Лучший педагог года

Семья как полисубъект воспитания

Ирина Князькина
Семья как полисубъект воспитания

Семья как полисубъект воспитания.

«Душа ребенка равно сложна, как и наша,

полна подобных противоречий,

в тех же трагичных вечных борениях:

стремлюсь и не могу, знаю, что надо,

и не умею себя заставить».

Януш Корчак

Хочется вспомнить замечательного Педагога с большой буквы, мыслителя, писателя, погибшего в газовой камере вместе со своими учениками. Януш Корчак (его настоящее имя – Генрик Гольдшмит) принял смерть с двумястами воспитанниками его «Дома сирот» в августе 1942 года, в «лагере смерти» Треблинке на территории Польши. С воспитанниками, которых не смог спасти и не захотел оставить одних перед лицом смерти. Точно также, как не оставлял их до этого перед лицом жизни, вкладывая в них свое сердце и свою душу.

Публикация «Семья как полисубъект воспитания» размещена в разделах

В мировой педагогике Януш Корчак, так же, как и Макаренко, является знаковой фигурой. Он не разработал какую-то супер методику или систему воспитания, он не открыл никаких неизвестных доселе истин, не стал доктором наук, не защитил ни одной диссертации на педагогическую тему. Все, что он делал, сводилось к одной простой вещи – он по-настоящему любил детей.

Корчак считал, что воспитание, в первую очередь, – это процесс постоянного познания ребенка и развития его природных способностей плюс уважение к его личности. Он писал о том, чего нам сегодня так не хватает – о любви к детям. Причем не любви-воспитания-ухода, а любви-понимания, любви-самоотверженности, любви-принятия. А еще искренности, мудрости и нравственности, трепетного отношения к большому сердцу маленького человечка. А еще понимания того, что дети имеют право на собственное мнение и даже на протест. Януш Корчак подчеркивал: «Нужно учить ребенка распознавать ложь, ценить правду, и не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать». Ведь дети – это в первую очередь люди. Мало того, дети, по убеждению педагога, на самом деле намного мудрее взрослых — чище и глубже: «Ребенок в сфере чувств, превосходит взрослого, у него нет тормозов. В сфере же интеллекта ребенок не уступает взрослому, просто ему не хватает опыта… Не обобщайте, не абсолютизируйте, нет детей вообще (в целом, в процессе воспитания мы имеем дело с конкретными индивидуумами. И поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе». Поэтому в общении с детьми взрослые должны не опускаться до их уровня, как принято считать, а наоборот «подниматься до их чувств» : «Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

Корчак настойчиво требует признания равноценности и самоценности личности ребенка, признания за ним права на индивидуальность. А сколь актуальными и пророческими оказались слова Корчака относительно бездумного давления общества на детей: «Государство требует от детей официального патриотизма, церковь — догматической веры, школа — беспрекословного повторения сомнительных истин, эгоизм недалеких и бесцеремонных родителей — безусловного подчинения: Результатом такого ‘воспитания’ может стать лишь никчемная посредственность».

Гармония семьи состоит в той любви, где никто не требует обязательств друг от друга, в той высочайшей чести друг к другу, где нет слов о самопожертвовании, а есть мысль о помощи, о радости быть полезным.

Поколение, на которое сейчас возложены родительские обязанности, выросло тогда, когда семья рассматривалась не как важнейший социальный институт, а лишь как неизбежная стадия общественной жизни человека. Поэтому рационально организованное и продуманное воспитание ребенка происходило за пределами семейного круга. Родители, доверяя основные воспитательные задачи государству, и сосредоточившись только на физическом обеспечении своих детей и их будущего, разучились нести основную ответственность за своего ребёнка, и можно сказать, разучились любить ребёнка.

На основании вышеперечисленных причин сегодня действительно уместно говорить о существующем кризисе воспитания в нашем обществе, охватившем воспитание на всех уровнях, начиная с самого главного - семьи. И основная проблема - это утрата любви к ребёнку. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить.

В помощь выстраивания контакта с ребенком, я предлагаю родителям десять заповедей Януша Корчака:

• не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

• не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

• не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.

• не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

• не унижай!

• не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

• не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

• ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

• умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

• люби своего ребенка любым — не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, в чувствование, в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.

В идее воспитания Януша Корчака главная мысль - это, прежде всего любовь к детям. Исходя из нее, педагог никогда не навредит ребенку. Но не слепая любовь, а все понимающая и все видящая. Из любви к ребенку можно строго с ним поговорить не нравоучительно, а отнестись к нему, как к человеку способному самостоятельно контролировать свои поступки и анализировать свое поведение. Направить, помочь, поддержать - важные моменты в педагогике. Главное все это делать, с целью воспитать настоящего человека.

Список использованной литературы:

1. Корчак Януш. Избранные педагогические произведения /Пер. с пол. К. Э. Сенкевич; Сост. и авт. примеч. Е. С. Рубенчик; Под. ред. и предисл.

М. Ф. Шабаевой; [Послесл. И. Неверли]. - М. : Просвещение, 1966. - 470 с.

2. Корчак Януш. Как любить ребёнка// Lib.ru : Библиотека Максима Мошкова - Режим доступа: #"justify" 13. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е изд. -М. : Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

3. Википедия. Свободная энциклопедия// Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

4. Гонопольский А. М. Подростковая психотерапия. Основные проблемы воспитания детей // Гонопольский А. М. Психологическая помощь - Режим доступа: https://www.helpman.ru

5. Популярная психология для родителей» под редакцией А. А. Бодалева, М. ,Педагогика 1988г.

6. Л. А. Кулик, Н. И. Берестов «Семейное воспитание» М. ,Просвящение 1990г.

Публикации по теме:

Творчество на благо воспитанияТворчество на благо воспитания Многие из вас, дорогие коллеги, уже познакомились с публикацией Натальи Плахтеевой «Познавательная беседа с детьми дошкольного возраста.

Уголок патриотического воспитания во второй младшей группеУголок патриотического воспитания во второй младшей группе В нашем детском саду недавно прошел смотр-конкурс уголков патриотического воспитания. Я работаю во второй младшей группе и тоже внесла свой.

Альбом в технике коллаж «Моя семья» в рамках проекта «Семья»Альбом в технике коллаж «Моя семья» в рамках проекта «Семья» !5 Мая всемирный день семей. Данный праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН 20 сентября 1993 года. Праздник "Международный день.

Фотоотчет «Счастлив тот, у кого есть семья. Я и моя семья. Акция «Чистый подъезд»Фотоотчет «Счастлив тот, у кого есть семья. Я и моя семья. Акция «Чистый подъезд» Соседи часто на людях могут казаться милыми, улыбчивыми. Но, улыбайся, не улыбайся, а мусор в подъезде все равно попадается на глаза.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания День Защитника Отечества - особый праздник в истории нашей страны. Очень важно в детском саду и каждых его группах оформление патриотических.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Положение о неделе трудового воспитанияПоложение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Значение музыкального воспитания Значение музыкального воспитания С давних пор музыка признавалась если и не самым важным, то одним из важнейших средств формирования личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья как полисубъект воспитания
Опубликовано: 21 октября 2020 в 16:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД