МААМ-картинки

Семинар-практикум «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей»

Елена Новосильнова
Семинар-практикум «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей»

Семинар-практикум

по теме

«Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей"

План

1. Занятие №1 (теоретическое) «Роль мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста. Знакомство с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников». (сентябрь)

Публикация «Семинар-практикум „Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей“» размещена в разделах

2. Занятие №2 (практическое) «Знакомство с формами работы по развитию мелкой моторики рук. (октябрь)

3. Занятие №3 (практическое) «Планирование НОД с детьми с использованием форм работы по развитию мелкой моторики рук. (ноябрь)

4. Итоговое занятие «Обмен опытом по использованию форм работы с детьми по развитию мелкой моторики рук»

Занятие №1 (теоретическое)

«Роль мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста. Знакомство с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников». (сентябрь)

Цель: Дать представление педагогом о том, как развитие мелкой моторики рук влияет на речь детей. Познакомить с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников

План.

1. Значение мелкой моторики рук в коррекции и развитие речи детей дошкольного возраста.

2. Знакомство с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников

Ход занятия

1. Значение мелкой моторики рук в коррекции и развитие речи детей дошкольного возраста.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном развитие речи, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие детей находиться в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие ребенка задерживается.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3) Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6) У малыша развивается воображение и фантазия.

7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

2. Знакомство с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников

Разнообразные пальчиковые игры можно найти в работах В. И. Селивёрстова, Н. В Нищевой, С. Шанина, А. Гавриловой.

Вот предлагаемый вам список литературы для работы с детьми по развитию мелкой моторики рук дошкольников.

1) Быкова Н. М. «Игры и упражнения для развития речи». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

2) Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. «Комплексная методика коррекции сложных нарушений речи». – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010.

3) Косинова Е. «Пальчиковая гимнастика». – Москва, 2001.

Никитина А. В. «Сборник пальчиковых игр по лексическим темам (2-3 года;4-5 лет; 6-7 лет)». – СПб. : КАРО, 2009.

4) Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». – СПб. : «Детство-Пресс», 2009.

Прищепа С., Попкова И., Коняхина Г. «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника». – журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005.

5) Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». – Москва, 2003.

6) Семенович А. В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте». – Москва, 2002.

7) Савельева Е. А. «Пальчиковые и жестовые игры для дошкольников». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

8) Цвынтарный В. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». – СПб. : Издательство «Лань», 1999.

9) Шанина С., Гаврилова А. «Играем пальчиками – развиваем речь». – М. : ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ 21 век», 2008.

Занятие №2 (практическое)

«Знакомство с формами работы по развитию мелкой моторики рук». (октябрь)

Цель: Познакомить воспитателей с разнообразными формами работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников

План.

1. Использование народных игр-потешек в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук.

2. Использование пальчиковых игр в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук.

3. Игры с развивающими игрушками.

4. Графические упражнения

5. Упражнения с предметами.

5.1. Упражнения с грецким орехом;

5.2. Упражнения с шестигранным карандашом;

5.3. Упражнение с зубной щеткой

Публикации по теме:

«Активные формы обучения на уроках математики». Семинары-практикумы Актуальность темы. Всеобщее обязательное среднее образование внесло в практику обучения свои нюансы. Один из них – заметно усилившееся.

Практикумы для педагогов Практикумы для педагогов В течение последних нескольких лет дошкольные образовательные учреждения живут в условиях модернизации и инноваций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей»
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 15:59
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД