Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Ирина Видяева
Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Семинар – практикум

Тема:

«Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Цель:

выявить и уточнить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой

Задачи:

способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой;

развивать творчество педагогов.

Вступление.

Уважаемые педагоги, начну я семинар с известных слов А. С Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». И как с этими словами не согласится!

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых.

Тема семинара звучит так: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Всё будет проходить в игровой форме. В конечном результате будет выявлен победитель. Побеждает тот, кто заработает больше фишек. (Делимся на две команды)

Теоретико-практическая часть.

Методы и приемы при работе с художественной литературой.

1) Мы много произведений читаем нашим детям, а знаем ли мы авторов, которые пишут эти произведения? (К. И Чуковский, Н. Н. Носов, Агния Барто, С. Я. Маршак, Сергей Михалков, Виктор Драгунский) Показ презентации: «Портреты русских поэтов и писателей»

2) Из каких частей состоит книга?

Обложка – лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

Форзац – разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.

Корешок – полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный лист – заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница – одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

3) Какие литературные жанры вы знаете?

(Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.)

4) Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Ответы педагогов.)

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить произведения о зиме, о зверях, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

5) Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений?

6) Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов.)

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут, это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

7) Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

8) Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т. п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

2. Викторина «Мир литературы».

1. Из каких произведений эти отрывки:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

(А. Барто «Мишка»)

«Пошла Аленушка в огород, а в огороде-то хорошо. А в огороде-то жарко-жарко, а в огороде-то тихо-тихо, только пчелики жужжат, да комарики пищат.

Пробежала Аленушка грядку с капусткой, пробежала грядку со свеклой, пробежала грядку с морковкой».

(«Пых», русская народная сказка.)

Купит с горем пополам,

Повернется к зеркалам –

Вся портновская работа

Разъезжается по швам.

(С. Михалков «Дядя Степа».)

Маленькие дети!

Ни за что на свете,

Не ходите в Африку,

В Африку гулять.

(К. И. Чуковский «Бармалей»)

3. Назовите присказки сказок.

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.

Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).

На море океане, на острове Буяне.

Это присказка - не сказка, сказка будет впереди.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

В некотором царстве, в некоем государстве.

В тридесятом царстве.

За тридевять земель, в тридесятом государстве.

Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.

Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.

Огнем дышит, полымем пышет.

Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.

С молодецкого посвисту пыль столбом.

Конь копытом бьет, удила грызет.

Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.

Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.

Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.

Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).

По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.

Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.

Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.

Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!

Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!

Стань передо мной, как лист перед травой!

Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.

Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.

Из сказки (из песни) слово не выкидывается.

Не за былью и сказка гоняется.

.

4. Сказочные заклинания:

Кто говорил такие волшебные слова?

- По щучьему велению, по моему хотению. (Емеля в Р. Н. С. «По щучьему велению).

- Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. (Иванушка - дурачок в Р. Н. С. «Сивка- Бурка»).

- Сим- сим, открой дверь! (Али-Баба, арабская сказка «Алибаба и сорок разбойников).

- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

(Женя из сказки Катаева «Цветик - семицветик»).

- Кара-бабас. (Мойдодыр К. Чуковского).

- Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед луной. Бурум-шурум, шалты- балты. Кто ты? Кто я? Был-я, стал- ты. (Нильс. С Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).

Заключение.

«В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему, то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, то не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его - и увидишь, как все будет хорошо!».

Публикации по теме:

«Валеологическое воспитание детей средствами художественной литературой» «Валеологическое воспитание детей по средствам художественной литературе» В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться.

Новые подходы к организации ИЗО деятельности в раннем возрасте (из опыта работы) Информация из опыта работы на тему: «Новые подходы к организации ИЗО деятельности в раннем возрасте» Подготовила: старший воспитатель МБДОУ.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Программное содержание: - познакомить детей с содержанием сказки; - продолжить.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительного к школе возраста с художественной литературойКонспект занятия по ознакомлению детей подготовительного к школе возраста с художественной литературой Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь». Цель: духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с художественной литературой. Перед нашим обществом стоит одна из важнейших задач- возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой.

Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой В связи с тем, что наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном.

Семинар-практикум «Организация деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой» Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению с художественной литературой. Задачи.

Тема моего выступления: «Семинар-практикум» как одна из форм работы с родителями. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Знакомим детей с художественной литературой. Занятие по произведениям Н. И. Сладкова Знакомим детей с творчеством писателя Н. И. Сладкова. Цель: Закрепить знания детей о творчестве писателя Н. И. Сладкова посредством театрализованной.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
Опубликовано: 19 мая 2016 в 08:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Праздник народной песни»
Как мы все знаем, дети очень любят праздники. И вот. сегодня наших детей ждал приятный сюрприз. С самого утра в саду звучала музыка и народные песни. К...
Конспект занятия «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Конспект тематического развлечения «Моя семья» в средней группе
Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие мой...
Планирование работы по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и...
Поделки к Яблочному Спасу «Яблоки с узорами из семечек дыни»
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....