Анастасия Титова
Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В статье раскрывается роль сенсорного развития, которое является одним из главных направлений развития детей раннего дошкольного возраста. Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста является одним из главных направлений их развития в целом. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребе-нок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ключевые слова: сенсорное развитие, ранний дошкольный возраст, величина, цвет, форма.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте накапливаются представле-ния о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разно-образными. Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидно-стями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами. Разви-вать познавательные н речевые умения. Учить определять цвет, размер и форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обсле-дования, сравнения. В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов.
Уже с раннего дошкольного возраста ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
1) цвет - красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;
2) форма - круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
3) величина - большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;
4) звуки - звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;
5) элементарное количество (без счета) - много, мало, один, ни одного, столько же и т. д.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результата-ми их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в раннем дошкольном возрасте. Психо-логические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами дея-тельности (рисование, конструирование, развитие речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков. Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисова-ние, лепка, аппликация, игровая деятельность т. к. играя ребенку легче за-помнить.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внеш-ним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является ос-новой для его интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсор-ных эталонов.