Папки-передвижки

Семинар-практикум «Этнокультурное содержание образовательной области «Физическое развитие»

Елена Соколова
Семинар-практикум «Этнокультурное содержание образовательной области «Физическое развитие»

Формирование физического и психического здоровья детей, здорового образа жизни является важным компонентом гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности жизни каждого человека в общей системы мироздания.

Один из путей решения данной задачи мы видим в этнопедагогизации физкультурно-оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении, что предполагает включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка.

Публикация «Семинар-практикум „Этнокультурное содержание образовательной области „Физическое развитие“» размещена в разделах

Этнопедагогические традиции чувашского народа воспитание здорового поколения имеет много общего с традициями татар, мордвы, марийцев, удмуртов и башкир. Устойчивые традиции, поддерживаемое взрослыми, ставили детей в условия, в которых физическое воспитание становилось организационным и целенаправленным.

1. Знакомят ребенка с национальными особенностями физического воспитания детей (игры и упражнения на воздухе, питание, труд народные игрища).

2. Обогащают содержание двигательной деятельности ребенка чувашскими подвижными играми.

3. Будет элементы национальных видов спорта, спортивные упражнения в двигательную деятельность ребенка.

4. Готовят и проводят чувашские календарные праздники, имеющие ярко выраженную спортивно-обрядовую часть

5. Формирует у ребенка представление о культуре питания чувашского народа.

6. Знакомят ребенка с народным опытом лечения болезней.

7. Наполняют двигательную среду пособиями, которыми в старину пользовались во время игр и забав.

8. Формируют у ребенка представление о событиях спортивной жизни родного края.

Народные игры имеет важное значение в формирование этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и Уважение к своему народу, формируется стремление к достижению богатства национальной культуры. В чувашских народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок.

• На первом этапе воспитатель ставит целью развития познавательного интереса к чувашским народным играм.

• На втором этапе педагог знакомит с самими играми

• На третьем этапе осуществляется углубленное достижение игры.

• В дальнейшем педагог предлагает воспитанникам видоизменить игру.

• к шести годам дети, при соответствующей подготовке, могут научиться придумывать варианты знакомой им игры, создавать простые подвижные игры на фольклорные сюжеты и самостоятельно организовать их проведение.

Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, по нашему глубокому убеждению, позволит не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и окажет положительное влияние на состояние здоровья, динамика физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес систематические занятия физическими упражнениями.

Методика проведения фольклорных физкультурных занятий предполагает включение специальных организационно-методических приемов:

1. Использование потешек с произнесением звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнения статического характера. Использование адекватных возможностям детей статических упражнений на фоне развития общей выносливости может служить важным фактором ликвидации и профилактики у них различных дефектов осанки. Применение такого методического приема позволит избежать задержки дыхания и будет способствовать развитию органов артикуляции.

2. Использование песенок, потешек, считалок для выполнения упражнений, направленных на развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Их применения обосновано тем, что, как показано в исследованиях М. М. Кольцовой, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

3. Включение народных подвижных игр, собственных на основе художественного поэтического текста. По мнению М. П. Асташиной, в играх дети легко улавливают музыкальность, напевность и ритмичность родной речи, познают меткость и лаконичность родного слова; читалки, зачины, потешки придают народным играм своеобразный колорит.

4. Произнесение речитативов во время выполнения несложных по структуре упражнения невысокой интенсивности.

5. Использование в процессе физкультурных занятий загадок и песен соответствующего содержания. По мнению М. П. Асташиной, загадка с простыми словами достигается зримость и осязательность образов, которую можно отобразить в движении.

6. Использование словесных методов. Создание предварительных представлений об изучаемом в движении служит название упражнения, которые должны быть образным. По ходу выполнения упражнений даются дополнительные яркие, образные указания, помогающие детям быстрее осваивать движение. Например, при выполнении упражнения "Кря-кря, уточка" дается указание: "Руки - как крылья". При разучивании упражнения Можно также использовать объяснения, которые должны быть точными, Понятно нет, краткими, эмоциональными. При объяснении выделяется тот элемент техники, на который необходимо обратить внимание. некоторые авторы (Л. Лечеджиева, М. Ванкова, М. Чипранова) рекомендуют время от времени предварять показ словесным описанием движений с целью активизации умственной деятельности детей.

7. Применение задание, в которых необходимо сочетать различные виды деятельности (например, детям предлагается выполнить дома или в руке рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия, послушать рассказы, сказки соответствующего содержания и выполнить те или иные упражнения комплекса).

8. Применение в качестве музыкального сопровождения народных мелодий с целью развития у детей чувство ритма музыкального слуха, а также творческих способностей.

Воспитатель может использовать различные варианты проведения фольклорных физкультурных занятий.

• Сюжетные физкультурные занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества в чувашей - сказках, легендах. Цель занятий - развитие у детей творческого воображения, умение преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях.

• Двигательно-творческие физкультурные занятия с элементами фольклора чувашского народа. Эти занятия проводятся в форме двигательного рассказа. Занятия строятся по типу путешествия.

• Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.

• Игровые физкультурные занятия на основе чувашских народных подвижных игр.

__

Программа И. В. Махаловой по приобщению детей 6 - 7 лет национальным традициям физического воспитания "Родники здоровья", задает этнокультурное содержание образовательной области "Физическое развитие" с учетом национально-культурных условий Чувашской Республики. В ней представлены задачи и содержание образовательной работы, планирование образовательного процесса, аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия с семьей, планируемые результаты освоения программы. Программа разработана на основе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Чувашская Республика - один из многонациональных регионов Российской Федерации.

Цели и задачи реализации программы.

Цель программы - формирование физически развитого ребенка, владеющего доступными его возраста знаниями о народных традициях физического воспитания, проявляющего интерес и желание заниматься физическими упражнениями национального содержания.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с народным опытом формирование физических крепкого, закаленного, жизнерадостного и трудоспособного поколения.

2. Содействовать обогащению у детей двигательного опыта, становление ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни, занятиями физическими упражнениями.

3. Воспитывать у детей уважение и бережное отношение к национальным традициям физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения.

4. Способствовать развитию у детей национальной идентификации, формированию позитивного межнационального общения, проявление дружелюбия и симпатии к своему народу и народам ближайшего национального окружения.

Принципы и подходы к формированию программы

Программа разработана с учетом теоретических основ современной дошкольной педагогики: культурологический, субъектно-деятельностный, аксиологический подходы:

• Культурологический подход основывается на признании самооценки дошкольного детства как это прохождение ребенка в мир культуры, как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное значение для общего хода развития личности, ее психического и физического здоровья.

• Сущность субъектно-деятельностного подхода в дошкольной педагогике через создание эффективных педагогических условий для развития Да школьника как субъекта познания, общения и деятельности.

• Аксиологический подход в воспитании заключается в утверждение приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал культурной среде.

Приобщение детей национальным традициям физического воспитания осуществляется на основе научно-обоснованных психолого-педагогических принципов:

• Принцип интеграции

• Принцип народности

• Принцип природосообразности

• Принцип культуросообразности

• Принципы региональной специфики

• Принцип учета этнокультурной ситуации развития ребенка

Характеристики особенностей развития детей 6-7 лет, значимые для реализации программы

Программа «Родники здоровья» ориентирована на организацию и осуществление образовательной работы с детьми 6-7 лет. В этом возрасте почти все дети называют свою национальность (Ю. В. Бромлей, в оценке людей других национальностей они сориентированы на внешние признаки и характер деятельности.

Отличительные особенности программы

Программа «Родники здоровья» состоит из 5 разделов, каждый из которых имеет свою специфику, свою цель и включает несколько блоков, которые конкретизируют его содержание.

«Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже» Рассматривается и осмысливается отношение народа к здоровью как Одной из главных ценностей человеческой жизни.

Раздел представлен тремя блоками:

o «Народный идеал Здорового человека»

o «Народный богатырь как нормативный канон физически совершенного человека»

o «Народная система физического воспитания»

«В движении — сила. В движении — жизнь» предполагает знакомство с народными подвижными,состязаниями, танцами.

Раздел представлен тремя блоками:

o Народные подвижные игры

o Национальные спортивные праздники и состязания

o Нацональные танцы

«Воздух, солнце, вода – здоровая ограда» решает цель - раскрыть детям обусловленность народных способов закаливание организма климатическими условиями среднего Поволжья России.

В разделе предусмотрено два блока:

o «Народные методы закаливания»

o Летние и зимние народные развлечения на открытом воздухе

«Хорошее питание – крепкое здоровье» ставит своей целью познакомить детей с народной культурой питания, представлениями народа о зависимости здоровья От качества и режима потребления пищи.

Содержание раздела конкретизировано такими блоками:

o «Традиционная национальная кухня»

o «Национальные блюда»

«Здоровье никем не дается, а бережется». Цель раздела заключается в формировании у детей представлений о профилактике и традиционном опыте лечения распространенных в детской среде заболеваний.

Блоками раздела стали:

o «режим дня в жизни крестьянской семьи»

o «Национальная одежда как элемент системы сохранения здоровья»

o «Народный опыт профилактики и лечения заболеваний»

Система оценки результатов освоения программы

Для оценки целевых ориентиров физического воспитания детей 6-7 лет, на национально-культурных традициях, можно использовать комплекс методов педагогической диагностики: наблюдение за детьми, беседа, анализ продуктов детской деятельности, игровые тестовые задания.

В качестве компонентов этнокультурной компетентности детей 6-7 лет в области национальных традициях физического воспитания рассматриваются структурные составляющие сложной системы, находящиеся в тесном взаимодействии и представленные в соответствии со сферами личностного развития : детельностной, эмоциональной и познавательной.

Так же можно рассматривать по уровням: низкий, средний, высокий.

__

В программе Л. Б. Соловей, по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента представлена модель реализации регионального этнокультурного компонента, являющегося частью образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений; направленное на психолого-педагогическую поддержку социализации и индивидуализации, развития личности ребенка.

Как отмечают З. А. Богатеева, приобщение ребенка к традициям национальной культуры должно начинаться в раннем детстве с освоение родного языка, эмоционального отклика на народные игрушки, иллюстрации, потешки, песенки, постепенного расширения Круга общения с людьми, знакомство с предметами национального искусства, ремесла, усвоение норм и правил поведения в семье и в обществе по мере роста и развития ребенка.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента

Цель: Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента

Задачи:

• Формирование основ этнической идентичности на основе ознакомления с национальной культурой народов чувашии для последующего развития чувства принадлежности к единой русской нации;

Развитие социального и эмоционального интеллекта;

• Воспитание любви и уважения к близким;

Развитие интереса к познанию истории родного края;

• Воспитание патриотизма на основе обогащения представлений детей о своей малой Родине, в родном городе, деревне, селе;

• Формирование представления детей у народов, проживающих на территории среднего Поволжья, об их национальной культуре;

• Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другим национальностям, их культуре, традициям и обычаям;

• Воспитание трудолюбия у детей;

• Создание условий для развития трудолюбия, самостоятельной активности и индивидуальности каждого ребенка;

• Формирование уважение к труду членов своей семьи;

Принципы и подходы к формированию программы

Принципы:

• приоритета общечеловеческих ценностей.

• доступности.

• наглядности.

• преемственности.

• сотрудничества.

Подходы

• Средовой

• Личностно-ориентированный

• Деятельностный

• Аксиологический (ценностный)

• Диалогический (полисубъектный)

• Культурологический

При реализации программы важно учитывать также следующие условия:

• Деятельность по освоению программы может быть разнообразным. Это может быть игровой деятельностью, трудовой, изобразительные, музыкальной и др.

• Деятельность должна быть эмоционально насыщенной, интересной.

• Деятельность, предлагаемая детям, должна осознаваться ими как значимая

Целевые ориентиры социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

Блоки

• Блок «Моя семья»

• Блок «Мой детский сад»

• блок «Мой город (деревня, село, поселок)

• блок «Моя республика»

Разделы

• Раздел «Кто такие Чуваши?»

• Раздел «Что значит быть хорошим человеком в понимании чувашей?»

• Раздел «Культура народов проживающих в Чувашии (русских татар марийцев мордвы и др.)»

• раздел «Чебоксары - столица моей республики»

Подвижная игра «Платочек»

Игроки встают в круг и берутся за руки. Ведущий ходит за кругом и незаметно кладет платок на плечо одного из игроков. Игрок должен взять платок и догнать ведущего.

Правила игры. Игроки бегают по кругу, вбегая и выбегая из него. Остальные участники игры открывают круг, поднимая руки вверх, или закрывают круг, опуская их вниз. Если игрок догонит ведущего за условленное время, то они меняются ролями. Если игрок не догонит ведущего, отдает ему платок и игра продолжается.

Материал: платок.

Подвижная игра «Вода, воздух, огонь»

Игроки образуют круг. Считалкой выбирается ведущий. Он выходит в центр круга и подает различные сигналы. Игроки выполняют соответствующие им движения:

«Огонь!» - кружатся вокруг себя;

«Вода!» - хлопают в ладоши;

«Воздух!» - бегают по кругу;

«Железо!» - приседают

Правила игры. Ведущий подает сигналы в разной последовательности. Побеждает игрок, который меньше других ошибался в выполнении движений. Ведущий может подойти к одному из игроков и назвать любую команду. После этого быстро сосчитать до пяти. Если игрок не сможет выполнить задание за условленное время, то выбывает из игры.

Публикации по теме:

Календарное планирование по образовательной области «Физическое развитие» на 2016–2017 учебный год 3 октября (понедельник) 8.00-8.06—УГ гр. № 4 8.10-8.16—УГ гр. № 2 9.00-9.25 – НОД в гр. № 3 (старшая) Лексическая тема «Грибы. Лесные ягоды».

Конспект НОД по образовательной области «Физическое развитие» с детьми подготовительной группы Тема: "Баскетбол". Тип: занятия тренировка Задачи: Интеграция образовательных областей: "Физическое развитие" -познакомить с элементами.

Конспект НОД по образовательной области «Физическое развитие» в младшей группе «Воробышки» Задачи: Развивать умение действовать по сигналу воспитателя. Упражнять детей в ходьбе и беге, в сохранении равновесия при ходьбе на ограниченной.

«Путешествие в спорткомплекс». Конспект ООД по образовательной области «Физическое развитие» Тема: «Путешествие в физкультурно – оздоровительный комплекс «Евпатий Коловрат!»» Цель: организовать деятельность детей по формированию.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» в старшей группе КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Физическое развитие в старшей группе». Программное.

Конспект спортивного развлеченияпо реализации образовательной области «Физическое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие по странам мира» Задачи: • Формировать морально-этические качества личности через двигательно-игровую деятельность •.

Примерный перспективный план по образовательной области «Физическое развитие» Месяц Неделя Программное содержание Сентябрь 1 неделя Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному, в беге в рассыпную; в сохранении.

Проект «Танцуй-ка» в рамках образовательной области «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» .

Развивающая предметно-пространственная среда по образовательной области «Физическое развитие» Подготовила: воспитатель Власевич А. А. (Слайд 2) Образовательная область "Физическое развитие" является структурной едини-цей образовательной.

Совместная образовательная деятельность по образовательной области «Физическое развитие» в подготовительной школе группе Задачи: Обучать детей введению мяча одной рукой с продвижением вперед (баскетбольный вариант). Упражнять детей ходьбе и беге с выполнением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Этнокультурное содержание образовательной области «Физическое развитие»
Опубликовано: 28 января 2017 в 16:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД