Наталья Важенина
Семинар-тренинг «Грантовая поддержка социальных проектов»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Общаясь с коллегами вчера по поводу проектов, а самое главное про поводу финансирования проектов, я поняла, что эта тема очень острая и актуальная для многих. Поэтому хочу поделиться некоторыми материалами семинара-тренинга, который я проводила в г. Ялта, Крым. В 2014 году. Тогда я приехала с этим материалом в надежде, что эта информация поможет детским садам найти финансовую поддержку своим проектам.
Публикация «Семинар-тренинг „Грантовая поддержка социальных проектов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Скажу сразу, тем, кто скептически отнесется к теме грантов для ДОУ - все вполне реально. Работая воспитателем, я с удовольствием принимала участие как в федеральных, так и в региональных грантовых программах. Суммы финансирования были разные, но в детском саду пригодится любая.
Кратко делюсь основными терминами, надеюсь поможет.
ЧТО ТАКОЕ ГРАНТЫ И ЗАЯВКИ НА НИХ?
Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа, грант не нужно возвращать.
Заявка - письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Как коммерческая фирма составляет бизнес-план с целью убедить инвесторов поместить деньги в дело, так заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя (дарителя) вложить деньги в Ваш проект. Однако, в отличие от бизнес-плана, заявка пишется, чтобы получить средства на некоммерческий проект, то есть на дело, которое заведомо не принесет прибыли.
КТО ТАКИЕ ДОНОРЫ И ЗАЯВИТЕЛИ?
Доноры (грантодатели, спонсоры) - частные лица или организации, рассматривающие заявки на грант и предоставляющие гранты.
Заявители - частные лица или организации, подающие заявки на грант.
Как правило, в благотворительные и государственные фонды обращаются за поддержкой организации, выполняющие проекты, которые не принесут прибыли ее членам (исполнителям проекта, владельцам фирмы, учредителям организации и т. д.).
В данном семинаре под некоммерческой (бесприбыльной) мы будем понимать организацию, которая либо не получает прибыли от своей деятельности, либо получает, но использует ее на цели своего развития (уставную деятельность, а не распределяет ее в виде дивидендов среди своих членов (совладельцев, учредителей и т. д.).
КТО И ДЛЯ ЧЕГО ПИШЕТ ЗАЯВКИ?
В последнее время все больше и больше организаций и частных лиц в нашей стране сталкиваются с необходимостью писать заявки на гранты. Свежие идеи требуют средств. Для специалистов России и других стран бывшего СССР проблема - написать и подать заявку на такой конкурс идей и проектов - только недавно стала актуальной. Приходится слышать, что никакой проблемы нет. "Написал - и послал". Так ли это просто, как кажется? Что нужно знать, чтобы Ваша заявка имела шансы на успех? Как ее оформить? Как наиболее выигрышно описать Ваш проект и Вас самих, чтобы грантодателю, "донору", захотелось оказать поддержку именно Вам? Конкуренция за благотворительные источники помощи в мире очень остра. Обидно потратить силы впустую.
Надо разобраться с тонкостями.
Что такое проект? (в данном контексте понимание проекта может немного отличаться от понимания термина "проект", который применяется в детском саду.
Проект от лат. Projectus –бук. - брошенный вперед.
ПРОЕКТ это ИДЕЯ,
направленная на решение конкретной проблемы на достижение определенной цели (изменение определенной ситуации) в ограниченное время и с использованием заранее определенных ресурсов конечным результатом выполнения которой должно стать желаемое изменение ситуации (решение проблемы)
Типичная ошибка!
«Писать гранты» - некорректное выражение. Пишут не гранты, а заявки на них! Грант – это деньги.
Заявка на грант – это заявка на целевое финансирование
Жизненный цикл проекта* - это промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его завершения. Жизненный цикл проекта можно разделить на отдельные фазы, например:
концептуальная фаза, включающая формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта;
фаза разработки проекта, включающая определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации (при необходимости);
фаза выполнения проекта, включающая все необходимые работы по реализации проекта, включая маркетинг и обучение персонала;
фаза завершения проекта, включающая подведение итогов, оценку результатов, сдачу объекта (если таковой создавался в ходе проекта) и предоставление отчетов по проекту.
Результаты проекта
Результаты проекта бывают количественные и качественные. Например, количество благополучателей, которые получат в ходе проекта консультационные услуги; количество публикаций в местной прессе, посвященных проекту; количество материалов в электронных СМИ, посвященных проекту; количество консультаций; количество участников просветительских мероприятий (семинаров и тренингов); количество участников других публичных мероприятий (например, "круглых столов"); тираж издаваемых в ходе проекта печатных материалов.
Могут быть предусмотрены и другие ожидаемые результаты, исходя из особенностей проекта. Это количественные результаты. Качественными результатами могут быть: изменение отношения граждан к проблеме или целевой группе проекта (ВИЧ-инфецированные, несовершеннолетние мамы и т. д., появление новых форм социальной поддержки и реабилитации для представителей целевой группы, появление в СМИ позитивных материалов, посвященных этим людям, реальные механизмы интеграции их в социум и т. д.
Кроме результатов, получаемых непосредственно в ходе проекта или на момент его завершения, мы стремимся получить отсроченные результаты или эффект проекта:
1) важные решения, принятые в результате проекта исполнительной властью или органами местного самоуправления
2) законодательные акты, утвержденные с использованием результатов проектов
3) информационный эффект
4) экономический и экологический эффект
5) социальный эффект (например, число созданных рабочих мест)
6) признание методик/технологий
7) распространение методик/технологий
8) объем привлеченных средств на продолжение работ
9) использование опыта проекта в разработке и внедрении новых проектов и программ и т. д. *Составлено по материалам НП "ИнА-Центр" (г. Новосибирск)
Примеры формулировки результатов проекта:
функционирующий кукольный театр, дающий бесплатные 15–20 минутные представления для детей дошкольного возраста; не менее 70 % детей школы-интерната отмечают, что расширился круг общения, кругозор, благодаря мероприятиям, проведенным в рамках проекта; учащиеся, родители, студенты активно проводят свои выходные дни, принимают участие в спортивных мероприятиях, развивают свое физическое и психоэмоциональное здоровье. Посажено 50 саженцев и 1000 цветов;
напечатано 1000 агитационных листовок, которые розданы автомобилистам;
посещаемость (количество зарегистрированных пользователей - не менее 1000 человек); увеличивается на 60% количество желающих посещать спортивные секции, которые работают на базе школ и лицеев.