Ирина Бочкина
Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста в
соответствии с ФГОС ДО.
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями
Федерального закона «Об образовании в РФ» был разработан
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО, который вступил в силу с 1
января 2014 года. В ФГОС ДО выделены направления развития
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
детей дошкольного возраста. В таком направлении как
познавательное развитие предполагается формирование
первичных представлений об объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме,
цвете, размере, материале, пространстве и времени. Решение
данной задачи осуществляется педагогами ДОУ в рамках
сенсорного развития. Сенсорное развитие – это развитие процессов
восприятия и формирование представлений о внешних свойствах
предметов.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм и других
свойств предметов (игрушек, предметов домашнего обихода).
Каждый малыш даже без целенаправленного воспитания
воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без
разумного руководства взрослых, оно нередко оказывается
поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь
сенсорное воспитание - последовательное ознакомление ребенка с
сенсорной культурой. Дети на третьем году жизни должны
выделять цвет, форму, величину как основные признаки
предметов. Не следует добиваться от детей запоминания и
употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать
свойства предметов во время действий с ними.
Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит
взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для
развития и оптимального состояния здоровья малыша. Во время
игры, повседневного общения, совместно выполняемых действий,
родителям следует обращать внимание на различные свойства
предметов, тем самым развивая восприятие ребенка. Для того
чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно
сравнивать и группировать, т. е. правильно различать.
Универсальный способ воспитания и обучения малыша – это игра.
Она приносит в жизнь ребенка радость, интерес, уверенность в
себе и своих возможностях.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного
развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.
К числу игр можно отнести следующие:
Игры-поручения, основанные на интересе ребенка к
действиям с различными предметами;
Игры с прятаньем и поиском – в этом случае ребенка
интересует неожиданное появление предметов и их
исчезновение (складывание матрешки);
Игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей
неизвестностью;
Игры на ознакомление с формой и величиной предмета-
геометрические игры (мозаика, конструктор «Лего»)
Игры- занятия с разнообразными материалами (глина, песок,
вата, пластилин)
Особый акцент надо делать на умелый подбор игрушек,
организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на
возрастные и индивидуальные способности детей, обучать новому
и интересному, используя увлекательную игровую форму.
Игра «Воздушные шары»
Цель: развивать внимание, умение группировать разнородные
предметы по цвету, закреплять знание основных цветов.
Оборудование: узкие полоски картона (15х0.5 см) четырех цветов,
круги таких же цветов (диаметр 10см). Это ниточки и шарики.
Игра «Цветные платочки»
Цель: побуждать подбирать предмет, соответствующий по форме и
цвету.
Оборудование: цветные платочки из картона с отверстиями по
середине, вкладыши (геометрические фигуры, соответствующие
отверстию.
Игра «Чей домик?»
Цель: упражнять в группировке предметов по величине.
Оборудование: картинки с изображением домиков с выделенными
отверстиями-дверьми (разные по величине)3шт., плоскостные
фигуры животного, разные по величине 3шт.
Игра «Занимательный домик»
Цель: выявление ориентировки ребенка в конфигурации объемных
геометрических фигур (подбор соответствующих по форме фигур)
Игра «Бусы для куклы»
Цель: формировать умение группировать предметы по цвету,
выкладывать бусы определенного цвета.
Оборудование: плоскостное изображение кукол четырех цветов,
мелкие кружочки-бусинки четырех цветов.
Игра «Собери»
Цель: побуждать собирать целое из геометрических фигур,
развивать зрительное восприятие.
Оборудование: карточки с наклеенной картинкой (машина,
корабль, домик, цыпленок); пустая карточка, набор геометрических
фигур.
Организуя игры с детьми, следует учитывать следующее: чем
больше анализаторов участвуют в восприятии, тем глубже и
прочнее усваивается конкретный материал.
Не зависимо от возраста важнейшими условиями успешного
сенсорного развития являются общее психофизическое благопо
лучие ребенка и педагогическая грамотность взрослых.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию
детей раннего возраста у них оказываются сформированными
умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне
развития восприятия :
• дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину,
фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении
ряда практических действий;
• группируют в соответствии с образцом предметы по цвету,
форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех
разновидностей в период от 2 лет до 3 лет;
• соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине,
фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре
разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);
• узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или
явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава,
апельсин и т. п., в пятнах разной величины медведя и медвежонка,
кошку и котенка (с 2 лет до 3лет);
• активно используют «опредмеченные» слова-названия для
обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета
(трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.)
• отбирают предметы необходимой формы или цвета для
развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину
бруски-«кирпичи» или кубики определенного цвета, подбирают
детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
• начинают активно пользоваться общепринятыми словами-
названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим
он может называть и желтый, и зеленый предмет)
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее
чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая
возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего
нервно-психического развития и всестороннего воспитания
дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его
жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства
ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль.
Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой
порой» сенсорного воспитания. Поэтому, стоит уделять большое
внимание развитию ребенка раннего возраста и не упустить
важный период в его жизни.