Сенсорная интеграция детей с ОВЗ

Виктория Саунина
Сенсорная интеграция детей с ОВЗ

Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, обеспечивающий организацию всех сенсорных ощущений, которые получает человек. Ощущения является элементарным ответом нервной системы на раздражитель. Мы получаем их от взаимодействия с окружающей средой и от собственного тела. Интеграция необходима для обеспечения целостного восприятия объектов окружающего мира и себя в нем. Благодаря ей несколько ощущений объединяются в единое восприятие, в образ, в представление.

Виды сенсорной интеграции детей:

Тактильная. Обеспечивает ощущениями осязания, давления, фактуры, холода, боли.

Активности и стимулы,для тактильной системы: тесная, прилегающая к телу одежда; пуховое одеяло; антистрессовые игрушки; прикосновение к холодному или теплому; рисование на песке; сенсорные дорожки; тактильные коробки; объемные рисунки; игры с водой.

Вестибулярная. Обеспечивает информацией о местоположении и движении тела (скорости и направлении движения, а также о движущихся вокруг нас объектах.

Активности и стимулы для вестибулярной системы: прыгать на батуте; кувыркаться; висеть вниз готовой; заниматься на терапевтическом надувном мяче; качаться на качелях; вращаться на каруселях, диске.

Проприоцептивная. Обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении.

Активности и стимулы для проприоцептивной системы: выполнение физических упражнений; перенос тяжестей; ходьба, бег; хождение на руках (положение "тачка"); утяжелители на руки или ноги; отжимание (от стены, от пола, от стола);

Обонятельная. Обеспечивает информацией о видах запаха приятный, съедобный или неприятный, (затхлый, резкий, гнилой, цветочный, едкий).

Стимулы для обонятельной системы: пахнущие ручки или маркеры; продукты с выраженным запахом (цитрусовые, хлеб, шоколад и др.); ароматические масла; пахнущие крема и масла для тела.

Слуховая. Обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде (громкие, тихие, далекие, близкие, высокие, низкие).

Активности и стимулы для слуховой системы: наушники; музыка; звон колоколов; говорящие игрушки; аудиозаписи и т. п.

Зрительная. Обеспечивает информацией об объектах и субъектах, а также помогает расширить визуальный спектр во время движения.

Активности и стимулы для зрительной системы: очки (в том числе солнцезащитные); лазерная ручка; темное помещение; ограничение обзора; индивидуальное рабочее место.

Вкусовая. Обеспечивает информацией о вкусовых качествах объекта (сладкий, горький, кислый, острый, соленый).

Активности и стимулы для вкусовой системы: разные вкусы; разная консистенция пищи; хрустящая пища; газированная вода.

Сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Ранней дошкольный период (от 1 года до 3 лет).В этот период у ребенка происходит накапливание представлений :

• о вкусовых качеств продуктов (сладкое, кислое, соленое);

• о форме, цвете, величине предметов;

• о признаках предметов (мягкий, пушистый, холодный, горячий);

В данный период основной задачей является разнообразие получаемых представлений.Необходимо знакомить ребенка:

• со всеми разновидностями свойств предметов (мягкий-твердый, холодный-горячий, пушистый - гладкий, деревянный, железный, каменный, стеклянный);

• со всеми цветами спектра (розовый, фиолетовый, лиловый, бирюзовый, изумрудный, коралловый и т. д.);

• с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб и т. д.).

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка необходимо играть с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности.Для этого малышу нужны разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

Вы можете сами сделать интересныйтактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Заинтересуют малыша игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Фольгой можно обвернуть геометрические фигуры, сделанные из картона или кубики.

Занимательными будут игры с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.

Играйте с различными крупами: опускайте ручки в коробку и ищите спрятанную маленькую игрушку среди круп; пересыпайте крупу из одной емкости в другую; смешивайте различные крупы, а затем разделяйте. Играйте с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли.

Публикации по теме:

«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий «Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий. Цель Сохранять и укреплять здоровье детей, создавать положительный.

Дидактическое пособие «Сенсорная коробка «Океанариум» для детей младшего и старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Сенсорная коробка «Океанариум» для детей младшего и старшего дошкольного возраста Для многих тематических игр хорошим игровым полем послужит сенсорная коробка. Сенсорная коробка — это ёмкость с наполнителем, предназначенная.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Игрушки
Автор публикации:
Сенсорная интеграция детей с ОВЗ
Опубликовано: 29 октября 2020 в 15:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Мастер-класс. Коллективная работа из ажурных салфеток «Зимняя сказка» в младшей группе
МАСТЕР - КЛАСС. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА " ЗИМНЯЯ СКАЗКА " В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, ЦЕЛЬ: - Выполнить коллективную работу из ажурных салфеток " Зимняя...
Осеннее оформление окна
Осень дарит нам очень много ярких красок. Практически вся природа меняет летний наряд на осенний. Вот и мне захотелось показать в оформлении окна это...
Детский мастер класс — «Пингвин» из пластилина
Детский мастер класс - «Пингвин» из пластилина. Цель: Научить детей делать пингвина из пластилина. Пингвины — жители холодных краев на планете Земля....