Лучший педагог года

Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности

Скуратова Ольга
Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности

1. Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Основным признаком состояния этих детей является недоразвитие познавательной деятельности. Недоразвитие и недостатки познавательной деятельности проявляются у них и в сенсорно-перцептивном освоении окружающего мира (Перцепция - восприятие,непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). У детей оказывается ^сформированной зрительно-двигательная координация, отсутствует ориентировка на свойства в действиях с предметами. В их арсенале нет поисковых проб, а реализуются манипулятивные действия.

Публикация «Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах

При возникновении затруднений действия детей становятся хаотиче-скими, неадекватными либо вообще прекращаются. Времени, которое требуется для оптимального восприятия нормальному ребенку, обычно бывает недостаточно ребенку с интеллектуальной недостаточностью.

Установлены и другие нарушения: образ восприятия беден деталями, так как ребенок не замечает некоторых частей и свойств объектов, что приводит к схематическому, упрощенному отражению объектов.

Еще более затруднено восприятие ситуации: ребенок с интеллектуальной недостаточностью замечает в ситуации значительно меньше объектов и свойств, чем его нормально развивающийся сверстник.

Вместе с тем дети раннего и дошкольного возраста с нарушенным интеллектом, как и с нормальным, имеют органические предпосылки сенсорного развития. Они способны к соотнесению основных цветов спектра, различению основных геометрических форм, дифференциации предметов по величине.

Однако этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Необходимо специальное обучение - целенаправленный процесс сенсорного воспитания как в норме, так и при нарушениях интеллектуального развития.

2. Задачи сенсорного воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Основными задачами в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста являются:

- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

- формирование обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений;

- усвоение необходимой сенсорной базы;

- своевременное и правильное соединение опыта со словом;

- развитие аналитического восприятия;

- формирование плана представлений.

Указанные задачи являются общими как для нормально развивающихся, так и для детей с интеллектуальной недостаточностью.

На основе общих задач можно выделить ряд конкретных задач сенсорного воспитания в изобразительной деятельности, разделив их на последовательные этапы работы.

Подготовительный этап:

- формировать навык зрительного сосредоточения на игрушке, находящейся у ребенка или педагога в руке, умения брать игрушку, удерживать ее в руках продолжительное время, наблюдать за действиями педагога и совершать элементарные исследовательские действия - рассматривать, сжимать, перекладывать и пр. ;

- формировать у детей ладонный хват;

- развивать умение находить знакомые игрушки по их словесному обозначению; самостоятельно называть их, правильно реагировать на просьбу взрослого;

- формировать умение длительно сосредотачивать внимание на игрушке, выполнять подражательные манипулятивные действия в течение продолжительного времени, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств и качеств предметов (цвета, формы, величины, фактуры материала, выбирать предмет по образцу из двух предложенных, группировать предметы по одному признаку;

- обучать элементарным приемам работы красками.

I этап:

- формировать более точные и координированные движения (необходимо учить учитывать форму и величину предметов при их захвате, обучать захватывать предметы щепотью);

- формировать навыки выполнения более сложных подражательных действий по показу педагога, выполнения действий примеривания, прикладывания, наложения, обследования поверхности предмета;

- продолжать упражнения по группировке предметов по цвету, форме (объемные предметы) и величине, формировать умение действовать со сборно-разборными игрушками, выполнять манипуляции с деталями детского строительного материала;

- обучать умениям в лепке выполнять формообразующие движения руками, работать с трафаретом в аппликации;

- формировать умения действовать с большим количеством предметов, выделять предметы одного цвета в группе разнородных предметов, группировать геометрические фигуры, выполнять элементарные постройки из детского конструктора по подражанию (из однородных элементов одинаковой величины, передавать простую форму предмета при действиях с пластилином.

II этап:

- способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признаком среди нескольких, выстраивать сериационный ряд (по величине) из 3-4 предметов, закреплять полученные представления в ходе дидактических игр, действий с разборными игрушками, развивать умения выполнять простые постройки из детского строителя по показу педагога, используя разновеликие однородные детали, при работе с бумагой составлять из готовых геометрических форм узор в полосе, предметную аппликацию;

- закреплять представления о цвете, форме и величине предметов, умения самостоятельно называть их, использовать результаты обследования в дидактических играх, упражнениях, действиях с разборными игрушками, выполнять постройки из строительного материала, используя детали различной формы; при работе с бумагой составлять из готовых геометрических форм предметную аппликацию.

III этап:

- обучать умению использовать внешние признаки при выполнении предметных действий и в ходе продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании);

- формировать умение выполнять постройки из строительного мате-риала, используя детали различной формы;

- обучать умениям при работе с бумагой составлять из готовых геометрических форм узор в полосе, предметную аппликацию;

- обучать в процессе формирования представлений об окружающем мире и развитии речи умению описывать предметную картинку, используя результаты ее анализа (цвет, форма целого и его частей и пр.) совместно с педагогом.

На основе вышеизложенных задач можно сказать, что основная задача сенсорного воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы формировать у них такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов в изобразительной деятельности, конструировании, труда в природе, звукового анализа слов и так далее. Ведь осуществление сенсорного воспитания в системе различных видов продуктивной деятельности позволяет раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они не сталкиваются в других условиях.

3. Организация процесса сенсорного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и содержание обучения

Изобразительная деятельность

Становление изобразительной деятельности и конструирования у детей с интеллектуальной недостаточностью начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в процессе и результате и направлено на:

- формирование способов обследования предметов;

- развитие интереса к определенному виду деятельности;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- совершенствование ручной моторики;

- формирование умения анализировать предметы, их свойства и качества;

- передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, аппликации, лепки, конструкции.

В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что-то слепить, построить, наклеить и т. д. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умение предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощен в лепке, конструкции или аппликации.

Дети, как правило, еще не умеют самостоятельно достаточно полно и правильно рассматривать предметы, тем более, что поставленная перед ними практическая задача что-то сделать воспринимается как главная, и они стремятся как можно скорее перейти к ее осуществлению. Поскольку при этом процесс предварительного ознакомления с предметом фактическим дети игнорируют, то делаю много ошибок или вообще не могут выполнить задание.

Задача педагога на этом этапе сенсорного воспитания состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

- восприятие целостного облика предмета;

- вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (величина, форма и т. д.);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа);

- вычленение более мелких частей предмета и установление их про-странственного расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета;

- определение цвета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, потому он может быть назван обобщенным.

В тех случаях, когда на занятиях невозможно показать предмет и дается только его изображение, нужно учить детей способам обследования картинки, которые по существу, те же самые, что и при обследовании предмета.

Усвоив способы обследования предмета, картинки, дети смогут применять их не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Это будет способствовать накоплению личного сенсорного опыта.

Передача различных свойств предметов в разных видах деятельности достигается по-разному: так, форма предмета в лепке передается объемно, а в аппликации - плоскостно. В связи с этим характер сенсорного освоения свойств предмета перед передачей их в том или ином виде деятельности будет различным.

Если ребенок должен освоить объемную форму, этому поможет включение в обследование осязательного восприятия, ощупывание предмета. Еслиформа изображается контуром, то сенсорное освоение свойств предмета должно быть направлено на восприятие его контура.

Важным моментом для последующего изображения является включе-ние в обследование движения. Последовательное обведение контура предмета глазом, рукой, ощупывание его способствует четкому восприятию формы предмета, его частей. Движение руки по предмету организует восприятие, способствует уточнению представлений детей о форме предмета, его конфигурации.

Ребенок не только ощущает само движение, но и воспринимает то изображение, которое возникает в результате движения рук. Постепенно он начинает осознавать зависимость изображения от производимого движения, зависимость качества и характера изображения от качества и характера движения.

У детей формируются обобщенные представления о том, что изобра-жение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений.

Это очень важный момент в обучении изобразительной деятельности : без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.

Начиная лепить, вырезывать и наклеивать, ребенок сталкивается с новой проблемой - воспринятое надо изобразить, перенести на бумагу, пластилин. В одних случаях ребенок, создавая изображение, непосредственно воздействует руками на материал (лепка, обрывание бумаги, в других - с помощью предметов - орудий (ножниц, кисти). Во всех случаях нужно владеть ка- ким-то минимумом технических навыков обращения как с инструментом, так и материалом.

Формирование изобразительных движений в процессе обучения лепке, аппликации включает обучение умениям правильно держать инструменты и пользоваться ими; умениям сознательно управлять движениями своих рук, добиваясь нужного качества линий, форм в зависимости от задачи изображения; умениям придавать движению руки с инструментом (аппликация) и безнего (лепка) любое направление, сознательно изменять его в соответствии с формой изображаемого предмета, величиной его частей, их расположением.

Овладение техникой изобразительной деятельности, необходимой для создания изображения, связано с сенсомоторным развитием ребенка. Производя то или иное движение в лепке или аппликации, ребенок испытывает мышечно-двигательные ощущения: он чувствует силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с кистью по бумаге, силу давления на комок пластилина при раскатывании. Одновременно происходит и зрительное восприятие.

Представления о предметах, сформированные у детей в результате обследования, используются затем при создании изображений, где данный предмет включается в сюжет, в какую-то жизненную сценку.

Создание сюжета требует не простого повторения изображения одного и того же предмета, а внесение каких-то изменений.

Изменения, вносимые в изображение предмета, создают подвижные представления, которыми ребенок будет широко пользоваться в изображении сюжета и в тех случаях, когда включается работа воображения. Таким образом, и занятия сюжетного характера, и занятия, требующие участия воображения, строятся на сенсорной основе.

Важную роль в сенсорном развитии играют занятия декоративного характера (аппликация, рисование). На этих занятиях уточняются и обогащаются представления детей о геометрических формах, так как эти формы как фон дети получают в готовом виде и на них составляют узор. Кроме того, дети часто создают узоры из мелких геометрических форм, иногда внося в них изменение - разрезая одну форму и получая новую. Это способствует формированию представлений о возможности видоизменять форму, создавать из одной другую, познавать форму в динамике.

В декоративном творчестве очень важный компонент - пространственная композиция узора. В процессе декоративной работы закрепляются некоторые пространственные представления: углы, середина, слева, справа, верх-низ, выше-ниже и т. д.

Рассматривая с детьми декоративное оформление какой-то вещи, важно обратить внимание на композицию узора, предложит сказать, как украшена середина, найти ее, показать уголки, определить расположение элементов узора по отношению к середине, сторонам, углам.

В декоративном рисовании важную роль играет цвет. Узоры могут быть по-разному решены в цвете: они могут быть построены на контрастных сочетаниях цветов, на мягких переходах оттенков одного цвета, решены только в теплой или только в холодной гамме. Знакомство с народным декоративным искусством побуждает решать декоративную композицию в определенной цветовой гамме, способствует развитию у детей чувства цвета.

Таким образом, в процессе декоративного творчества на занятиях аппликацией дети на основе восприятия получают первоначальные представления о формах, пространственном расположении элементов, ритме, цвете.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в процессе изобразительной деятельности обеспечивается сенсорное развитие ребенка, а это имеет большое значение для развития личности ребенка и его способности к продуктивной деятельности вообще.

Конструирование

Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию, образцу, собственному замыслу.

Конструктивную деятельность детей с интеллектуальной недостаточ-ностью необходимо формировать в ходе развития предметных действий, восприятия и подражательной способности.

На начальном этапе знакомство с конструкторской деятельностью начинается с конструктивных игр, которые направлены на решение целого круга коррекционных задач:

- обогащение сенсорного опыта;

- закрепление первичных представлений о цвете, форме, величине, строении объектов деятельности, расположению в пространстве их элементов по отношению к друг другу;

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

На данном этапе важно сформировать обобщенные способы обследо-вания предметов, основные моменты которых характерны для многих видов обследования (в частности - для лепки, аппликации) и изложены выше.

В процессе наблюдения и обследования предмета дети получают представления о его назначении в жизни, а также о закономерной связи между формой предмета, его размерами или размерами его частей.

На последующих этапах начинается целенаправленное, систематиче-ское формирование конструкторской деятельности. Дети овладевают способами моделирования объектов, учитывая их пространственные свойства: устойчивость деталей; различные сочетания их в постройке, обеспечивающие ее прочность; пространственные положения одной детали относительно другой.

Формой организации конструктивной деятельности на данном этапе будут конструирование по образцу и конструирование по условиям.

Используемые приемы:

- наблюдение натурального объекта;

- показ и анализ образца;

- объяснение последовательности и способов выполнения постройки;

- постановка задачи проблемного характера.

Выполняя действия по подражанию, дети начинают совместно с педа-гогом создавать простейшие постройки из кубиков, играть с этими конструкциями, называя их словом. Педагог подводит детей к пониманию того. Что постройки отражают реальные предметы.

В ходе целенаправленной работы у детей с нарушением интеллекта формируются элементы предметно-игровой деятельности : они овладевают игровыми действиями и умением выполнять постройки по образцу, усваивают некоторые пространственные отношения между элементами конструкций и поделок.

В процессе создания построек дети учитывают особенности деталей строительного материала (высокий - низкий, длинный - широкий, большой - маленький и т. д., познают пространственные отношения предметов, овладевают способами преобразования предметных отношений в процессе надстраивания, пристраивания, комбинирования предметов и элементов внутри их.

Важно научить ребенка с интеллектуальной недостаточностью анали-зировать и оценивать процесс работы и итог. Во время анализа целесообразно обращать внимание на то, какими способами пользовались при создании постройки, чему научились новому. При оценке детских работ необходимо замечать эстетические качества поделки.

Для привлечения детей к активному процессу анализа необходимо использовать различные приемы, например, вопросы. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работы удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам. Детей нужно научить осознавать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе других.

Таким образом, конструктивная деятельность значительно расширяет содержание сенсорного воспитания, так как формирует восприятие и представления детей о многообразии свойств окружающих предметов, развивает умение замечать и выделять незначительные различия формы, цвета и других свойств предметов.

Публикации по теме:

Использование логопедических приёмов на уроках по речевой практике в 1 классе для детей с интеллектуальной недостаточностью Специальная коррекционная общеобразовательная школа №4 обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием.

Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью. Тематическая прогулка «Спасаем лето» Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью Тематическая прогулка «Спасаем лето» Цель: развивать умственные и практические.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью «Осень золотая» Цель: обобщить знания детей об осени. Задачи: Коррекционно-образовательные: -развитие наблюдательности, внимания, памяти, эмоциональной.

Консультация для родителей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности» Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности. Цель: Познакомить родителей с основными приемами работы, используемые.

Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюПодготовила: учитель.

Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6–7 лет Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6 - 7 лет Уважаемые родители,.

Приобщение детей к народным промыслам на примере использования бересты на занятиях по изобразительной деятельности В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве.

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности» Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе. Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности" Форма проведения:.

Специальная индивидуальная программа развития для работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточностью Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.

Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни» Выступление на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни» воспитатель МБДОУ «Детский сад №102.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 16:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД