Получи документы

Семинар-тренинг «Личностно ориентированная модель общения взрослого с ребенком»

Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар-тренинг «Личностно ориентированная модель общения взрослого с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – тренинг педагогической осознанности.

Освоение содержания понятия «Личностно – ориентированная модель общения взрослого с ребенком».

Занятие № 4.

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131, г. Калининград

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия).

2. Информационная часть:

«Не рядом, не над, а вместе». Личностные смыслы педагогического взаимодействия». Ценности переживания, создания, отношения.

Публикация «Семинар-тренинг „Личностно ориентированная модель общения взрослого с ребенком“» размещена в разделах

Как прийти к личностно – ориентированной модели взаимодействия с детьми?

- позиция общения; метод «психологической скульптуры» американского психолога Вирджинии Сатир;

- «честный рисунок с натуры», или почему дети рисуют «головоногов»?

- А каковы вы в профессиональном общении? (оценка стиля общения педагога «Коммуникативная компетентность»)

- дистанция общения : «подлизы» и «липучки» - «короткая» и «длинная» дистанции общения ; игра «Что кому нужно?».

Какой стиль общения с ребенком предпочесть?. Трансактный анализ Эрика Берна.

Опыт нравственной позитивной самооценки детей в методике В. Г. Шур. Правило 3 – х «П» : «понимание», «принятие», «признание».(См. семинар «воспитателю о личностном общении «№ 3).

3. Практический инструментарий:

- общие ориентиры воспитательного процесса;

- механизмы процесса воспитания, предложенные А. В. Запорожцем, И. Коном, А. В. Петровским, Д. Б. Элькониным, С. Г. Якобсон (См. Н. В. Микляева. Воспитание чудом.)

4. После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

5. Рефлексия занятия «Свободный отчет» (См. Семинар – занятие №3).

6. Используемая литература.

Пре – тест, после – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

1. Метод «психологической скульптуры» В. Сатир;

2. Коммуникативная компетентность;

3. «Короткая» и «длинная» дистанции общения;

4. Трансактный анализ Эрика Берна;

5. Правило 3 – х «П» : «понимание», «принятие», «признание».

Ключевые слова и выражения.

В своих дневниках Д. Б. Эльконин неоднократно высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребенка и взрослого под влиянием двух составляющих: ориентировки воспитанника на эмоциональный смысл контакта и когнитивной ориентировки на способ действия.

Обобщение таких ситуаций показывает, что их можно объединить следующим образом:

1. Группа (14% от общего кол –ва ситуаций). Наблюдается единство эмоциональной и когнитивной ориентировок, которое выражается в доброжелательных взаимоотношениях между ребенком и взрослым, наличие активных предметных действий и позитивных речевых высказыванияхобеих сторон.

2. Группа (24%). Эмоциональная ориентировка на взрослого у ребенка неустойчива (то положительная, то отрицательная, когнитивная ориентировка соответствует стратегии «дополняющего» поведения со стороны ребенка : поощряют – радуется и старается делать еще лучше, ругают – исправляется.

3. Группа (38%). Эмоциональная и когнитивная ориентировки вступают в противоречие друг с другом, что выражается в разноплановости речевых высказываний ребенка и использовании то стратегии «дополнительного», то «защитного» поведения, когда ребенок делает вид, что не замечает проблемности педагогической ситуации.

Мини – исследование. Предложить ребенку нарисовать лестницу из 5 – 7 ступенек и наверху «поставить» самого хорошего человека, а внизу – самого плохого, самого сильного и слабого, доброго и злого; маму, папу, бабушку и дедушку, воспитателя и др.

Ценности переживания взаимодействия педагога с ребенком проявляются, когда дети выражают принятие тебя таким, каким ты являешься в данный момент: больным или здоровым, плохим или хорошим, безобразным или прекрасным и т. д. Ощущение такого «принятия» завораживает, пробуждает силы и способность верить в добро.

Ценности создания (созидания).

Первое направление работы – реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений.

Используемые методы: традиционные – наглядно- практические, сериации и классификации; нетрадиционные – формирование ассоциаций, установление аналогии, выявление противоречий.

Основные формы работы: занятия и экскурсии.

Второе направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений (накопление опыта творческого подхода).

В основном здесь традиционно используются словесные и практические методы.

Формы работы : подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей.

Третье направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций и явлений.

Методы работы: экологические опыты и экспериментирование с изоматериалами, методы фокальных объектов и синектики, усовершенствование игрушки, развитие творческого мышления и конструирования.

Формы работы: конкурсы детско – родительского творчества, организация подгрупповой работы детей в лаборатории.

Четвертое направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений.

Методы работы: диалоговые, экпериментирования, методы проблематизации,мозгового штурма, развитие творческого воображения.

Формы работы:организация детских выставок, проектной деятельности детей и взрослых.

Ценности отношения формируются и проявляются в кризисных ситуациях, когда человек получает возможность занять осмысленную позицию по отношению к тому, что происходит вокруг него, врывается в его жизнь и разрушает прежние смыслы взаимодействия с детьми через использование терапевтических метафор.

Кроме того могут быть использованы такие методы как:

- метод «поведенческого договора» - устное или письменное установление прав и взаимных обязанностей стороны, санкций за их нарушения;

- «ролевого управления» - замена неконструктивного ролевого поведения на конструктивное;

- статусной терапии Т. В. Сенько – перевод «проблемного» ребенка в другую возрастную группу и создание ситуации его «заражения» групповыми эмоциями успеха или неуспеха;

- «взрыва» и провоцирования педагогом острого конфликта с воспитанником или группой (А. С. Макаренко) для перехода на более высокий уровень взаимоотношений как крайнее средство воспитания.

Метод «психологической скульптуры» Вирджинии Сатир.

Один из участников «скульптуры» садится на пол, а другой встает перед ним на стул. При этом стоящий не должен низко опускать голову, а сидящий – высоко поднимать ее, - и у того и у другого должны двигаться только глаза. Вы ощутите на себе, что видит ребенок, общаясь с вами, каким он вас видит – в виде «головонога» с длинными, уходящими вверх ногами, длинными руками с пальцами на них, без шеи, с «точками рта, носа и глаз, с «хохолком» волос. Это их «честный» рисунок с натуры. Теперь дайте друг другу руки и подержите так, попробуйте ласково погладить «ребенка».(обменяйтесь своими чувствами и ощущениями).Наилучший контакт «глаза в глаза». «Не рядом, не над, а вместе (наравне)».

Дистанция общения : сядьте напротив друг друга на удобном для вас и собеседника расстоянии и, когда возник контакт, вдруг некая сила раздвигает ваши стулья на расстоянии 3 – 4 м друг от друга. Ваши чувства? Контакт вряд ли возможен!

Сколько детей в вашей группе, столько и дистанций общения!

Итак, если вы в своем общении с детьми придерживаетесь Л/О модели, то, очевидно, преобладающей дистанцией будет такая,которая позволит каждому в группе чувствовать контакт и свободу одновременно,в одном пространстве, интересным для каждого.

Список используемой литературы.

1. Алексеева Н. А. Понятие личностно – ориентированного обучения // Завуч. 1999. № 3.

2. Бабушкина Т. В. «Секретики» детства. Киев, 2005.

3. Балшакова Л. Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей. М. ,2007.

4. Водовозова Е. Н. Царство свободного ребенка. М. 2009.

5. Игровые модели воспитания и обучения. / под ред. И. В. Житко. М., 2005.

6. Микляева Н. В. ,Микляева Ю. В. Теория воспитания дошкольников: Учеб. Пособие. М., 2009.

7. Ньюкомб. Н. Развитие личности ребенка. СПб., 2002.

8. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.

9. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. Волгоград, 2008.

10. Семья: 500 вопросов и ответов / Ред. – сост. Л. В. Прошина. М., 2005.

Публикации по теме:

Семинар для педагогов «Воспитателю о личностном общении (мудрость повседневных контактов)» Основы педагогического мастерства (спецкурс). Семинар для педагогов «Воспитателю о личностном общении» (мудрость повседневных контактов).

Тренинг для педагогов. Тема: «Коррекция детско–родительских отношений». Конспект. Добрый день уважаемые педагоги. Хочу предложить Вам послушать, посмотреть, и конечно же, поучавствовать в психологическом тренинге.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-тренинг «Личностно ориентированная модель общения взрослого с ребенком»
Опубликовано: 16 августа 2014 в 22:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-тренинг «Личностно ориентированная модель общения взрослого с ребенком»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Валентиновна Варкентин (УИ 59592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД