МААМ-картинки

Семья как социальный институт

ФОМЕНКО ОКСАНА
Семья как социальный институт

Тема :Педагогического совета "Семья как социальный институт"

(Информация для воспитателей)

Семья – сложная система отношений, поскольку объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих их деятельность на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Публикация «Семья как социальный институт» размещена в разделах

Семья считается одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др.

Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп —группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Наконец, семья - самый распространенный вид социальной организации.

Процесс формирования семьи предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Институт семьи связан с обычаями, законами и правилами поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Законодательство — важнейшая часть семьи как института. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т. д.

Исторический аспект института семьи изучается историками, этнографами и антропологами, которые составили типологии брака, семьи и родства.

Семья реализует ряд важных функций.

Основная функция семьи, как следует из определения А. Г. Харчева, - репродуктивная. Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья — это гарантированное средство пополнения населения. Социально-демографическая ситуация в России вызывает большую озабоченность. Снижается рождаемость, стареет население, увеличивается количество однодетных и бездетных семей, растет внебрачная рождаемость. Неблагоприятные социально-экономические факторы породили механизм депопуляции регионов страны, что влечет за собой

ухудшение возрастной структуры населения и, следовательно, уменьшение контингента

трудоспособного населения. В этих условиях необходимо принятие неотложных мер по преодолению негативных тенденций демографического развития России, усиление в этих процессах роли государственной семейной политики.

Воспитательная функция. С социализацией молодого поколения, то есть с передачей ему накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей старших поколений связана воспитательная функция. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия. В последнее время наметилось снижение воспитательного потенциала семьи. Воспитательную функцию семьи снижают следующие факторы:

• неполный состав семьи;

• недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

• плохие отношения между родителями;

• конфликты не только по вопросам воспитания, но и по иным вопросам;

• вмешательство родственников в воспитание детей.

Хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи. Хозяйственная функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

На реализацию хозяйственно-экономической функции семьи непосредственное влияние оказывают денежные доходы и представляемые государством социальные гарантии.

В нашей стране, где невысок уровень механизации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин. Женщине приходится нередко совмещать деятельность в сфере общественного производства и домохозяйства, особенно в сфере семейного быта. Поскольку государство не способно предоставить выбор предпочтительного для них образа жизни, то решение проблемы двойной занятости женщин должно проходить на уровне семейного консенсуса, в порядке перераспределения семейно-бытовых обязанностей между всеми членами семьи.

Экономическая функция – получение материальных средств одними членами семьи от других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Сферу первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

Функцию духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимоотношение;

Социально-статусная функция. Социально-статусная функция обеспечивает представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т. д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни.

Досуговая функция – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов.

Эмоциональная функция – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Медицинская функция чаще всего носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медицинским работникам за советами и помощью, выполнять их назначения.

Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.

В любом обществе — древнем или современном — семья формируется, как правило, через брак. Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене, а их двоих - по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом

Для успешного формирования семьи немаловажное значение имеет чувствительность человека к ситуационным требованиям семейной роли и

связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую, как этого потребует ситуация.

Практически каждый человек когда-то становится родителем.

Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом/супругой формируется под влиянием различных факторов.

Родительство, как пишет Р. В. Овчарова, - это интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ее ценностных ориентаций, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.

Родительство как личностное образование подразделяется по половому признаку на материнство и отцовство.

Материнство – это :

1) состояние женщины-матери (преимущество о периоде беременности и младенческих лет ребенка);

2) свойственное матери сознание родственной связи ее с детьми.

Специфика становления образа мира человека в онтогенезе, как и всего развития человека в том, что оно происходит в условиях взаимодействия матери и ребенка. От особенностей поведения матери и ее отношения к ребенку зависит его образ мира, в первую очередь мотивационных основ материнства.

На основании исследований по биологии и психологии материнства Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов развития материнской потребностно-мотивационной сферы в онтогенезе:

1) взаимодействие с собственной матерью в раннем онтогенезе;

2) игра и взаимодействие со сверстниками (дошкольный возраст);

3) нянченье (наиболее сенситивный период, 6-10 лет);

4) дифференциация мотивационных основ половой и родительской сфер поведения;

5) конкретизация онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком;

6) послеродовой.

Отцовство – это интегральное психологическое образование личности отца, включающее осознание родственной связи с детьми и чувства, с ним испытываемые, принятие и исполнение родительской роли, а также способствующие самореализации, самоутверждению и саморазвитию личности отца.

Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития мужчины. Д. С. Акивис считает, что только во взаимодействии с ребенком полностью созревают мужские черты личности: потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Если у женщины материнская любовь проявляется благодаря «первичной материнской заботе», то у мужчин забота о ребенке преобразуется в продукт родительской любви. Поэтому переживание отцовской любви приводит к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность.

Отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с момента его рождения: он является первым внешним объектом для него и играет роль модели при ранней

идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым его социализацию.

Психологическая готовность к отцовству определяется сформированностью:

- всех сторон личности, предполагающих выполнение возложенных обязанностей и принятых обязательств;

- представлений об отцовстве;

- оценки собственной готовности стать отцом.

Под семейным воспитанием мы понимаем педагогический процесс формирования мотивационных основ материнства у девочек и социальных (информационных) основ отцовства у мальчиков.

Мотивационные основы материнства – это потребностно-мотивационное отношение девочки, включающее осознание родственной связи с родителями и чувства, к ним испытываемые, проигрывание ролевой модели материнства в сюжетно-ролевых играх, идентификация со своей мамой.

Социальные основы отцовства – это интегральное психологическое образование личности мальчика, включающее в себя осознание родственной связи с родителями и чувства, к ним испытываемые, проигрывание ролевой модели отцовства в сюжетно-ролевых играх, идентификация со своим папой.

Формирование мотивационных основ материнства и социальных основ отцовства значимо в воспитании детей дошкольного возраста, когда закладываются основные доминантные установки формирующейся личности. Это особенно актуально в данный момент, так как в современной России наблюдается активный интерес к проблемам возрождения воспитательного потенциала современной семьи, национальной культуры и актуализации ее духовного наследия.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в институт здоровья» Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ. Образовательные:.

Квест-игра по ЗОЖ в старшей группе «Институт здоровья человека» Конспект «Квест игры» по ЗОЖ в старшей группе на тему «Институт здоровья человека» Составила воспитатель 1 К. К: Смолярова. С.

Консультация для родителей «Семья как социально-культурный институт формирования личности» «Семья как социально-культурный институт формирования личности» Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом.

Социальный проект «Книжки для малышек» «Книжки для малышек» Вид проекта: социально-творческий Участники: дети, воспитатель, родители Срок реализации проекта: краткосрочный с 13.05.2019.

Социальный проект «Бабушка по переписке» 1. Актуальность Проекта. Описание проблемы. Жизнь одиноких стариков в домах престарелых скучна, однообразна и безрадостна. К ним редко.

Социальный проект «Клумба» Актуальность проекта «Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша». А. П. Чехов.

Социальный проект «Мы в Арзгире живем» Информационная карта Тема проекта: «Мы в Арзгире живем». Тип проекта: социально-познавательный, открытый, групповой, осуществляется внутри.

Социальный проект «Мы вместе» Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, индивидуально-развивающий, информационно-просветительский По продолжительности: долгосрочный.

Социальный проект «Семейный тимбилдинг» Описание проекта : Полное наименование проекта – Социальный проект «Семейный тимбилдинг» организация спортивно-развлекательных и иных мероприятий.

Эссе «Я социальный педагог» Эссе – «Я социальный педагог» Социальный педагог – это уникальная профессия. Это скорее не профессия, это особое состояние души, это образ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья как социальный институт
Опубликовано: 25 июня 2019 в 21:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД