Получи документы

Семинар-практикум «Социально-психологический климат в ДОО»

Ирина Муравьёва
Семинар-практикум «Социально-психологический климат в ДОО»

Цель. Познакомить педагогов с понятием благоприятный социально-психологический климат, его характеристиками. Помочь педагогам осознать, что они могут сделать для улучшения климата в ДОО.

Подготовка: проведение предварительного тестирования педагогов по «Экспресс-методике» О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто. Подготовка памятки.

План проведения:

1. Приветствие. Игра «Здравствуй, друг!»

2. Введение в проблему: что такое социально-психологический климат?

3. Результаты тестирования педагогов по социально-психологическому климату в педагогическом коллективе («Экспресс-методика» О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто.)

Публикация «Семинар-практикум „Социально-психологический климат в ДОО“» размещена в разделах

4. Практическая часть - тест «Важней всего погода в ДОО».

Памятка для педагогов «Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?»

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ход семинара-практикума:

1. Приветствие.

Цель: ознакомление педагогического коллектива с целью и задачами семинара-практикума. Создание непринуждённой психологической обстановки, настроя на совместную работу.

- Здравствуйте, дорогие коллеги! На сегодняшней встрече мы попытаемся выяснить, что такое благоприятный социально-психологический климат, каков уровень климата в нашем коллективе, и что мы можем сделать для его улучшения. Но для начала давайте поприветствуем друг друга.

Игра – приветствие «Здравствуй друг!».

Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг! (Здороваются за руку.)

Как ты тут! (Хлопают по плечу друг друга.)

Где ты был? (Дергают за ушко друг друга.)

Я скучал! (Кладут руки себе на сердце.)

Ты пришел! (Разводят руки в стороны.)

Хорошо! (Обнимаются.)

2. Ознакомление педагогического коллектива с понятием “социально-психологический климат”.

Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата особенно актуальна в наше время. Психологический климат в ДОО оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса, на формирование личности детей дошкольного возраста. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Педагогический коллектив достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. В ходе воспитательно-образовательной работы неизбежно возникают сложные проблемы, а порой и конфликты, из которых нужно уметь достойно выходить.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными качествами воспитателя, среди которых можно выделить такие как, организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Напряжённые ситуации педагогической деятельности вызывают у педагогов импульсивные действия по отношению:

• к детям: окрики, одёргивания;

• к родителям: конфликты, повышение тона;

• к коллегам: конфликты, ссоры, необоснованная неприязнь.

• к администрации: повышение тона, неадекватное реагирование на любое замечание.

Благоприятный психологический климат – это, прежде всего, безопасная атмосфера микросоциума, положительно влияющая на самоощущение воспитанников и коллектива, обеспечивающая психологическое здоровье и определяющая общий эмоциональный настрой на деятельность. Именно в такой среде возможно накопление эмоционального ресурса, позитивное взаимодействие друг с другом.

- Что такое социально-психологический климат?

Термин происходит от греческого термина "klimatos" – наклон, и означает качественную сторону межличностных отношений, способствующих, либо препятствующих продуктивной совместной деятельности в малой или большой социальной группе.

В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны".

Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, это те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата.

Отношения в коллективе строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата.

Преобладают пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к друг другу; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

Основными факторами формирования социально-психологического климата являются следующие:

• характер производственных отношений того общества, составной частью которого является коллектив;

• содержание, организация и условия трудовой деятельности;

• особенности работы органов управления и самоуправления;

• характер руководства;

• степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

• социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы и т. д.

От состояния морально-психологического климата педагогического коллектива зависит эффективность воспитательно-образовательной деятельности ДОО.

Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:

• доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика;

• свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

• отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

• удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

• высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

• принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Чтобы создать такой благоприятный климат важно знать как вы себя чувствуете в кругу коллег, как оцениваете свои отношения с ними.

3. Результаты тестирования педагогов по социально-психологическому климату в педагогическом коллективе («Экспресс-методика» О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто.)

4. Практическая часть - тест «Важней всего погода в ДОО».

- Чтобы ужиться в коллективе, найти в нём своё место и получать от делового и личностного общения удовольствие, чувствовать себя реализовавшимся нужно хорошо знать себя. Но все ли себя хорошо знают? Давайте познакомимся с собой поближе.

- Представьте себе такую ситуацию:

Ситуация 1. Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой, и начинаете есть, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.

2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.

Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного человека быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.

Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашей способности к нестандартному мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь, как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по вашим правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Ситуация 2. Представьте, что Вы восходящая звезда эстрады и только что закончили запись своего дебютного компакт-диска. Теперь Вам осталось лишь решить, каким будет дизайн обложки Вашего диска. Какой дизайн вы бы выбрали?

1. Успокаивающий пейзаж с использованием фотографий экзотических мест.

2. Весёлый рисунок из комиксов или забавную картинку.

3. Абстрактный рисунок, без какого-либо смысла, но такой. Что заставляет людей задуматься.

4. Своё собственное фото.

Если выбрали 1 вариант ответа, то Вы воспринимаете себя как мягкую и заботливую личность, способную для каждого найти своё доброе слово. Вы считаете себя чувствительным и восприимчивым, но другим иногда кажется, что Вы построили вокруг себя стену, за которую никто не может проникнуть, и ваша чувствительность и забота кажутся неискренними. Вам следует больше доверять людям, рассказывать о своих чувствах. Способствовать доверительным отношениям между коллегами помогут нестандартные мероприятия (капустники, тренинги, группы поддержки и т. д.).

Если Вы остановили свой выбор на 2 варианте, то Вы воспринимаете себя как открытого, весёлого, дружелюбного человека. С вами всегда весело. Но иногда своим коллегам Вы кажетесь ненадёжным, легкомысленным, способным только развлекаться. Вы реализуете себя в подготовке и проведении мероприятий развлекательного характера для коллег, детей и родителей.

Если 3 вариант, то, скорее всего, Вы считаете себя одарённой, творческой, отличающихся от других личностью. Коллегам можете казаться высокомерным, не готовым к сотрудничеству человеком, а также обидчивым и претенциозным. Если Вы действительно неординарны (хорошо поёте, рисуете или сочиняете стихи, то поделитесь способностями с коллегами. Если же амбиции основаны только на самомнении, то подумайте, вносите ли Вы что-то позитивное в работу коллектива, необходим ли он Вам?

4 вариант. Вы воспринимаете себя, как человека честного, прямолинейного, способного говорить правду, несмотря на обстоятельства, невзирая на лица. Однако коллеги могут воспринимать Вас как человека упрямого, не умеющего найти общий язык с остальными, иногда грубого и невоспитанного. Помните честность достойна, когда она корректна.

- Примите результаты теста без обид и задумайтесь …

Раздача памяток «Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?» (приложение 1.).

5. Подведение итогов занятия.

На сегодняшней встрече мы с вами попытались не только изучить морально-психологический климат нашего коллектива, предложить рекомендации по его улучшению, но и я, надеюсь, создать позитивный настрой для успешного продолжения нашей работы.

Рефлексия: оцените занятие двумя словами, но начинающимися на одну и ту же букву.

До свиданья, всем спасибо за сотрудничество!

И. Муравьёва педагог-психолог МАДОУ г. Рязани "Детский сад № 134"

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Как помочь агрессивному ребенку» Цели: 1. Предоставить информацию о том, что такое агрессия, каковы ее причины и формы проявления, чем агрессия отличается от агрессивности.

Семинар-тренинг, для учителей для коррекционной школы VIII вида «Психологический климат в коллективе» Семинар-тренинг, для учителей для коррекционной школы VIII вида. Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного.

Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе ДОУ, как условие индивидуального подхода к развитию ребенка Педагогический коллектив – это сложная социальная система, в которой, взаимодействуют и сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными.

Консультация для родителей «Психологический климат семьи» "Психологический климат семьи. " Психологический климат в семье благоприятный только тогда, когда в семейном кругу все друг к другу относятся.

Психологический климат коллектива педагогов Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет их работоспособность, психологическое.

Психологический климат в коллективе — фактор развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения Семирякова Елена Геннадьевна старший воспитатель ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ.

Семинар-практикум для педагогов «Интегрированный подход к планированию занятий в ДОО» Семинар – практикум для педагогов «Интегрированный подход к организации образовательного процесса» Цель: Повысить профессиональную компетентность.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Цель: объединить усилия коллектива МДОУ.

Семинар-практикум «Развитие профессиональной направленности педагогов ДОО» Цель: рассмотрение понятия «педагогическая направленность», самодиагностика развития профессионально важных качеств, осознание истинных.

Социально-психологический семинар для педагогов «Конструктивное общение в паре «взрослый — ребенок»; «ребенок-ребенок» Социально- психологический семинар для педагогов: «Конструктивное общение в паре «взрослый - ребенок»; «ребенок- ребенок» Цель: освоение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Социально-психологический климат в ДОО»
Опубликовано: 27 мая 2018 в 13:53
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД