Семинар-тренинг «Психология и здоровье»

Светлана Коссе
Семинар-тренинг «Психология и здоровье»

Автор: Коссе Светлана Федоровна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 6 «Рябинка»

Населённый пункт: город Нягань Тюменская область

Наименование материала: семинар-тренинг для педагогов

Раздел: педагогика и психология

Психология и здоровье

Психолог не может обойти своим вниманием тему здоровья педагогического коллектива в учебном заведении. А залогом здоровья, как известно, является хорошее настроение и позитивное отношение к своему организму. Поэтому целью семинара считаем создать хорошее настроение, формировать положительное отношение к собственной личности и овладеть элементарными навыками того, как улучшать свое состояние.

Цель: повышать грамотность педагогов по вопросам сохранения и укрепления их профессионального здоровья; предупреждать профессиональные деформации, помогать устранять их, помогать психологически защищаться от стресса, преодолевать последствия стрессовых ситуаций, синдром эмоционального выгорания.

Задача семинара-тренинга: ознакомиться с информацией о духовно-нравственных причинахболезней и уровне человеческой природы; диагностировать свое физическое состояние и уровень стресса; научиться элементарным способам регулировать психические состояния.

Основные методы семинара-тренинга: групповая дискуссия, самоанализ, игры на снятие психологического напряжения, «мозговой штурм», методы арт-терапии.

Упражнение «Ступени ожиданий»

Когда вы приходите на какое-нибудь мероприятие, обязательно чего-то ожидаете от встречи и от предстоящего общения. Посмотрите на ватман «Ступени ожиданий». Вы сейчас внизу этих «ступенек», если же ваши ожидания оправдаются, то в конце мероприятия вы подниметесь «ступеньками» вверх. Сейчас вы все получите вот такие силуэтные изображения человека. На них вы нарисуете «Мое настроение сейчас». А на юбке запишите пожалуйста свои ожидания от семинара-тренинга.

Семинар-тренинг «Психология и здоровье»

Участники тренинга пишут и озвучивают свои надежды и ожидания, затем прикрепляют на первой ступени.

Принятие правил

Нас ждет плодотворная и интересная работа, а чтобы она была эффективной, предлагаю принять правила и следовать им.

Правила семинара-тренинга:

• здесь и сейчас;

• активность;

• открытость;

• толерантность;

• оптимизм;

• внимательность;

• эмоциональность.

Психолог. В последнее время существует тенденция увеличивать требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса, особенно к педагогам. Педагог должен быть образцом для детей, должен уметь находить общий язык с ними, поощрять к обучению, мотивировать, уметь увидеть личность в своих воспитанниках и многое другое. Эти задачи бывает трудно выполнять. На эффективность работы педагога очень сильно влияет эмоциональное и физическое состояние, стабильность которого зависит от многих факторов.

А теперь для полного снятия психологической дистанции между участниками семинара-тренинга и для снятия психологического напряжения предлагаю упражнение «Волна».

Упражнение «Волна»

Цель: снимать психологическую дистанцию между участниками, психологическое напряжение.

Все становятся в круг и кладут руки на плечи друг другу. Ведущий несильно нажимает на плечо участника рядом, тот передает это нажатия следующем, и так - далее по кругу. Надо достичь синхронности в упражнении, движения передавать волнообразно, сгибанием и разгибанием туловища. Ведущий обращает внимание участников на тактильные ощущения, которые идут от рук соседей.

Информационное сообщение «Духовно-нравственные причины болезней»

(сообщение осуществляет медицинская сестра дошкольного заведения и психолог)

Человека можно представить в виде схемы, которая показывает четыре уровня человеческой природы:

• мировоззренческий (духовный) - стремление понять, для чего она пришла на Землю;

• психологический - стремление общаться с другими;

• социальный - стремление занять свое место в мире;

• биологический (физический) - стремление сохранить и укрепить свое здоровье.

Кем бы был человек, какой бы имела статус, главной заботой для него здоровья. Здоровьем занимаются все. Хотя существует парадокс: мы не думаем о здоровье, пока здоровы, а задумываемся, когда его теряем. Каждый может проанализуваты свои заболевания, как они влияют на его жизнь, телесный и душевное состояние. Часто и взрослые, и дети болеют «обычные» ситуативные болезни (грипп, простуда, ОРВИ). Каждый из нас имеет свою причину болезни и каждый по-своему с ней борется.

В понятие «здоровье» все вкладывают разные смыслы.

Здоровье, по определению ВОЗ, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Народная мудрость говорит, что 99% болезней возникают из-за поведения людей, отношение к другим, через неправильный образ жизни.

Отношение человека к жизни, которое вызывает болезни.

Человек не хочет быть мудрым. Скажем, человек хочет чего-то невозможного или не достигнутого - и возникает болезнь излишества. Например, человек хочет иметь много денег, жульничает, покупает - продает. И вот есть деньги, много денег, она может приобрести дорогие вещи, посещать рестораны, отдыхать на престижных курортах. и при этом становится подавленным. Или человека мучают зависть, что порождает болезнь «неудовлетворенности». Так возникает болезнь желчного пузыря, правой почки, толстого кишечника. Тех, кто страдает болезнью «упрямства», мучают все виды болезней, поскольку в них нарушена гармония природы, а природа не любит глупых. Высокомерные страдают от заболевания тонкого кишечника, трусы - от заболеваний толстого.

Человек не хочет быть добрым. Катерина не любит Валентину, Дмитрий не хочет видеть Николая, соседки не терпят друг друга. Болезнь «неприятие» порождает болезнь «ненависти», болезнь «гнева». Это опасные болезни, от гнева болеет печень, от ненависти - тонкий кишечник, от неприятия - толстый. Тот, кто не хочет быть хорошим, будет злым, хочет он этого или нет. Здесь середины нет. В цивилизованных странах подсчитали, что быть добрым рентабельно. Сегодня очень популярна очистки печени, и не удивительно, ведь печень первой страдает от злых чувств.

Человек не хочет развивать свое физическое тело. Для нас привычно видеть молодых, но уже ожиревших людей. Но тело - дворец души, и хорошо ли будет в этом дворце, когда протекает кровля? Не полезны и крайности: когда человек, тренируя тело, делает аморальные поступки.

Человек нарушает духовные законы природы. Мы нарушаем законы развитии, не стремимся к собственному совершенству, нарушаем законы справедливости по отношению к ближнему, законы любви, духовные законы, потому что мало о них знаем. Поэтому болеем, ведь незнание законов не освобождает от ответственности.

Свободу человека топчут или ограничивают. Например, человек не может говорить того, что считает правильным. Поэтому любой авторитарный режим порождает психический дискомфорт в семье, школе, детском саду, обществе, а следовательно и болезни.

Унижено человеческое достоинство. Не может быть здоровой человек, чьё достоинство растоптано. Будет болеть и он, и его дети.

Человек ест те плоды, которые вырастил своими плохими поступками. Если сделает подлость - будет иметь недовольство, а оно быстро приведет к болезни. Девушка покинула любимого парня ради выгодного жениха с дачей и двумя квартирами - может ожидать осложнений в репродуктивной сфере (тяжелые роды, болезни половых органов).

Человек не умеет жить одним мгновением. Он живет или будущим, или прошлым, и то, что происходит сейчас, не ценит. «Вот с понедельника начну делать зарядку, через неделю возьмусь за самообразование. Непременно брошу пить, но после праздников». Как правило, ничего из этого не осуществляется. Никогда не бывает «потом». Тот, кто не ценит настоящего, заболеет в будущем или на недовольство духа, или какой-то болезнью тела, или же на то и на другое.

Человек ввел в свою психику негативную установку. Скажем, она постоянно убеждает себя: «Я больна», «У меня никогда не получится так, как у других». Это может быть утверждение педагога - «ты бездарь», или родителей - «вот посмотри, а соседский мальчик.». Может навредить гадалка, которая предсказала несчастливую судьбу. И тогда человек не живет, а мучается. Чтобы выгнать такие негативные установки из подсознания, нужно ввести туда еще более сильные - положительные.

Человек не стремится к духовности. С глубины души «ползут» вопрос: «Для кого и для чего я жил? Вроде пытался всем угодить, а родные и друзья забыли». А если бы человек не только угождал и ухаживалза детьми, но и учил их духовности, то и родные, и друзья были бы приверженными к нему. И не страдал бы он болезнью «разочарование».

Человек не живет по своей натуре. Например, родители заставляют дочь ходить в музыкальную школу, а та хочет играть куклами. Не в ее натуре слава, успех, лидерство, она будет мамой и просто женщиной. А годы, проведенные за надоевшим пианино, ослабили организм, травмировали позвоночник. Муж вышел в начальники - этого очень хотела его жена. Он хороший отец, любит сидеть с детьми, играть с ними. А времени для этого нет. От внутренней неудовлетворенности он болеет и ослабевает, у него развивается болезнь ног. Итак, надо решить, нужно ли для карьеры жертвовать здоровьем.

Человек ведет неправильный образ жизни. Это непродуманное, неупорядоченное питание, неразумный распорядок дня, плохое отношение к другим, начиная от людей и даже к неодушевленным предметам. Человек оторван от матери-природы и уже забыл, когда бегал по траве, купался в холодной воде. Он считает это странностью, а голодание и вегетарианство - экзотикой. Не так пьет, ест, воспитывает детей, смотрит, говорит - все это порождает болезни.

Мозговой штурм «Психологическое здоровье педагога - это.»

Каждая группа участников записывают свои мысли, предложения на листе бумаги, а затем презентует свой вариант.

Диагностируем свои болезни

(анализ результатов психодиагностики)

На наше физическое состояние, на отношение к себе влияет все, что нас окружает. И профессиональная деятельность занимает не последнее место среди этих факторов.

Как известно, работа педагога связана с многочисленными переживаниями и нервным перегрузкам. Это нередко приводит к стрессовым состояниям и даже неврозов. Для оценки положения можно использовать такую методику: «Шкала профессионального стресса»

Проективная методика «Линия дыхания»

Участникам предлагают нарисовать линию своего дыхания в свободной форме. Чем больше на рисунке острых углов, тем выше уровень стресса. У здорового человека с минимальным уровнем стресса линия дыхания плавная.

Способы регуляции психических состояний

Все знают, что для развития мышц следует выполнять специальные физические упражнения. Но, видимо, не всем известно, что нужно научиться и упражнениям умственным, то есть учиться думать. Отличаются физические и умственные нагрузки тем, что когда человек устает физически, то мышцы отказываются от работы, уменьшая его интенсивность. Умственныйтруд - наоборот, чем интенсивнее, тем больше захватывает мозг. И когда физическая усталость побуждает бросить работу, то ум работает дальше.

Каждый человек знает, что такое умственная и физическая усталость. Это прежде всего нежелание больше работать, негативное отношение к работе, снижение производительности труда, увеличение количества ошибок и тому подобное. Следует также помнить и об индивидуальных особенностях.

Конечно, абсолютного рецепта для преодоления таких препятствий быть не может. Используя методы психической саморегуляции, можно перестроить свой стиль жизни.

Но чтобы воспользоваться этими методами, ими необходимо сначала овладеть. Это и дыхательные упражнения, и техника релаксации, и аутогенная тренировка, и терапия цветом, музыкой. Мы остановимся на нескольких из них.

Упражнение «Рисунок настроения»

Метод арт-терапии

Психолог. На листе бумаги нарисуйте настроение, которое в последнее время доминирует, использовав одну из времен года. Не беспокойтесь о качестве изображения и нереальное сочетание изображений - главное, чтобы на рисунке были переданы чувства.

После завершения рисунков каждый участник делится своими впечатлениями о рисунках участников группы, пытаясь разгадать то, что изображено. Затем сам исполнитель рассказывает, что он переживал, когда рисовал. Не стоит оценивать содержание и технику рисования.

Психолог. Мне хочется рассказать вам давнюю дзенский притчу.

Притча

Пришел ученик к учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Попросил совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!

Учитель молча поднялся и поставил перед собой четыре котелки с водой. В один он кинул деревянную палочку, в другой - морковку, в третий - яйцо, в четвертый - растертые кофейные зерна. Вскоре вынул все это из воды.

- Что изменилось? - спросил учитель.

- Ничего. - ответил ученик.

Учитель молча кивнул и поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один деревянную палочку, в другой - морковку, в третий - яйцо, в четвертый - растертые кофейные зерна. Вскоре вынул палочку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, опять ничего не понял.

- Что изменилось? - Снова спросил учитель.

- Все так, как и должно быть. Морковка и яйцо сварились, палочка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке, - ответил ученик.

- Это лишь поверхностный взгляд на вещи, - ответил учитель. - Посмотри внимательней. Морковка разварилась в воде, и из твердой стала мягкой, ее теперь легко разрезать. Даже внешне она выглядит иначе. Палочка нисколько не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже не страшны удары, от которых раньше оно вылилось бы из своей скорлупы. Кофе окрасил воду, добавил ей новый вкус и аромат.

Вода - это наша жизнь. Огонь - это изменения и неприятные обстоятельства. Морковка, палочка, яйцо и кофе - это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

Человек-морковь. Таких большинство - только в обычной жизни они кажутся твердыми. В моменты жизненных трудностей они становятся мягкими и ломкими. Они опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Едва «придавило» и. они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвами моды», хотят, чтобы «все было у них, как у людей», именно на них делают свои ставки счастливые торговцы, политики и. предсказатели.

Человек-дерево. Таких мало. Эти люди не меняются, остаются самыми собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, невозмутимы, внутренне спокойны и цельны. Именно они показывают всем, что и тяжелые жизненные обстоятельства - это только жизнь, и за черной полосой всегда будет белая.

Человек-яйцо. Это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Таких людей очень-очень мало. Именно они в обычной жизни - никто, а в тяжелые вдруг «твердеют» и упорно преодолевают трудности и решают проблемы.

- А как же кофе? –выкрикнул ученик.

- О, это самое интересное! Зерна кофе под влиянием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду на вкусный, ароматный напиток! - ответил учитель, довольно прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди, их единицы. Они не так меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, как трансформируют эти жизненные обстоятельства, превращают их в нечто прекрасное, с пользой выходят из каждой неблагоприятной ситуации и меняют к лучшему жизнь всех людей вокруг.

Как вы считаете, к какому типу относитесь вы?

Психолог. Профессия педагога требует, чтобы мы были сильными, уверенными, активными, творческими, неравнодушными, открытыми, доброжелательными.

Уважаемые коллеги, старайтесь быть особенными людьми, как в той притче, людьми сильными, волевыми, которые могут положительно влиять на этот мир и изменять его к лучшему.

Подведение итогов «Незаконченные предложения»

- Полезным для меня было.

- Больше всего мне понравилось.

- Мне не понравилось.

- Во время семинара-тренинга я понял, что.

Психолог. Вот и подошел к своему завершению наш семинар-тренинг. Уважаемые коллеги, мне хотелось пожелать всем вам здоровья, мира и любви. В моем сердце родились слова-пожелания (авторский текст) и именно ими мне хотелось бы завершить наш семинар-тренинг.

Вам, великое вручено дело

Педагогом –учителем быть.

Это значит быть мудрым и строгим.

Это значит прощать и любить.

В вашей жизни покоя немного,

Доля всех педагогов ЗЕМЛИ –

Это стрессы, волненья, тривоги,

Что на хрупкие плечи легли.

Вам великое вручено в жизни

Педагогом – учителем быть.

Это значит всегда, без остатка

Свое сердце детям дарить!

Приложение

Каталог стресозащитных установок

Е. С. Жариков - профессор социальных проблем и психологии АНХ при Правительстве РФ, доктор наук академик 1996 год.

1. Отбрось мысли о том, как ты смотришься (выглядишь, главное- дело.

2. Проверь состояние спины.

З. Посмотри на себя в зеркало и улыбнись себе.

4. Вспомни главную цель своей жизни.

5. Лучше синица в руках, чем журавель в небе.

6. Нельзя здесь и сейчас - сделаю в другом месте в другое время.

7. Расслабь плечи.

8. Продолжай работать, как будто ничего не случилось.

9. Не фантазируешь ли ты?

10. Остынь, прежде чем что-либо предпринимать.

11. Ищи другой вариант.

12. Положись на закон 'Три С"- «Само собой сделается»

13. Ты выше события потому, что ты понял, в чем ты выше.

14. У всякого минуса есть плюс, отыщи его.

15. Подумай, не принимаешь ли ты мелочи за главное?

16. Выпей чашку зеленого чая.

17. Используй формулу «Беспокоиться я начну после работы сейчас никогда»

18. Сними зажимы.

19. Посмотри в зеркало - исправь выражение лица.

20. Вспомни пять НЕ: не раздражайся, не теряйся, не расстраивайся, не проси и не бойся.

21. Доведи дело до конца.

22. Не бойся - бояться не выгодно.

23. Отдели случайное от главного.

24. Будь бдителен к хвалящим тебя, ищи мотивы их действий.

25. Попробуй понять то, что не высказано.

26. «Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным – бегай» - надпись на скале в Элладе.

27. Критика в мой адрес - мой личный резерв самосовершенствования.

28. Используй неудачу в интересах дела.

29. Демонстрируй полное самообладание.

30. Вспомни смешное.

31. Вспомнишь хорошее.

32. Расслабь ступни.

33. Проверь, как сидишь.

34. Проверь, как лежишь.

35. Поморгай.

36. Закрой глаза на минуту.

37. Поправь одежду.

38. Лучше меньше, да лучше.

39. Нет такой критики из которой нельзя было бы извлечь пользу.

40. Иногда отступить- поступить мудро.

41. Не все сразу.

42. Ты понял – ты стал выше.

43. Понимание это возвышение.

44. Определи приоритеты - выясни главное.

45. Вспомни основной закон бытия - закон маятника.

46. Не возлагай особых надежд ни на что, ни на кого.

47. Раздраженный человек - не защищен.

48. Бесполезно биться об стенку.

49. Критика в мой адрес усиливает меня.

50. Преврати вред в пользу.

51. Побеждает тот, у кого больше терпения.

52. Не торопись, отсрочить действие бывает не менее важно, чем среагировать стремительно.

53. Начни составлять программу своих действий, чтобы не допустить повторения того, что произошло.

54. Расслабь кисти.

55. Меня критикуют - значит, верят в мои способности работать успешно.

56. Прислушайся к слабым звукам.

57. Успокойся - ведь все, что произошло, от тебя не зависело.

58. Проверь мышцы лица.

59. Плохое становится хорошим утром, если начинаешь понимать, как его не допустить.

60. Уходи от контакта.

61. Не втягивайся в проблему.

62. Критика полезна уже тем, что дает информацию о возможностях и особенностях человека, который критикует.

63. Наплевать!

64. Забудь!

65. Вспомни приятное.

66. Проверь мышцы шеи.

67. Вспомни самое плохое. Сравни с тем, что беспокоит.

68. Раздражение ослабляет тебя.

69. Все это совершенно не имеет значение.

70. Мой подход к критике – превращение неприятного в полезное.

71. Все продается, но не все покупается.

72. Узнай интерес противника.

73. Расслабь мышцы живота.

74. Узнай интерес партнера.

75. Расправь плечи.

76. Расслабься!

77. Не может так быть, чтобы ни как не было, как-нибудь да будет.

78. Займись тем, что тебе интересно.

79. Критика моих действий и поведения - это новая точка зрения на меня, попробуй этим воспользоваться.

80. Попробуй оценить случившееся объективно.

81. Все в воле Бога!

82. Расслабь руки.

83. Не торопись - всего не переделаешь.

84. Самое приятное - часто самое опасное.

85. Походи 7 минут молча.

86. Не переоценивай себя.

87. Не переоценивай противника.

88. Не недооценивай противника.

89. Сожаление о сделанном мешает достижению успеха, а анализ содеянного - помогает.

90. Не надейся на помощь, действуй сам.

91. Не закипай – сваришься.

Прикреплённые файлы:

psihologicheskoe-zdorove-pedagoga_3sg5m.ppt | 18513,5 Кб | Скачан: 6
 
Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Солдатенко Н. Д., педагог-психолог СЕМИНАР.

Психология «Одарённый ребёнок» Глава 1. Психолого-педагогические особенности одаренного ребенка 1.1. Понятие и определение одаренности у детей ОДАРЕННОСТЬ - значительное.

Психология воспитания Психология воспитания Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. А. С. Макаренко.

Родительский семинар-тренинг «Безопасность ребенка в ваших руках» в средней группе Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. В. Сухомлинский Цель: поделиться опытом в воспитании своих.

Семинар для родителей «Здоровье и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Семинар для родителей "Здоровье и здоровьесберегающие технологии в доу" Старший воспитатель: Буравихина М. В. Уважаемые родители, здравствуйте.

Семинар-практикум для педагогов «Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» Семинар - практикум: " Здоровье - богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим" "Здоровье - это полное физическое, психическое.

Семинар «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного образовательного учреждения» Вступление. Воспитатели проходя в зал вытягивают фишки двух цветов и рассаживаются по столам согласно цвету. Тренинг для успешной, сплоченной.

Семинар-тренинг для педагогов «Осознанная жизнь или как жить в реальности» Семинар – тренинг для педагогов «Осознанная жизнь или как жить в реальности» Добрый день, уважаемые коллеги! Мы проведем сегодня семинар-тренинг.

Семинар-тренинг для старших воспитателей «Организация методической работы в ДОУ» СЕМИНАР – ТРЕНИНГ ДЛЯ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ. «Организации методической работы в ДОУ» I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Добрый день, уважаемые коллеги.

Семинар-тренинг «Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов» Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания. Задачи: • познакомить преподавателей.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Семинар-тренинг «Психология и здоровье»
Опубликовано: 20 августа 2018 в 22:01
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

19 сентября. Международный день подражания пиратам

«Тысяча чертей!» и «Разрази меня гром!» – сегодня у нас есть официальный повод говорить и одеваться как пираты. 19 сентября в 40 странах мира отмечается международный праздник – День подражания пиратам.

Консультация для родителей «Развитие ритмической способности у детей»
РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года,...
Сценарий «День дошкольного работника» для старшей и подготовительной групп
Сценарий"День дошкольного работника" ( для старшей и подготовительной групп «А») Взрослые: Ведущий 1 Ведущий 2 Домовенок Кузя Звучат фанфары. Входят ведущие...
Сценарий конкурса «Вот она какая, Золотая осень!»
Наступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер...