка, добрые слова

Помогут в жизни нам всегда» (руки вверху и слегка покачиваются)

Всем успехов, удачи!

Будьте женственными и привлекательными всегда!»

Публикации по теме:

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий.

Игра-практикум «Мой дом — моя крепость» с элементами арт-терапии для детей 10–14 летИгра-практикум «Мой дом — моя крепость» с элементами арт-терапии для детей 10–14 лет Цель: показать важность единства семьи и отношений в ней; продолжать развивать чувство эмпатии; развивать креативность в процессе моделирования.

Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии Соавторство: Золотухина Е. Д., воспитатель, Харазия С. Д., педагог-психолог, МДОУ «Незабудка» № 46 посёлка Серебряный Бор Нерюнгринского.

Презентация «Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии» В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической и педагогической помощи семей, имеющих проблемы межличностного общения,.

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Психологическая готовность к школе. В семье будущий первоклассник» Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность к школе. В семье будущий первоклассник" Цель: • Способствовать.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Я бы хотела нарисовать мечту» Семинар-практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я бы хотела нарисовать мечту» Цели: Стимулирование творческого процесса педагогов.

Семинар практикум с элементами тренинга с педагогами «Развитие толерантных навыков педагогов ДОУ» Подготовили: педагоги – психологи Мурзина О. П. педагог - психолог Гончарук С. Ю. Цель: создание условий для формирования у педагогов навыков.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями» Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями. Задачи: 1. Дать теоретическое.

Занятие по развитию творческих способностей с элементами арт-терапии «Волшебные краски»Занятие по развитию творческих способностей с элементами арт-терапии «Волшебные краски» Цель: Развитие у детей творческих способностей, способствование гармонизации психологического состояния детей. Задачи: 1. Развивать креативность.

Занятие с элементами арт-терапии «Жили-были» Цель: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 20:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД