Чебыкина Елена
Семья ребенка с аутизмом
сведения об авторах: Чебыкина Елена Евгеньевна, г. Курган, РФ;
руководитель: Мусихина Светлана Александровна
Аннотация: в статье анализируется жизнь и значение семьи ребенка с аутизмом; обосновывается необходимость оказания психолого-педагогической помощи семье в целом.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, непонимание, семья ребенка с аутизмом, конфликт, психолого-педагогическая помощь.
Публикация «Семья ребенка с аутизмом» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Chebykina Elena Evgenievna, Kurgan, Russia,
Musihina Svetlana Alexandrovna
email : elenacheb500@.gmail.com
Annotation : the article analyzes the life and significance of the family of a child with autism; substantiates the need to provide psychological and pedagogical assistance to the family as a whole.
Keywords : autism spectrum disorder, misunderstanding, family of a child with autism, conflict, psychological and pedagogical assistance.
Расстройства аутистического спектра (РАС, – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение.
Причины аутизма не ясны и до конца не изучены. Появление в семье ребенка с РАС зачастую неожиданно, как и случилось в нашей семье (никакой генетической предрасположенности, вредных привычек). Что стало с нашей жизнью: изменился взгляд на мир в целом, отношение к себе, к другим людям. Мы столкнулись с непониманием со стороны окружающих, соседей, друзей и даже родственников. Многие люди не осведомлены об этом диагнозе, относятся к таким детям с недоброжелательностью, агрессией. Наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Даже не сосчитать сколько раз его обвиняли в избалованности и педагогической запущенности.
Диагноз был поставлен только в 5 лет, до этого момента мы пытались сделать его таким, как все - отправить в сад, обучать, требовать как с нормотипичного ребенка. Невозможно описать, что испытали при диагнозе - наверное сильнейший шок и стресс, с этого момента ставший хроническим.
Мы, как и многие родители, оказались в сложной ситуации: пришлось оставить любимую работу и хобби, так как необходимо было постоянно решать вопросы организации помощи и реабилитации, параллельно заботиться о своем психологическом здоровье и, при этом, продолжать быть эффективными родителем для старшего ребенка.
Не понаслышке знаем, что в качестве адресата психологической помощи необходимо рассматривать не только ребенка, но и его семью. Как и у многих родителей рождение ребенка с ограниченными возможностями неизбежно привело к родительскому кризису, который прошел четыре основные фазы [5] :
Первая фаза – «шок», характеризуется чувством растерянности, беспомощности, страха. Между супругами могут усиливаться взаимные обвинения, возникает чувство вины и собственной неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», проявляется отрицанием диагноза и негативизмом, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождается постоянным чувством печали и депрессией, вызванными зависимостью от потребностей ребенка и отсутствием заметных улучшений в его состоянии.
Четвертая фаза – это начало социально-психологической адаптации семьи. В этот период родители принимают особенное состояние ребенка, налаживают адекватные отношения со специалистами и начинают разумно следовать их рекомендациям. Признаками адаптации служат уменьшение грусти, повышение интереса к окружающему миру и готовность активно решать проблемы с ориентацией на будущее.
Как отмечает О. А. Карабанова [3], в семье с ребенком с ОВЗ могут наблюдаться следующие психолого-педагогические проблемы:
а) родителям сложно общаться со своим ребенком, общение становится или неэмоциональным, или потребность в общении с ребенком у родителей снижена)
б) родители занимают неадекватную позицию по отношению к ребенку (гипоопека или гиперопека, игнорирование возрастных особенностей).
Необходимо своевременное принятие и понятие своего ребенка, так как это существенным образом влияет на динамику его дальнейшего развития, эффективность проводимых реабилитационных и психолого-педагогических мероприятий, ведь именно родители ищут специализированные центры, преподавателей, устанавливают режим занятий. Всем известно, что изначально в семье происходит формирование личности, самореализация, предоставляется первый опыт социального взаимодействия, что влияет на дальнейшую социолизацию и адаптацию [1].
Постоянные проблемы семьи аутистичного ребенка (финансовые, психологические, медицинские, проблемы воспитания и обучения, стресс от взаимодействия с окружающими) приводят к неблагоприятному пихологическому климату в семье, конфликтам [2].
Семья не может противостоять трудностям, опираясь только на собственные силы, развод родителей, к сожалению, является достаточно частным и печальным следствием рождения ребенка с ОВЗ, все это обусловливает необходимость оказания психолого-педагогической помощи родителям таких детей. Должна быть организована постоянная консультативная поддержка семей, которой на практике нет. Очень непросто без поддержки сохранять внутреннее спокойствие, устанавливать внутрисемейные отношения.
Здоровый ребенок – это прекрасно и важно, но если нельзя достичь полного выздоровления, то надо научиться жить с «особенным» ребенком, не требуя от него невозможного. Конечно, не всегда может ощущаться положительная динамика состояния ребенка, которая поддерживала бы веру и упорство. Временами будет не хватать сил или будут опускаться руки. Однако родители, которые продолжают развивать и адаптировать своего ребенка, даже несмотря на серьезные трудности, чаще всего добиваются успеха и видят прогресс.
Список литературы:
1. Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник Оренбургского государственного университета, 2014.
2. Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной ребенок : учебное пособие: хрестоматия // СПб. : Речь, 2007.
3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие // М. : Гардарики, 2005.
4. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование // М. : Национальный книжный центр, 2014.
5. Методические рекомендации по организации работы с семьями, воспитывающими детей с РАС // Дайджест. Сургут: РИО СурГПУ, 2019.
6. Организация психологической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. - сост. Т. В. Зеленкова, Е. В. Селезнева // Орехово-Зуево: редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2020.