Лучший педагог года

Семинар-практикум «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»

Александра Кашина
Семинар-практикум «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»

Семинар – практикум

«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»

План семинара – практикума

1. Вступление.

2. Упражнение «Яблоко и червяк».

3. Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог - родитель».

4. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

5. Выполнение антистрессового упражнения.

Публикация «Семинар-практикум „Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй“» размещена в разделах

Ход семинара – практикума

1. Дошкольный возраст - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время этот период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому не надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».

Вместе с тем в настоящее время остро ощущается самодостаточность дошкольных образовательных учреждений в решении собственных задач и их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями. К тому же по ряду вопросов, которые являются нормативно- правовыми и обязательными для сотрудников ДОУ, работа с родителями ведётся формально.

Известно, что в настоящее время детские сады в России посещают только 50% детей дошкольного возраста. Возраст родителей сегодня колеблется в интервале от 18 до 55 лет, но преобладают родители в возрасте от 23 до35 лет.

В отличие от разных социально- экономических условий, в которых находятся семьи, в уровне образования родителей много общего, но в городах и районных центрах, в столицах и провинции он разный.

Что касается компетентности родителей в области воспитания своих детей, то здесь тоже наблюдаются некоторые особенности.

Родители в областном центре имеют больше источников получения информации о воспитании детей: это педагогическая и психологическая литература, консультации у воспитателя и психолога в детском саду. Некоторые взрослые при воспитании детей руководствуются собственной интуицией. В сельской местности родители отдают предпочтение своей интуиции, тому, как воспитывали их самих, советам воспитателей детского сада.

Столичные родители к педагогическому самообразованию также относятся по-разному. Так, например, регулярно выписывают и читают специальные журналы для родителей 2 % респондентов, однако удовлетворены их содержанием всего 0,5 %.

Особый интерес представляют данные относительно правовой культуры родителей: было установлено, что правовая и педагогическая культура большинства из них находятся на низком уровне.

2. Упражнение «Яблоко и червяк»

(мягко и спокойно) : Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Чтобы вы ответили червяку?

Откройте глаза и запишите свой ответ.

3. Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог- родитель»

А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог-родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много : это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряжённости, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

Вместе с тем признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Причины конфликта различны : несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта :

• возникновение конфликта (появление противоречий);

• осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

конфликтное поведение;

• исход конфликта.

Конфликт «педагог-родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник-подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определённым опытом и знаниями в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнёрского взаимодействия «на равных».

4. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнёра и своим собственным.

Модель «Способы выхода из конфликтной ситуации»

Конкуренция сотрудничество

* *

компромисс

*

Избегание (уклонение) приспособление

* *

---

Внимание к интересам собеседника

Конструкция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнёра.

Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнёра.

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Таблица. Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей. (раздаются участникам и комментируется)

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться всего в ущерб другому

Заинтересованность в победе. Обладание определённой

властью.

Необходимость срочного разрешения конфликта.

Испытывание чувства неудовлетворённости при поражении и чувства вины при победе.

Большая вероятность испортить отношения.

Уклонение Уход от ответственности за принятие решений. Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Приспособление Сглаживание разногласий за счёт ущемления собственных интересов. Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти. Нерешённость конфликта.

Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок. Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей. Получение только половины ожидаемого.

Лишь частичное устранение причин конфликта.

Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников. Наличие времени, необходимого для решения конфликта.

Заинтересованность обеих сторон.

Четкое понимание точки зрения противника.

Желание обеих сторон сохранить отношения. Временные энергетические затраты. Негарантированность успеха.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные так и отрицательные стороны.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок»

(Участники записывают свои ответы)

Примеры ответов участников семинара :

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половину, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление : «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Выполнение антистрессового упражнения

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведём с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессового упражнения восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из неё.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Семинар-практикум по методике М. Монтессори»Фотоотчет «Семинар-практикум по методике М. Монтессори» В нашем детском саду прошел семинар - практикум для педагогов всех возрастных групп по методике М. Монтессори. В начале педагогам было предложено.

Информационный семинар «Способы активизации по включению родителей в образовательную деятельность» Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Слайд 1 В соответствии с законом «Об образовании.

Методическая разработка для педагогов «Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ» Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ Педагог-психолог МБДОУ ЦРР детского сада №179 «Алиса» г. Ульяновска.

Программа по разрешению конфликтных ситуаций для подростков «Мы — разные» Пояснительная запискаВ современном обществе повышается внимание к проблемам конфликтов, которые возникают не только внутри семейных отношений,.

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Методическая разработка: Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям.

Семинар — практикум «Использование инновационных технологий в работе инструктора по физической культуре» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 п. Нефтяников» Семинар – практикум «Использование инновационных.

Семинар-практикум «Путешествие в экологию» О. С. Кочубей, воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад» Семинар– практикум «Путешествие в экологию» Цель: дать практическую направленность.

Семинар-практикум с родителями (гендерное воспитание) Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время вопросу гендерного воспитания. В начале нашей встречи хочу предложить 2 игры для сплочения.

Семинар — практикум «Успешный педагог» Автор – Рахманова Л. И. Цель: Активизация и развитие специальных педагогических знаний, умений, навыков, значимых личностных свойств и ценностных.

Семинар-практикум «О здоровье всерьёз» Д Не страшна тебе хандра. 4. У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня, лень, С ней борись ты каждый день..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 15:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД