Лучший педагог года

Семинар-практикум «Организация деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой»

Светлана Карпинская
Семинар-практикум «Организация деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой»

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению с художественной литературой.

Задачи семинара:

1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой, о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.

2. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.

Организационный момент.

Публикация «Семинар-практикум „Организация деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой“» размещена в разделах

Приветствие участников, объявление темы, цели….

Основная часть

Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда – то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Мы предлагаем вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве.

Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения. (Присаживаются за столы.)

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукцией, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.

Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

И сейчас мы с вами это воплотим на практике, прочитав по ролям отрывок из сказки Корнея Чуковского: «У меня зазвонил телефон»

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи сформулированы на слайде.

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения

Мне бы хотелось остановится более подробно на младшем и среднем дошкольном возрасте.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.

В среднем дошкольном возрасте

углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

Изучив методическую литературу, мы нашли множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми

К ним относятся:

• Традиция ежедневного чтения.

• Оформление книжных уголков в группах детского сада.

• Оформление выставок.

Творчество отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т. д.).

Тематические выставки.

Произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам.

Выставки книг и детских журналов, издаваемых в отдельном городе или регионе. (Граубин Георгий Рудольфович, Вишняков Михаил Евсеевич и д. р)

Выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.

Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением, готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.

• Создание "Книжкиной больницы" в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.

• Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сде-лать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.

• Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого в детском саду создаётся специальный календарь "Книжкины именины". В нем представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.

• Еще одной формой приобщения детей к книгам является экскурсия в детскую библиотеку.

• Использование проектного метода (Знакомство с писателями, изготовление книг и другое).

• Вечера загадок, сказок.

• Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.

• Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.

• Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора

• Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).

• Конкурсы

• НОД по знакомству с художественной литературой, образовательные ситуации.

И сегодня нам бы хотелось провести с вами одну из форм работы по ознакомлению с художественной литературой: викторину «В гостях у сказки»

Для этого нам нужно разделиться на 2 команды. Мы это сделаем с помощью жеребьевки.

Конкурсы

1. Из какой сказки картинка

2. Конкурс загадок

Книжку, ребята, в руках я держу.

А как называется, вам не скажу.

Но все же вы сейчас догадаетесь сами…

В этой книге именины,

Много было в ней гостей.

Но на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(К. Чуковский. Муха –Цокотуха)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался… (Колобок)

Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростился с зеленою кожей,

Стал мигом красивою и пригожей?

(Царевна-лягушка)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая

Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали,

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку.

(Гуси-лебеди)

3. Конкурс «Сложи сказку»

Предлагаются разрезные картинки по сказкам «айболит» и «бармалей». Сложить картинку и назвать сказку.

4. Конкурс «Сказочное лото»

Ведущий называет первое слово – дети отгадывают полное название сказки.

Сивка-… Заюшкина…

Конек-… Гадкий…

Гуси-… Крошечка…

Аленький… Доктор…

Бременские… Царевна…

5. Закончите фразу из сказки.

Ведущий :Это Серый Волк, зубами…

Дети. Щелк!

Ведущий. Он же Волчище — серый…

Дети. Хвостище!

Ведущий. Он же Волчок — серый…

Дети. Бочок.

Назовите сказки, в которых живет Серый Волк (Волчище — серый хвостище) или Волчок — серый бочок.

Ведущий: Это рыжая Лиса, всему лесу…

Дети. Краса!

Ведущий. А еще она Лисичка, Волку Серому…

Дети. Сестричка!

Назовите сказки, в которых живет Лиса Патрикеевна, Лисичка-Сестричка или Лиса.

6. «Белый конверт» Каждая команда получает конверт с портретом писателя. Назвать фамилию писателя и его детские произведения.

Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) 1882-1969 (Краденое солнце, Крокодил, Одолеем Бармалея, Приключения Бибигона, Путаница,Собачье царство, Тараканище, Телефон, Топтыгин и Лиса, Федорино горе, Чудо дерево)

Николай Николаевич Носов 1908—1976 (автомобиль, замазка, заплатка, незнайка, дружок, живая шляпа, затейники, карасик и д. р)

7. «Кто здесь был и что забыл?». Каждая команда получает по 3 вещи. В течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить - кто является автором этих произведений.

1-я команда:

Телефон - («Телефон». К. Чуковский);

Мячик - («Игрушки», А. Барто);

2-я команда:

Мыло, полотенце - («Мойдодыр», К. Чуковский);

Красная шапочка - («Красная шапочка», Ш. Перро).

8. А сейчас мы проверим, смогут ли наши участники придумать сказки сами. А вот и герои сказок. (Красная Шапочка, Колобок, Машенька, Медведь). Сочините с их участием сказку.

9. «Телеграмма». Пока вы придумывали сказки, к нам в детский сад приходил почтальон и принес телеграммы. Но от кого они, почтальон не сказал. Вам нужно догадаться самим.

• “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)

• “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)

• “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)

• “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)

• “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)

• “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)

• “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)

• “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

10. Подведение итогов викторины. Награждение участников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Программное содержание: - познакомить детей с содержанием сказки; - продолжить.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы. Чтение сказки «Зимовье»Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы. Чтение сказки «Зимовье» Чтение сказки «Зимовье» в обр. И. С. Соколова-Микитова Цель: познакомить детей с русско-народной сказкой «Зимовье» в обработке И. С. Соколова-Микитова;.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой на тему: «Обобщающая беседа об осени» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида». Конспект НОД с детьми средней группы.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительного к школе возраста с художественной литературойКонспект занятия по ознакомлению детей подготовительного к школе возраста с художественной литературой Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь». Цель: духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и развитию речи для средней группы «Метель» Конспект занятия по ознакомлению детей с худ. литературой и развитию речи для средней группы "Метель" Цель: учить детей эмоционально воспринимать.

Конспект занятия по ознакомлению детей среднего возраста с художественной литературой «Волшебный сундучок» Задачи:1. Продолжать знакомить детей с литературным жанром- сказка. 2. Закрепить умение узнавать и называть героев знакомых сказок. 3. Подводить.

НОД по чтению художественной литературы «В гостях у сказки «Колобок» для детей с умственной отсталостью легкой степени Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ.

Примерный конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Младший дошкольный возраст Тема: «Поможем бабушке Федоре» Цель: Воспитание доброжелательных отношений. Задачи: - Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего.

Примерный конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Старший дошкольный возраст Тема: «Фантазёры и обманщики» Цель: Воспитание доброжелательных отношений. Задачи: - Продолжать знакомить детей с литературным жанром:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Организация деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой»
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 11:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД