Наталья Курдина
Семинар-практикум «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизация педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.
Задачи: способствовать формированию умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями; обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников.
Предварительная работа:
1. Подборка нормативных документов по работе с семьей.
Публикация «Семинар-практикум „Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Оформление выставки методической литературы по работе с семьей.
3. Анкетирование родителей (Приложение 1)
4. Опрос педагогов (педагогический диктант) (Приложение 2)
5. Подбор педагогической ситуации для обсуждения (Приложение 3)
6. Подготовка карточек к игре «Тренируем интонации»
7. Подготовка памяток для педагогов по взаимодействию с родителями (Приложение 5)
8. Оформление слайдовой презентации.
Ход семинара-практикума :
1. Приветствие. Озвучивание темы семинара-практикума.
2. Цели работы ДОУ с семьей :
установление доверительных, партнерских отношений с родителями;
создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями;
вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи взаимодействия ДОУ с родителями :
- работать в тесном контакте с семьями воспитанников;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
3. Нормативная база:
Декларация прав ребенка (1959г.)
Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
ФГОС ДО
В статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
4. Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:
1)Познавательное направление
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Общие, групповые собрания
Консультации, индивидуальные беседы
Выставки детских работ, поделок, изготовленных совместно с родителями
Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов
Совместные экскурсии
Открытые занятия
Совместное создание предметно-развивающей среды
Утренние приветствия
Почта доверия
Семейные проекты
2)Информационно-аналитическое направление
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Анкетирование
Опросы
Тестирование
3)Наглядно-информационное направление
Цель: донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Родительский уголок
Нормативные документы
Объявления
Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки)
Папка – передвижка
Фотовыставки
Выпуск газет
4) Досуговое направление
Цель: установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Праздники
Развлечения
Знакомство с профессиями родителей
Выставка семейной коллекции
Дни добрых дел
Акции
Педагогам предлагается ответить на вопрос: как вы думаете, какие методы относятся к каждому направлению работы? (Педагоги сначала называют свои варианты, затем ответ выводится на слайд).
5. Анализ анкетирования родителей (приложение 1)
6. Результаты опроса воспитателей (Приложение 2)
7. Практическая часть.
Игра «тренируем интонации»
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Педагоги разделены на 2 подгруппы. Первой подгруппе нужно произнести фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка» с разной интонацией (с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности). Интонации обозначены на карточках. Вторая подгруппа выступают в роли экспертов, им нужно узнать с какой интонацией прозвучала фраза и ответить на вопрос: удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия? Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями?
Педагоги сделали вывод о том, что в общении с родителями наиболее приемлем доброжелательный, ровный тон.
Упражнение «Давление»
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Педагогическая ситуация (Приложение 3)
Педагогам было предложено рассмотреть педагогическую ситуацию, и найти пути ее решения.
Правила построения эффективного общения (Приложение 4)
Данные правила выведены на слайд.
Заключение:
Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Рефлексия
Педагогам было предложено с помощью магнитов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация максимально полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.
Вручение педагогам памяток по взаимодействию с родителями (Приложение 5)
Приложение 1
Уважаемые родители!
Просим Вас искренние ответить на вопросы анкеты.
1. Откуда Вы берете информацию о воспитании ребенка?
Педагогическая и психологическая литература
От педагогов детского сада
Из личного опыта
Советы других родителей, друзей
Другое
2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?
Получение максимально полной информации о ребенке
Педагогические советы по общению с ним
Консультации педагога-психолога
Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка лучше прочитать
Возможность большего общения с родителями других детей
Возможность участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду
Другое
3. Трудности, которые Вы испытываете при воспитании ребенка?
Ребенок плохо ест
Не слушает родителей
Не знаете, чем занять ребенка дома
Другое
4. Обращались ли вы за помощью к педагогам детского сада с этими трудностями?
5. Если нет, то почему не обращались?
Не придаете особого значения к этим трудностям
Считаете это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога
Испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада
Считаете, что справитесь сами
Другое.
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2
Педагогический диктант
1. Сформулируйте и запишите (выберите из ниже перечисленного) свои личные цели в отношении работы с родителями:
Привлечение родителей к проблемам воспитания детей в детском саду
Материально-хозяйственная помощь
Соблюдение всех требований воспитателя
Нет целей
Другое (укажите что)
2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, приемами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми.
3. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители?
4. Напишите, пожалуйста, чему на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей?
5. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?
Приложение 3
Педагогическая ситуация
Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т. к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.
Как организовать работу с родителями Сережи? Что можно предложить бабушке для решения этого?
С родителями Серёжи необходимо проводить консультации, беседы, рекомендовать к прочтению научную и методическую литературу по психологии детей старшего дошкольного возраста, литературу по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Необходимо дать понять родителям и бабушке мальчика, что ребёнок должен быть самостоятельным. Только тогда он научится одеваться сам, когда будет пробовать это делать без посторонней помощи. Также родители должны понять важность прогулок на свежем воздухе и посещения бассейна, ведь это закаляет организм ребёнка, укрепляет его иммунитет. Для работы с семьёй Серёжи воспитатель может привлечь инструктора по физической культуре, медицинскую сестру и педагога-психолога. Совместно с данными специалистами можно провести индивидуальную консультацию с семьёй ребёнка. Инструктор по физической культуре объяснит, что физические нагрузки, бассейн и прогулки закаливают детский организм, повышают иммунитет. Инструктор также может пригласить родителей понаблюдать за занятием в бассейне. Воспитатель может привлечь родителей к совместной прогулке с детьми, для того, чтобы показать родителям, что ребёнок благодаря подвижным играм не мёрзнет на улице, что прогулки закаляют, развивают физически. Медицинская сестра также должна дать понять родителям, что физически развитый ребёнок реже болеет. Родители должны быть уверены, что в плохую погоду прогулки не проводятся, что температура воды в бассейне не позволит ребёнку замёрзнуть и т. д. Педагог-психолог должен провести с родителями консультацию на тему самостоятельности ребёнка. Цель данной консультации – добиться понимания родителями того, что чрезмерная опека не даёт ребёнку взрослеть и быть самостоятельным. Несамостоятельному ребёнку будет тяжело в школьной обстановке, ведь там ждать помощи особо не от кого. Бабушка же со своей помощью может вызвать насмешки со стороны сверстников внука, что негативно скажется на взаимоотношениях мальчика с другими детьми.
Приложение 4
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника) нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка, имя собеседника, комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником.
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Приложение 5
Памятка для педагога
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.