Сенсорное развитие ребёнка посредством дидактических игр

Татьяна Владимировна Бердник
Сенсорное развитие ребёнка посредством дидактических игр

1 СЛАЙД - «…Воспитание чувств надо начинать методически

с самого раннего возраста и продолжать его

во весь период обучения, который

подготавливает индивидуум для жизни в обществе»

2 СЛАЙД - Российское дошкольное воспитание накопило огромный опыт в деле развития, воспитания и обучения детей. Однако в современных условиях этого опыта уже недостаточно; появились новые социальные цели, изменились потребности родителей, требования школы к системе дошкольного воспитания и в огромной степени изменился сам ребёнок.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

3 СЛАЙД - Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

4 СЛАЙД - Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры, так как надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.

5 СЛАЙД - Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. С детьми проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для них, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

6 СЛАЙД - Одним из основных средств сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.

7 СЛАЙД - Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

8 СЛАЙД - Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

9 СЛАЙД - Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях

10 СЛАЙД - Таким образом, сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами Сенсорная комната – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Основными целями занятий в сенсорной комнате являются: стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

11 СЛАЙД – Маленькие дети любознательны, активны, они интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым, экспериментируют и способны самостоятельно действовать. А экспериментировать и самостоятельно действовать, познавать окружающий мир позволяет, конечно, сенсорная комната. Здесь можно погулять под «сухим дождём» и не простудиться Можно прогуляться по тактильной дорожке, которая развивает у детей координацию движений и помогает профилактике плоскостопия. Дети раскладывают геометрические фигуры по цветовым полям, развивают пальчики. Учимся считать, собирая спелые яблоки с дерева, можно и грибов набрать для Ёжика. А сколько интересных замочков, застёжек, шнуровок. Никто не скажет «нельзя», потому что это помогает развивать мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т. к. зрительно-моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе.

Сенсорная комната помогает снять мышечное, психическое и эмоциональное напряжение, она создает ощущение надёжности и покоя, дети становятся спокойными, исчезает агрессивность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей, успокаивающая, ещё очень слабую нервную систему ребёнка.

12 СЛАЙД – В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

13 СЛАЙД – Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. На базе детского сада, в первой младшей группе, было проведено диагностическое исследование в начале и конце года. В нем участвовало 10 детей. Возраст детей при первом тестировании– 1,5 – 2 года и при повторном - 2,5 – 3 - года

14 СЛАЙД – Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета которая позволила сделать следующие выводы:

- большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;

- все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему

15 СЛАЙД - Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит умственное, физическое, эстетическое воспитание детей. Таким образом, успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от качества его подготовки в дошкольный период детства. Все дети должны иметь достаточно высокий уровень готовности к школьному обучению так как возможность единого «старта» для первоклассников позволит каждому из них чувствовать себя уверенно и стать конкурентоспособной личностью уже на начальном этапе обучения

Прикреплённые файлы:

prezintacija-sen-did-igr_kneq2.pptx | 13173,96 Кб | Скачан: 151
 
Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

«Сенсорное воспитание детей в игровой деятельности». Обобщение опыта работы Слайд 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 68 «Сказка» п. Фряново Щелковского.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Найди отличия
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Сенсорное развитие ребёнка посредством дидактических игр
Опубликовано: 12 марта 2015 в 15:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

15 декабря. Международный день чая

Те, кто придумал Международный день чая, обладали изрядным чувством юмора, установив его на день «бостонского чаепития» – бунта американских колонистов против английской метрополии. Когда они побросали...

Проект «Солнышко»
Проект "Солнышко". СВЕТИТ СОЛНЫШКО ( муз. А. Ермолова, сл. В. Орлова) День открылся на заре Золотистым ключиком, Чтоб досталось на Земле Каждому по...
Фотоотчёт о конкурсе поделок из бросового материала «Отходам вторую жизнь»
НЕДАЛЁКОЕ БУДУЩЕЕ Человек идет скучает В одиночестве в лесу, По дороге не встречает Ни оленя, ни лису. Не летит пчела на клевер, Уток нету в камышах....
Дидактическая игра-лото по нравственно -патриотическому воспитанию детей...
Дидактическая игра – лото по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Достопримечательности Кургана»....