Получи документы

Семинар «Профессиональный стандарт «Педагог», как инструмент реализации ФГОС»

Иванова Маргарита Сергеевна
Семинар «Профессиональный стандарт «Педагог», как инструмент реализации ФГОС»

«Профессиональный стандарт «Педагог», как инструмент реализации ФГОС»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

«Мы объединились, потому что мы похожи».

Цель: сплочение группы, создание атмосферы доверия и комфорта внутри группы (все участники).

Ведущий:

«Встаньте, пожалуйста, в круг. Давайте сейчас вместе найдем, чем мы похожи, что нас объединяет. Каждый по очереди назовите своего соседа слева по имени и скажите ей» : «(Имя, мы объединились, потому что мы похожи: и у тебя, и у меня…» - и назовите предмет или что-то еще, что вас объединяет с соседом. Повторять слова, названные другими участниками, нельзя. Давайте я начну: Татьяна, мы с тобой объединились, потому что мы похожи. И у тебя, и у меня серые глаза».

Публикация «Семинар „Профессиональный стандарт „Педагог“, как инструмент реализации ФГОС“» размещена в разделах

Мы сегодня будем говорить о профессиональном стандарте педагога он распространятся для всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч. 1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация». Что такое профстандарт педагога? Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда. Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандарт с 2020 года будут применять в качестве:

1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

3. Инструмента роста качества российского образования.

4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях. Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество. Содержание Профстандарта педагога Педагог должен выполнять трудовые действия:

• Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)

• Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы

• Развитие профессионально значимых компетенций

• Формирование психологической готовности к школьному обучению

• Организация различных видов детской деятельности

Педагог должен уметь :

• Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.

• Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.

• Владеть ИКТ - компетентностями.

• Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.

• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

Педагог должен знать :

• Приоритетные направления развития образования РФ,

• законы в сфере образования и прав ребенка.

• Рабочую программу и методику обучения.

• Закономерности развития ребенка и детской деятельности.

• Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач. В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем. Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися. Новые компетенции которые должен использовать педагог, специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательный процесс любых обучающихся:

работа с одарёнными воспитанниками — активизировать педагогов и детей для участия в различных конкурсах и создать систему учёта, раскрыть способности каждого ученика, создать условия для развития каждого ребёнка в интересах его личностного роста.

дети с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача – создать им условия образования на основе психолого-педагогических приемов. И работа с данной категорией детей и с детьми с ОВЗ – это командная работа. А умение работать в команде — это одно из требований профессионального стандарта.

В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые функции, умения и знания. «От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил», (Из профессионального стандарта педагогов) Учиться, повышать свою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно из основных современных качеств педагога.

Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации

Методологическая компетентность. Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса.

Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно- следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.

Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, «Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога) Чтобы реализовывать ФГОС, педагог обязан использовать цифровые технологии визуального творчества. В профстандарте целый раздел посвящён ИКТ компетентности педагога. Первое, что необходимо сделать для применения данной технологии — создать технические условия. В нашем образовательном учреждении имеется интерактивное оборудование (интерактивная доска с мультимедийным проектором, мультимедийная установка, ноутбук, компьютер) В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей. Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно–методической;

- социально–педагогической.

Воспитательно– образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

осуществление целостного педагогического процесса;

создание развивающей среды;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога :

знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

планирование воспитательно-образовательной работы;

проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

консультативная помощь родителям;

создание условий для социализации детей;

защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями,специалистами ДОУ.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога :

Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).

Работа в методических объединениях, творческих группах.

Исследовательская, экспериментальная деятельность.

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

Различные формы педагогической поддержки.

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.

Обобщение собственного педагогического опыта.

Проблемные семинары и вебинары.

Работа по самообразованию.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2020 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время… Профессия педагог — творческая профессия. Свобода личная и профессиональная — необходимые условия для творчества. Стандарт создаёт условия для раскрепощения, но очень важно суметь этим воспользоваться.

Проблема профессионального саморазвития актуальна для каждого педагогического работника. Естественно, в каждой образовательной организации ведется многоаспектная работа по подготовке коллектива к работе в новых условиях. Но полноценной подготовкой воспитателя к работе в новых условиях будет в том случае, если он сам «примерит» к себе предъявляемые к его профессии требования то есть, займется самообразованием. В процессе мастер-класса коллеги представится возможность спроектировать модель профессионального саморазвития.

Приглашаю участниц занять места за рабочими столами. Наглядной иллюстрацией структуры проектируемой образовательной модели будет макет дома. У каждой из вас есть такой макет и рекомендуемые методические материалы,если на мой вопрос вы затрудняетесь дать собственный ответ, можете воспользоваться, предлагаемыми материалами. Проектируемая нами модель будет представлена блоками по аналогии с этажами дома.

Вопрос № 1

Назовите свое настроение, с которым вы будете работать. ( Варианты: «Каждая ситуация, если ее правильно использовать, становится возможной». «Начни с себя, и будет мир прекрасен». «Плыву не так как ветер дует, а как парус поставлю». «Меняйтесь раньше, чем вас заставят сделать это ваши условия работы». «Без стремления к саморазвитию и самообразованию педагога – профстандарт останется на бумаге»).

Хозяину дома перед закладкой фундамента необходимо провести финансовый аудит, а педагогам при проектировании модели саморазвития провести рефлексивный обзор своих профессиональных возможностей.

Настал момент проявить вам свою оригинальность в выборе цели, которая станет основой проектируемой образовательной модели и вектором вашего саморазвития, ну, и, конечно же, фундаментом дома. При необходимости воспользуйтесь материалами №1 и выберите приоритетную для вас цель из предложенных. ( Варианты: Осознание своих сильных и слабых сторон; анализ педагогического опыта; степень мотивации к самообразованию. Обеспечение условий для своего профессионального роста как педагога, способного свободно ориентироваться в реалиях современного дошкольного образования; создание ситуации для творческой самореализации воспитателя в аспекте предъявляемых требований к его профессиональной деятельности; создание собственной модели повышения профессиональной компетентности педагога в соответствии с предъявляемыми требованиями к его профессиональной деятельности). И напишите её на фундаменте.

Строительство первого этажа

Пора приступить к строительству первого этажа и проектированию следующего планово-прогностического блока модели саморазвития.

Для успешной реализации цели нам необходимо определить задачи. Примерные варианты под №2. ( Варианты: обеспечить условия для успешного профессионального саморазвития на основе личностного самоопределения и самореализации; ориентировать свое саморазвитие на применение в образовательном процессе личностно-ориентированной технологии как механизма развития личности ребенка и др.).

Что мы предусмотрим в планах своей деятельности на данном этапе? Вам могут помочь материалы под №3. ( Варианты: изучение теории вопроса по материалам сайта «https://профстандартпедагога. рф»; создание картотеки методической, педагогической литературы; подбор образцов документации по обозначенной проблеме и др.).

Напишите предложенные вами варианты в окнах первого этажа.

А теперь наступил момент поразмышлять над педагогическим прогнозом. Вы можете воспользоваться материалами № 4. Назовите их и вставьте ваши прогнозируемые результаты в красные балконы под окна. ( Варианты: рост имиджа воспитателя среди коллег и родителей; индивидуализация образовательной деятельности с ориентацией на личностное развитие ребенка и др.).

Строительство следующего этажа и проектирование практического блока модели саморазвития

Коллеги, мы возводим следующий этаж и определяем мероприятия практического блока модели саморазвития. В данном случае вы должны посмотреть на себя глазами педагога, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт и выбрать эффективные формы реализации намеченных планов. Какие формы обеспечат вам успешное решение намеченных планов? Обратите внимание на методические материалы № 5.( Варианты: неделя творческого мастерства; профессиональные конкурсы; семинары и др.) .

Возведение крыши и проектирование аналитико-рефлексивного блока модели саморазвития.

На данном этапе мы анализируем полученные результаты, планируем перспективу его развития, транслируем опыт саморазвития на разных уровнях. Воспользуйтесь материалами №6 и прикрепите крышу. «Педагог – профессионал»,

Мы построили с вами не дом, накрыли его крышей, но, посмотрите, крыша подтекает, здесь капля. Значит, что-то мы не учли. Мы говорили о развитии педагога как профессионала, но забыли о педагоге, как о личности. Снимите каплю и прочитайте, что там написано.

Эмпатия – это прекрасная возможность увидеть проблему с позиции ребенка.

Креативность – это верный способ достижения успеха на профессиональном пути.

Целеустремленность – целеустремленный человек всегда добивается высших результатов.

Искренность – главный механизм в отношениях с детьми.

Толерантность – она не позволит вам неуважительно отозваться о ребенке.

Тактичность – она позволяет вам хвалить ребенка публично, а анализировать его недостойное поведение наедине с ним.

Считаю, что вышеназванные качества личности необходимо развивать каждой из нас.

Заключительное слово методиста

Возьмите с собой этот дом и надейтесь на чудо, что в Новогоднюю ночь вместо деда Мороза придет профессиональный стандарт и скажет : «А вот и я! Прошу любить и жаловать!» А вы в ответ ему: «Ждала тебя, добро пожаловать!».

Как-то плыли на корабле мудрец и купец. Путь лежал долгий через океан. Купец вез целый сундук с золотыми монетами и дрогой одеждой. У мудреца же не было ничего, что могло быть ценным. Купец постоянно насмехался над мудрецом из-за его бедности.

Был шторм и корабль вынесло на рифы, где он и разбился. Купцу и мудрецу в тот день очень повезло и они остались в живых. Их выбросило на берег и они оказались на одном из необитаемых островов.

Мудрец благодарил небеса, за то, что они спасли его, но вот купец не был радостным. Он постоянно причитал и корил судьбу за то, что она забрала все его богатства, и он не знал, что дальше ему делать.

Мудрец подошел к нему и сказал: «Счастье не измеряется в количестве золотых монет. Если ты раньше заработал свое состояние, то значит это сможешь сделать еще раз. Главное это то, что ты знаешь, как это сделать. После кораблекрушения я ничего не потерял, так как знания – вот мое богатство. И это никто не сможет у меня отнять».

Те книги, которые вы читаете, те мероприятия, в которых вы принимаете участие дает возможность не только развиваться, но и получать новые знания, которые останутся с вами навсегда и будут помогать вам в достижении ваших целей.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Семинар «Современный, стильный, модный педагог»Семинар «Современный, стильный, модный педагог» План работы семинара – практикума «СОВРЕМЕННЫЙ СТИЛЬНЫЙ, МОДНЫЙ ПЕДАГОГ.» 12.30-12.40 Встреча и регистрация участников семинара.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС»Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный.

Отчёт по самообразованию музыкального руководителя «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт по самообразованию музыкального руководителяТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Работа.

Фотоотчет «Профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2017»Фотоотчет «Профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2017» В этом году в седьмой раз прошел муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов, под названием «Педагог года 2017», в котором.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС доНормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Профессиональный стандарт «Педагог», как инструмент реализации ФГОС»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 09:57
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД