Сенсорное развитие ребенка-способ познания окружающего мира

Анна Матвиенко
Сенсорное развитие ребенка-способ познания окружающего мира

Практикум для родителей

«Сенсорное развитие ребенка-способ познания окружающего мира».

Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста через организацию сенсорных игр.

Задачи:

- ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей раннего возраста;

- обогатить педагогический опыт родителей.

Место проведения: музыкальный зал.

Необходимые материалы: воздушные шарики, поднос, манная крупа, кисточки, губка, камешки, бутылочки, прищепки, пуговицы, фасоль, гречка, пшено, мука, монетки, клавиатура и т. д.

Примечание: на подготовительном этапе формируется красочное объявление для родителей, приглашающее на практикум.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас видеть на нашем практикуме. Для того чтобы наше общение и взаимодействие было эффективным, я предлагаю познакомиться.

Игра «Приветствие» Пусть каждый из вас представиться, и назовет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Татьяна может сказать: «Меня зовут Татьяна, и я люблю танцевать».

Игра «Ящик ощущений» участникам необходимо узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений» (предлагается ощупать предмет и высказать свое предположение об объекте)

Сейчас вы попали в затруднительное положение, такое бывает часто, когда встречаешься с неизвестным предметом. Так и ребенок с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо развивать сенсорику.

Что значит сенсорное развитие? (родители отвечают)

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.

Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт, то повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно лепкой из пластилина, теста, играми с предметами-заменителями: спички, счетные палочки, прищепками. Например: начав выкладывать из палочек заборчик, предложите ребенку его в правильной цветовой последовательности и т. д.

Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств, а особенно через тактильную чувствительность пальчиков и ладошек. Посмотрите что я вам принесла. У меня есть кусочек меха, листок наждачной бумаги, шишка, грецкий орех, ребристый карандаш, гладкий камешек. Рассмотрите, потрогайте, опишите их (родители выполняют).

Например: мех- мягкий, пушистый, а камешек- гладкий, холодный. Попробуйте поиграть в такую игру с ребенком.

Детские игры очень разнообразны.

С чем ассоциируется у вас слово «детство»? (родители отвечают).

У меня слово «детство» вызывает очень много воспоминаний о песочнице. Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево и т. д. Как вы думаете, почему дети любят играть в песок? (ответы родителей). Да песок помогает расслабиться, он завораживает ребенка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Создать свою песочницу можно и дома, насыпав на поднос особый белый «песок»- манную крупу. Можно насыпать горкой или разровнять. Пусть ребенок «пройдется» по крупе пальчиками: сначала большим потом указательным, средним, безымянным и мизинчиком. Порисовать пальчиком, палочкой или кисточкой и лучше двумя руками одновременно. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А чем можно наполнить «сухой» бассейн? (ответы родителей)

Наполните не глубокую миску фасолью, спрячьте в ней шарики или бусинки. И предложите собрать все бусинки. Содержимое «сухого» бассейна можно заменить крышками от пластиковых бутылок.

Игра «Рисунок». Подберите разноцветные крышки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, форма.

Игра «Шагаем в пробках». Не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Игровая клавиатура Все дети любят различные кнопочки. Можно из старой компьютерной клавиатуры сделать – игровую (для развития сенсорики).

Вырезаем из цветной бумаги треугольники, квадратики, круги и овалы. Приклеиваем их на кнопочки. Просим малыша найти желтый круг, красный квадратик, оранжевый треугольник и т. д. Игра развивает внимание и помогает изучить геометрические фигуры. Вместо фигур можно приклеить картинки животных, фруктов, овощей.

Уважаемые родители, сейчас я Вам предлагаю заняться творчеством и сделать своими руками развивающие пособия направленные на сенсорное развитие наших детей. Попробуем сделать "Сенсорные шарики".

У меня есть воздушные шарики основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий. В красный шарик насыпаем фасоли, в синий гречневой крупы, в желтый- пшена, в зеленый- крахмал. Завязываем узелок и игрушка готова. Их вы можете забрать домой. Яркие шарики привлекают внимание ребенка, при разминании они мягко массируют ладошки малыша.

А дома вы можете также сделать "Сенсорную коробку"

По сути, сенсорная коробка - это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Наполнителем могут быть любые предметы, природные материалы и даже продукты, которые не опасны для ребенка. Емкость помогает держать эти материалы в одном месте.

Только не забывайте о технике безопасности: при «общении» ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом. Познавая окружающий мир, ребенок многое пробует на вкус. К сожалению, встречаются случаи попадания мелких предметов в дыхательные пути или пищеварительную систему. Поэтому так важно присутствие взрослого во время игр ребенка с мелкими или сыпучими материалами.

Наш практикум подошел к концу. Спасибо вам за активное участие! Добра, любви и света вам и вашим деткам!

Публикации по теме:

География в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста — путь познания окружающего мира Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской.

Презентация из опыта кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира Информация о программе: модифицированная программа кружковой работы по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры как средство познания окружающего мира» Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, материалу, игровым действиям, познавательной деятельностью. Дидактические игры экологического.

Презентация «Методы познания окружающего мира» Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.

Отчет по самообразованию «Проектная деятельность как одно из средств познания дошкольником окружающего мира» Презентация самообразования «Проектная деятельность, как одно из средств познания дошкольником окружающего мира» 2017 г. Актуальность.

Проект «Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира младшими дошкольниками» Введение Анализ внешней ситуации. Для начала определим содержание используемых терминов. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова.

Программа проектной деятельности «Тактильная книга как средство познания окружающего мира» 1. Нормативно-правовая и документальная основа: -Закон Российской Федерации «Об образовании». - Федеральный государственный образовательный.

Развитие у ребенка представлений о физических свойствах окружающего мира Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.

Родительское собрание в подготовительной группе «Экспериментирование — эффективный метод познания окружающего мира» Родительское собрание в подготовительной группе «Экспериментирование — эффективный метод познания окружающего мира» Родительское собрание.

Экспериментирование в детском саду и дома как способ развития личности и познания окружающего мира Экспериментирование в детском саду и дома как способ развития личности и познания окружающего мира Экспериментирование — один из способов.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Сенсорное развитие ребенка-способ познания окружающего мира
Опубликовано: 13 марта 2018 в 08:25
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»...
Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» с детьми среднего дошкольного возраста. Дошкольное детство – самый...
Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства»
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории России,...
Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...