МААМ-картинки

Семья как фактор, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка

ИРИНА АРЮКОВА
Семья как фактор, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной помощью. Именно семья была, есть и будет – важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Выделяют следующие варианты отношений семье :

Публикация «Семья как фактор, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка» размещена в разделах

1. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

Такие отношения, прежде всего, характеризуются общей нравственной атмосферой семьи : порядочность, откровенность, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Умением родителей чутко понять мир ребёнка, его возрастные запросы. Ребёнок каждого возраста нуждается в особом понимании и помощи. Каждый возрастной этап открывает свои возможности участия детей в жизни семьи, их соучастия в заботах родителей.

2. Родители вникают в заботы и интересы детей, дети делятся с родителями. Внешне отношения благополучны, но некоторые связи нарушены. Это некоторые расхождения между характером требований и личным поведением. Недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребёнка быть личностью. Родители психологически не успевают за динамизмом развития детей.

3. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей, чем дети делятся с ними. Эта стадия отношений наиболее противоречивая. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых искренних чувств любви и внимания. Дети это понимают, но не принимают. Родители, мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, фактически обрекают своих детей на правомерные ограничения и даже страдания. Интерес к внутреннему миру детей не всегда сопровождается умением войти в мир без навязывания своих взглядов, без нервозностей и предубеждений.

4. Дети испытывают желание делиться с родителями, чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей. Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувство обиды, одиночества. И всё же естественная привязанность, любовь к родителям остаётся, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

5. Скорее правы дети. Родители занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Конфликты, в которых правы дети, чреваты многолетней детской обидой, способной бросать тень на отношения детей и родителей, вызывать их разобщенность.

6. Кого ты больше любишь? Это касается самых различных сторон отношений с детьми: интереса к их жизни; выражения чувств, характера поощрений и наказаний; содержания общения и тона с помощью которого проходит процесс общения.

7. Полное взаимное отчуждение и враждебность. Характеризуется жёсткими, варварскими методами «воспитания», в результате которого дети начинают бояться, ненавидеть своих родителей.

В семье могут сложиться определённые отношения. Это зависит от того, как родители и дети близки друг другу. Благополучные отношения детей с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надёжности в себе.

Рассматривая семью как фактор развития личности ребенка, необходимо остановиться на понимании смысла категории «отношения», так как отношение взрослых к ребенку во многом определяет особенности развития его различных сфер, в том числе и эмоциональной. Отношения человека обусловлены его общественно – историческим опытом, который является основой внутреннего мира человека. Этот опыт представляет систему временных связей человека, определяет опосредованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его самостоятельное поведение. В отношениях между родителями и ребёнком существует двойственная природа, которая совмещает в себе заботу о нуждах ребёнка с чувством полного доверия к нему. Родители должны оберегать ребёнка от окружающих опасностей, но при этом предоставлять ему определённую степень свободы, а ребёнок сам устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой.

Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребёнку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем родительского отношения понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребёнка. Специфика межличностных отношений заключается в двойственности и противоречивости позиций родителей по отношению к ребёнку, с одной стороны – любовь и связь с ребёнком, с другой это объективно оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Специфика межличностного отношения заключается также в постоянном изменении с возрастом ребёнка и неизбежном отделении ребёнка от родителей. C возрастом изменяется мировоззрение ребёнка : тип его будущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, формы общения. С развитием ребёнка должно измениться и отношение к нему, которое сложилось в младенчестве, оказывается неприемлемым для ребёнка трёх лет или тем более дошкольникам или наоборот.

Мое эмпирическое исследование включало несколько этапов: на первом этапе выявляла тип родительского отношения к детям, на втором этапе уровень тревожности и характер страхов у детей, на третьем этапе соотносила тип родительского отношения с эмоциональными отклонениями детей. Четвертый этап исследования предполагал разработку методических рекомендаций для родителей для оптимизации отношений к детям и рекомендации педагогам и родителям по снижению уровня тревожности у детей и снятия ненормативных страхов.

На первом этапе в соответствии с целью и задачами исследования был выявлен тип родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста при помощи диагностической процедуры «Тест - опросник родительского отношения» А. Я. Варга и В. В. Столина. В ходе анализа полученных данных, было выявлено, в обследуемой выборке доминирует отношение по типу «Симбиоз». Высокие показатели (62,5 %) свидетельствуют о том, что родители проявляют в отношении детей высокий уровень симбиотических связей. Данная категория родителей положительно отвечала на такие вопросы как: «Я всегда сочувствую своему ребёнку» и т. д., родители ощущают себя с ребёнком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребёнка, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Средние показатели наблюдались (20,8 %) по типу родительского отношения «Маленький неудачник» или инфантилизация. Данный тип свидетельствуют о том, что у родителей существует стремление приписывать ребёнку личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для внешних влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Низкие показатели (12,5 %) в данной группе были выявлены по типу родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация». Это свидетельствует о том, что родители требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Стараются навязать ребёнку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Самые низкие показатели (4,1 %) наблюдались по типу родительского отношения «Кооперация» или социальная желательность. Данный тип характеризуется тем, что родители заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараются во всём помочь ему, сочувствуют, занимаются воспитанием и развитием, поощряя его инициативу и самостоятельность. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Анализ протоколов опросника позволяет говорить о том, что среди родителей экспериментальной выборки преобладающим типом родительского отношения является тип «Симбиоз».

На втором этапе исследования, в соответствии с целью и задачами исследования был выявлен уровень проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Проводились методики: Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) «Выбери нужное лицо»; Проективная методика «Несуществующее животное»; Тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка.

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) «Выбери нужное лицо»

В ходе анализа полученных данных, были получены следующие результаты: высоким уровнем тревожности обладают 50 % опрошенных детей. Данные дети в общем количестве от 8 до 14 ситуаций выбирали печальное лицо. Средним уровнем тревожности обладают 45,8 % опрошенных детей, данные дети в общем количестве от 3 до 7 ситуаций выбирали печальное лицо или делали отрицательный выбор. Низким уровнем тревожности обладают 4,1 % опрошенных детей, данные дети в общем количестве только в 2 ситуациях делали отрицательный выбор.

В ходе анализа данных мною было выявлено, что среди опрошенных детей наибольший уровень тревожности проявляется в сфере «ребёнок – ребёнок». Далее сфера «ребёнок – взрослый» и сфера «ребёнок – одиночество».

Сфера «ребёнок-ребёнок»

По категории взаимодействие ребёнок-ребёнок среди опрошенных детей наибольший процент (95,8%) отрицательных выборов составляет выбор ситуации № 10 «Агрессивное нападение», например, Кирилл Б. отвечает на вопрос: «Папа взял стул, хочет ударить» и ситуации № 3 «Объект агрессии» (83,3 %, например, Даша Н. отвечает на вопрос: «Лицо будет злое, потому что спорят».

Сфера «ребёнок-взрослый»

После анализа количественных данных, среди опрошенных детей наибольший процент отрицательных выборов составляет выбор ситуации № 8 «Выговор» (83,3 %). Например, Дарина Д. отвечает на вопрос: «Потому что мама ругает». По нашему мнению, это связано с тем, что ребёнок уже испытывал в этих ситуациях чувство тревожности, отрицательные эмоции. Следует отметить, что в данной группе такие режимные моменты как умывание, еда в одиночестве тоже вызвали наибольший процент отрицательных эмоций, из этого следует, что ребенок испытывает тревожность в ситуации одиночества.

Сфера «ребёнок-одиночество»

По категории взаимодействие ребёнок-одиночество наибольший процент (58,3%) отрицательных выборов составляет выбор ситуации №14 «Еда в одиночестве». Например, Женя К. отвечает на вопрос: «Печальное лицо, потому что он сидит один».

Анализ результатов опроса родителей по тесту А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка

Родителям предлагалось внимательно прочитать утверждения и оценить, насколько они характерны для ребёнка. После этого подсчитывалась сумма баллов, на основании был сделан вывод о наличии тревожности или предрасположенности к ней у того или иного ребенка.

В ходе анализа данных, мною бы получены общие следующие результаты: большее количество детей группы (58,5%) по оценке родителей можно отнести к среднему уровню тревожности. У данной категории детей при определенных условиях возможно нервное расстройство, дошкольники требуют к себе внимательного отношения со стороны взрослого. Низкий уровень тревожности и невротизации присущ 37,5% детей данной группы. Данный уровень характеризуется несущественными отклонениями в эмоциональной сфере ребенка, которые являются выражением проходящих возрастных особенностей ребёнка. И 4 % детей по оценке родителей, что можно соотнести с высоким уровнем тревожности. Данный уровень характеризуется тем, что невроз был или будет в ближайшее время.

Для подтверждения данных проведённых методик, с детьми старшего дошкольного возраста на следующем этапе нашего исследования, мною проведена проективая методика «Несуществующее животное». Основными признаками тревожности при анализе рисунков выступали: штриховка, сильный нажим на карандаш, стирание или многостирание, выделение определённых деталей.

В ходе анализа детских работ по проективной методике М. Друкаревич «Несуществующее животное», мною были получены количественные показатели. Были обработаны 24 рисунка, из которых 9 содержат проявление единичных показателей тревожности – штриховку, которые составляют 37,6 %; 5 рисунков, содержат наличие нескольких признаков тревожности - штриховку, линии с сильным нажимом карандаша, наличие не прорисованных деталей, что составляет 20,8% и в 10 рисунках (41,6 %) наблюдалось отсутствие проявлений тревожности.

Так, например, рисуя мышь, Настя говорила, что живет она на дереве, ребенок рисовал с сильным нажимом. Юля, рисуя животное, затруднилась в ответе, девочка не смогла ответить как называется её животное и где оно живёт. Дарина ответила, что её животное называется Жукай, живёт оно в норе и ест орешки, рисовала с сильным нажимом и использовала штриховку. Катя, рисуя Чебурашку, сказала, что он ест вкусное и живёт в доме, у него нет друзей, при рисовании использовала штриховку с нажимом.

Затем, на данном этапе исследования были соотнесены показатели трех методик на выявление уровня тревожности (тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) «Выбери нужное лицо»; проективная методика «Несуществующее животное»; тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка) и получили средние показатели: высокий уровень тревожности был выявлен у 25% детей; средний уровень у 47% детей и низкий уровень у 28 % детей.

Высокий уровень тревожности характеризуется такими показателями, как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность, и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, а также незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять правильное решение; на физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объёма циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости и в данной группе выявлено с таким уровнем тревожности 25% детей.

На промежуточном этапе моего исследования была поставлена цель соотнести уровень тревожности детей данной группы с типом родительского отношения к ребенку.

Были соотнесены полученные результаты в ходе обработки проективной методики «Несуществующее животное» (М. Друкаревич) с типами родительского отношения и получены следующие результаты: при типе родительского отношения «Социальная желательность» только 1 рисунок из общего количества рисунков с признаками тревожности (14 рисунков) был с единичным показателем тревожности (штриховка, что это составляет 7,1 %.

При типе родительского отношения «Симбиоз» было выявлено 5 рисунков с показателями тревожности, что составляет 35,7 % от общего количества рисунков, содержащих признаки тревожности.

При типе родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» 2 рисунка содержали в себе симптомокомплексы тревожности, что составляет 14,2 %.

При типе родительского отношения «Маленький неудачник» 1 рисунок был с проявлениями тревожности (7,1%).

Таким образом, мы видим, что наибольший процент показателей тревожности в рисунках был выявлен при типе отношения к ребенку со стороны родителей - «Симбиоз». Данный тип отношений не позволяет ребенку чувствовать себя самостоятельным, уверенным, взрослый излишне гиперопекает ребенка, тем самым увеличивает тревожность ребенка по поводу «сложностей жизни».

Затем был соотнесен тип родительского отношения с результатами уровня тревожности по методикам тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) «Выбери нужное лицо»; тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка.

Наибольший процент высокого (29 %) и среднего (33,5%) уровня тревожности наблюдается у детей, родители которых выбирают «Симбиоз» как тип родительского отношения. Эти данные соотносятся и с анализом детских рисунков. Анализ рисунков «Несуществующее животное» также выявил наибольший процент симптомокомплексов по тревожности у детей, чьи родители демонстрируют тип отношения «Симбиоз».

Типы отношения к ребенку «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник» также вызывает достаточно большой процент высокого (12,5 %) и среднего (12,4%) уровня тревожности у детей. Сами по себе данные типы отношения создают у детей недоверие к своим силам, способностям и вызывают неуверенность и тревожность в своих возможностях. Взрослый желает управлять ситуацией развития и деятельности ребенка полностью.

Следует отметить, что тип родительского отношения «Кооперация» только у одного ребенка вызывает средний уровень тревожности, а в целом данный тип является социально желаемым. Данный тип отношения позволяет рассматривать ребенка в различных жизненных ситуациях как партнера, при этом родители учитывают возрастные возможности и потребности дошкольника.

На третьем этапе, в соответствии с целью и задачами моего исследования было выявлено наличие страхов у детей и их характеристики (типичность или не типичность для данного возраста). Для решения данной задачи мы использовали нормативную методику «Беседа с детьми» А. И. Захарова.

Анализ беседы с детьми показал, что в большей степени детям присущи нормативные страхи: страхи социально опосредованные, страх причинения физического ущерба, медицинские страхи, пространственные страхи. В ответах детей выраженными страхами были следующие: наказания, опоздания, одиночества; страх неожиданных звуков, транспорта, огня, пожара, стихии, войны; страхи боли, уколов, врачей, болезней; страх замкнутых пространств. Так например, Настя ответила что боится уколов, пауков, змей, огня, пожара.

Ненормативными страхами в данной обследуемой группе оказались: страх смерти (своей, страх животных, страх сказочных персонажей, страх кошмарных снов и темноты. Это страхи: страх смерти; страх волка, медведя, собак; страх Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бармалея; страх кошмарных снов и темноты.

Эти страхи присущи 79,1 % количеству детей.

По результатам исследования в ходе обработки полученных данных, был сделан вывод о том, что тип родительского отношения к ребёнку влияет на возникновение у него ненормативных страхов. Наибольший процент ненормативных страхов наблюдается у детей, чьи родители отдают предпочтение типу родительского отношения «Симбиоз». Ненормативные страхи составляют у таких детей - 54,1 %.

Следующий тип родительского отношения, который влияет на возникновение страхов у ребёнка – «Маленький неудачник». Ненормативные страхи составляют -16,6 %.

На третьем месте по влиянию на приобретение ребёнком страхов, тип родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация». Ненормативные страхи выявлены у 8,3 % детей.

Такой тип родительского отношения к ребёнку, как «Кооперация» в нашем случае не влияет на приобретение ребёнком не нормативных страхов. Соотнеся показатели по уровню тревожности детей старшего дошкольного возраста, выраженными страхами и типом родительского отношения к детям мы можем сделать вывод: существует взаимосвязь между типом родительского отношения к ребенку и проявлениями тревожности и страхов у детей. Высокий уровень тревожности и ненормативных страхов наблюдается у детей старшего дошкольного возраста, чьи родители выбирают «Симбиоз» и «Маленький неудачник» как тип родительского отношения к ребенку. Тип отношения к ребенку «Авторитарная гиперсоциализация» в данной группе менее выражен (одна семья).

Тип родительского отношения «Кооперация. Социальная желательность» не вызывает у детей высокий уровень тревожности и не провоцирует возникновение ненормативных страхов.

Таким образом, было установлено, что между типом родительского отношения и проявлениями страхов и тревожности существует связь нашло свое подтверждение: в семьях, где родители демонстрируют такие типы отношения как «Симбиоз» и «Маленький неудачник» выявлен больший процент детей с высоким уровнем тревожности и ненормативными страхами, в то время, как в семьях, где родители выбирают такой тип отношения к ребенку как «Кооперация» у детей наблюдается средний или низкий уровень тревожности и отсутствие ненормативных страхов. Семья является одним из важнейших факторов, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Исследование проводилось в рамках выпускной квалификационной работы.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством совместной деятельности с педагогом» Развитие эмоциональной сферы дошкольника через совместную деятельность с педагогом. Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка дошкольного.

Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка в Музыкально — Игровой деятельности» ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Выполнил: Александрова Светлана Васильевна музыкальный.

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций»Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций» Консультация для педагогов Тема: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций Подготовила.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка» 4 отделение Консультация для.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Толмачинская Раиса Владимировна Аннотация:.

Воспитание эмоциональной сферы ребёнка в семье «Воспитание эмоциональной сферы ребёнка в семье через развитие его музыкальности». «Добрая сказка — родительский дом… Синие звёзды горят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья как фактор, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 20:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД