Лучший педагог года

Сенсорное воспитание детей 2–3 лет (проект по самообразованию: актуальность и предполагаемая работа. …)

Ольга Шишова
Сенсорное воспитание детей 2–3 лет (проект по самообразованию: актуальность и предполагаемая работа. …)

Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры (актуальность проекта и предполагаемая работа по самообразованию).

Особое значение в настоящее время является вопрос о раннем развитии детей. Основным видом деятельности детей младшего дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, воображение, мышление, дисциплинированность, ловкость, мелкая моторика рук и т. д

Публикация «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет (проект по самообразованию: актуальность и предполагаемая работа, …)» размещена в разделах

Поэтому с точностью можно сказать что, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, а также имеет самостоятельное значение, как полноценное восприятие необходимое для успешного обучения и развития ребенка в детском саду.

Сенсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста – это прежде всего развитие его восприятия и формирования представлений о таких важнейших свойствах предметов как форма, цвет, величина, положение в пространстве, а также запах и вкус. Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.

Основные направления будущей работы по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет :

1. Формирование практических способов ориентировки.

«поисковая», результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов,

а также формирование системы «взор-рука».Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их. Примеры дидактических игр: «Какой формы?», «Волшебный мешочек», «Найди на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Игры с прищепками» и т. д.

2. Формирование восприятия цвета.

Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.

Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет.

Примеры дидактических игр: «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «У кого какое платье», «Листочки для дерева», «Собери маме бусы», «Воздушные шары», «Какого цвета не стало?», «Разноцветные бусы», «Разложи карандаши по коробочками», «Бусы из соленого теста» и т. д.

3. Формирование восприятия формы.

Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью. Примеры дидактических игр: «Составь фигуру», «Сложи узор», «Найди такой же», «Какой предмет лишний, «Из каких фигур состоит?»

4. Формирование восприятия величины.

Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.

В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками. Примеры дидактических игр: «Башня», «Что там?», «Сбор фруктов», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробку?», «Дальше-ближе», «Разноцветные кружки» и т. д.

5. Формирование восприятия пространственных отношений.

Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.) Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Примеры дидактических игр: «Оденем куклу», «Покажи, что назову», «Где спрятана игрушка», «Что изменилось?», «Где я?», «Прятки» и т. д.

Ожидаемый результат по сенсорному воспитанию :

• Дети научаться различать основные цвета;

• Познакомятся с величиной и формой предметов;

• У детей сформируются навыки самостоятельной деятельности;

Воспитается познавательный интерес, любознательность;

• Развитие у детей обследовательских умений и навыков;

• Развитие мелкую моторику рук;

• Повысится уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

• Повысится самооценка детей, их уверенность в себе;

• У детей разовьются творческие способности, любознательность, наблюдательность;

• Сплочение детского коллектива.

Публикации по теме:

«Развитие умственных способностей детей. Сенсорное воспитание в ДОУ» Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников, с учетом возрастных характеристик, на этапе завершения дошкольного.

Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры СП «Детский сад «Планета детства» ГБОУ СОШ №7 города Похвистнево Консультация на тему: «Сенсорное воспитание детей ясельного возраста.

Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей в соавторстве с Литвиненко Ириной Викторовной. Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей. Сенсорное воспитание в повседневной жизни.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» для детей первой младшей группы Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей ясельного возраста»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей ясельного возраста» Возраст от 2 до 3 лет – важный в развитии психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований,.

Отчет по самообразованию по теме «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Тема самообразования выбрана мною не случайно.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры с детьми 2–3 лет» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида 2 категории детский сад №5 План работы по самообразованию.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются.

Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности.

Собрание-пятиминутка для родителей «Сенсорное воспитание детей» Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание детей 2–3 лет (проект по самообразованию: актуальность и предполагаемая работа. …)
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 21:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД