Семья и здоровье детей

Анна Елкина
Семья и здоровье детей

Семья - это такое пространство жизнедеятельности, в котором должны максимально удовлетворяться разнообразные духовные и материальные потребности личности, осуществляться всестороннее её развитие. К. Д. Ушинский к сильнейшим, непреднамеренным воспитателям относил природу, народ, религию, язык, а так же семью.

Мы знаем, что одна из главных функций семьи - воспитательная. Великий Русский Педагог XIX века настаивал на необходимости теоретической подготовки родителей к воспитанию детей в семье, предупреждая от легкомысленности в этом вопросе. Он говорил так: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - легким; и тем легче кажется оно, кто менее с ним знаком, теоретически или практически. Воспитание требует терпения. Воспитанию вверяются чистые и впечатлительные души детей. Не нужно забывать, что сила воспитания может достигать ужасающих размеров».

Воспитание здоровой, а значит гармонически развитой личности, одна из приоритетных задач современной семьи.

Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все родители знают - и как сохранить, и чем его поправить, что есть, пить. Несмотря на это, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, 40% - от носятся к группе «риска». Поэтому одна из задач, которая стоит перед родителями воспитать у ребёнка ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный прав, комфорт но бы себя чувствовал без сигарет, алкоголя и наркотиков.

К большому сожалению, вопросам здоровья и физического развития детей в семье уделяется недостаточное внимание В чём причина? Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить основные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Среди них - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Что такое здоровье? Здоровье - это, по определению ВОЗ, состояние полного физического, духовного и социального благополучия, отсутствие болезней или физических дефектов. Наука о здоровье - валеология. Она помогает понять необходимость быть здоровым, учит правилам здорового образа жизни (ЗОЖ, способам достижения гармонии с собой, с окружающими людьми и природной средой. Ключевое понятие в валеологии - гармония. Формирование гармонично развитой личности - это главная цель воспитания.

Здоровье, другими словами, основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Быть здоровым - выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Выгодно экономически - здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, здоровье нации в целом. Выгодно эстетически - здоровый ребёнок, взрослый отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

Специалисты выделяют физическое и психическое здоровье.

Одно из главных условий поддержания физического здоровья - соблюдение режима дня. Оно включает в себя чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рационального питания и полноценного сна.

К. Д. Ушинский писал: «Обновление сил тел, истощённых деятельностью жизни происходит за счёт необходимости:

отдыха или временного бездействия определённый системы организма,сна».

Часто выполнению тех или иных пунктов распорядка дня препятствует детская медлительность и неорганизованность. Как быть в такой ситуации родителям? На помощь могут прийти игры, соревнования, а ещё такой метод воспитания, как положительный пример. Положительный пример взрослых в любом из полезных начинаний в семье - будь то утренний бег или закаливающие процедуры - это половина успеха. Поэтому, режим дня, который выбран родителями для ребёнка, должен быть разумно согласован с аналогичными элементами режима взрослых, и выполняться ими без скидок на занятость и нехватку времени. Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью дошкольников и младших школьников, как подражательность. Они с удовольствием повторяют, например привычки старших. Родители хотят, чтобы их ребёнок делал утреннюю гимнастику. Что предпринимают взрослые? Объяснение ребёнку, насколько необходима утренняя зарядка, а затем - подкрепление личным примером. Если отец не представляет себе начало дня без зарядки, чаще всего и дети постепенно втянутся в такие занятия. Это не значит, что может не быть капризов, отказов. Но именно ежедневный пример старших, а не беседы о пользе зарядки, поможет достичь воспитательных результатов. Один из таких результатов, наверное, самый главный - потребность, а в дальнейшем - выработка привычки быть здоровым. К. Д. Ушинский так говорил: «Привычка - это усиление определённой способности, происходящее от упражнения. Чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нём привычки. Дитя усваивает привычку гораздо быстрее и вернее, чем старик».

Психическое здоровье - общее состояние и функционирование здоровой психики; оно проявляется в протекании познавательных процессов, в эмоциональных реакциях, в потребностях и желаниях, в направленности личности, в поведении. Оно зависит от биологических, психологических, социальных факторов. Остановимся на социальных факторах. К ним можно отнести, прежде всего, влияние семьи, в её воспитательном воздействии. Наиболее неблагоприятным воздействием считаются гиперопека, игнорирование нужд ребёнка, воспитание по типу «маленький неудачник», «Золушка», «кумир семьи». Деформация семейных отношений вызывает нарушение психологического климата семьи, создаёт внутри семьи психотравмирующую ситуацию. Психотравмирующая обстановка в семье предъявляет повышенные требования к нервно-психической сфере ребёнка. У таких детей наблюдаются склонности к конфликтам, резкие перепады настроения, ночные страхи, головные боли, нарушение аппетита, головокружения и обмороки. Психологические особенности неблагополучной семьи определяют сниженную сопротивляемость детского организма, которая проявляется частыми заболеваниями.

Для поддержания психического здоровья родителям необходимо создавать благоприятную эмоциональную обстановку. Нарушение эмоциональных контактов с родителями приводит к снижению чувства защищённости, отклонениям в поведении и нарушению психического здоровья детей. Ещё Константин Дмитриевич в одной из своих работ подметил: «Один из важнейших элементов русского воспитания, благотворно влияющий на формирование здорового ребёнка, - обстановка семейного уюта и доброты».

Родители, всегда должны помнить о главном: «Предупредить всегда легче, чем исправлять!»

Для понимания роли воспитателя обратимся к легенде. «У Древнего бога Эскулапа было 2 дочери - Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по- разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Ги- гиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь - прекрасной».

Таким образом, родители, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.

Публикации по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества Устное народное творчество – это история народа и его духовное богатство. Оно переходило из покон веков от одного поколения к другому. Переходило.

Семья как фактор социализации ребенка С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. Социализация-это процесс, посредством которого ребенок.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Семья и здоровье детей
Опубликовано: 12 марта 2015 в 14:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 августа. Выставка ежиков на МААМ

Симпатичного ежика запросто можно встретить в лесу, но чаще всего он появляется на страницах сказок или в мультфильмах. Детишкам нравится этот добродушный герой. Хотя обладатель колючей шубки на самом...

26 августа. День сбора и заготовки грибов на МААМ

26 августа в народном календаре Тихонов день – православная церковь вспоминает святого Тихона Задонского. Какие традиции связаны с этим днём? Сбор и заготовка впрок грибного «улова»; подготовка хранилищ,...

Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками
Наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками в МОУ «Школа №167» г....
Учебно-воспитательная работа учителя начальных классов
Познакомиться с учебно-воспитательной работой учителя начальных классов 1) дата – 18. 02. 2019; класс – 1 «Д»; место урока в расписании учебного дня...
Фотозарисовка «Вязаные безрукавки»
Как же появилась безрукавка? Разглядывая произведения искусства, мы видим на некоторых из них верхнюю одежду без рукавов, облегающую персону. К примеру,...