Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Татьяна Ларькина
Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Cенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях уделяют особую роль. Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов,их форме, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т п. Нельзя не недооценивать значение сенсорного развития в жизни ребенка. Именно в детском возрасте лучше всего оттачивать сенсорное восприятие малыша и помогать ему накапливать опыт об окружающем мире и представлений о нем.

Доказано, что сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе,ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал. Ведь основой умственного воспитания ребенка является сенсорное воспитание,которое обеспечивает обогащение чувственного опыта ребенка,формирует его представления о свойствах и качествах предметов. От того,научиться ли ребенок воспринимать предметы, явления в окружающем его мире или нет,зависит его возможность познавать мир. Без сенсорного обучения практически невозможно полноценно обучить ребенка другим важным знаниям.

Сенсорное воспитание служит основой умственного воспитания, направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия и чем они богаче,тем шире и многограннее будут сведения об окружающем мире, полученные ребенком. Современная педагогика считает,что сенсорное воспитание нужно осуществлять в процессе разных видов деятельности – при ознакомлении детей с окружающим миром. игровой,конструктивной,музыкально – двигательной, изобразительной.

Ребенка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, форму предмета, учат сравнивать предметы по величине, усваивать пространственные ориентировки. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (мягкий. твердый,холодный,теплый) и правильно называть их. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности,умения вслушиваться и различать звуки,развитие речевого и музыкального слуха. Таким образом основное содержание работы по сенсорному воспитанию в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений. Такими эталонами являются основные цвета. геометрические фигуры и др. Если ребенок знаком с эталонами и их словесным обозначением,ему легче ориентироваться в окружающем мире.: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет,форму,величину предмета,пространственное расположение его деталей. Обеспечить усвоения детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами и есть способы обследования предметов,которым детей необходимо научить. Обследование –это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму. пространственные отношения, цвет. Усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования процесс длительный и сложный,включающий постепенный переход ко все более сложным формам восприятия. Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности.

Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях,и в повседневной жизни. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой,с явлениями общественной жизни,с миром вещей,созданных руками человека. Наблюдение природных явлений с детьми предусматривает прежде всего зрительное восприятие,включается осязание.: дети трогают,щупают,гладят предметы. Если это цветы или плоды,пусть дети их понюхают. Общение с природой учить детей вслушиваться в пение птиц,шум дождя и т. д.

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов,у него начинают накапливаться представления о цвете,форме, величине и других свойствах предметов. Важно,чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит,что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностямии свойств – шестью цветами спектра (кроме голубого). белым и черным цветами,с такими формами,как круг. квадрат,треугольник.

Знакомя детей с о свойствами предметов не следует добиваться запоминания и употребления их названий,главное,чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов,выработать устойчивые представления об этих свойствах,целесообразно организовать такие действия с предметами,при которых для получения нужного результата требуется сопоставить по форме,величине,установить совпадение или несовпадение.

С детьми раннего возраста проводится игры – занятия по сенсорному воспитанию, в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности,в частности в конструировании. Конструируя,ребенок учиться различать не только внешние качества предмета,у него развиваются познавательные и практические действия. Развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме, величине предметов осуществляется также в процессе обучения изобразительной деятельности.

Работая с детьми раннего возраста я уделяю большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта через игры с дидактическим материалом.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста,и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью,и средством всестороннего развития личности ребенка.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию,которая была направлена на обучение детей точно,полно и расчленено воспринимать предметы,их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма,величина,расположение в пространстве. Основой таких игр служат сформированные представления о разнообразных игровых действиях с предметами.

В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их форму,Малыша необходимо научить таким действиям,при которых он мог бы понять,что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях,требующих опоры на форму предметов,так как ребенок может еще не выделять зрительно форму и тем более не знать ее названия. В дальнейшем он вычленяет форму зрительно. Сначала делает это недостаточно точно,проверяя с помощью другого способа – примеривания. И лишь на основе длительного использования способов проб и примериванияв самых разных ситуациях и на разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы.

В своей работе с детьми раннего возраста стараюсь использовать много разнообразных дидактических игр как на занятии,так и в повседневной жизни. Детям очень нравится играть в следующие дидактические игры: «Спрячь мышку», «разноцветные дорожки», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Развивающее лото». Наряду с дидактическими играми в работе с детьми по сенсорному воспитанию использую упражнения с дидактическими игрушками: матрешки,разнообразные вкладыши, мозаики. пирамидки и др. Игровое и обучающее начало в их особой конструкции: собирая красивую игрушку путем разнообразных действий дети видят сами правильность (получается игрушка) или неправильность своих действий (детали не подходят,предмет не собирается ошибка наглядна. Стремление получить желаемый результат заставляет снова и снова,искать необходимые детали,лучше их рассматривать,различать по признакам. Эти упражнения,основаны на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек (собрать,вложить в отверстие соответствующей формы,разложить,составить целое из частей,что позволяют совершенствовать сенсорный опыт детей, являются полезными для закрепления представлений об окружающем мире. Ценность этих игр и упражнений еще и в том,что благодаря заложенному в них принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей,развивать умение играть вместе, не мешая друг другу.

В повседневной жизни обращаю внимание на цвет одежды,размер,форму и количество предметов в групповой комнате,на прогулке.

Для развития сенсорных способностей большое значение имеет предметно - развивающая среда,созданная в группе. В нашей группе имеется уголок сенсорики,где располагается дидактический стол с пособия для развития сенсорных способностей и мелкой моторики рук. Также имеется центр воды и песка,где дети знакомятся со свойствами песка и воды и с удовольствием играют. В своей работе с детьми мы считаем главным:полное принятие ребенка таким,каков он есть,тесное сотрудничество с семьей,пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности малыша.

.Успешность умственного,физического,эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей,т. е. от того,насколько совершенно ребенок слышит,видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок,тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль.

Ведь только тонко чувствующий,замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по – настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения,а в последствии и создать его самостоятельно.

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста воспитателя МДОУ п. Вишневый Салищевой Светланы Михайловны. Общие сведения о воспитателе. Окончила Магнитогорский государственный университет.

Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Опубликовано: 14 марта 2015 в 19:30
+64Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 августа. Выставка ежиков на МААМ

Симпатичного ежика запросто можно встретить в лесу, но чаще всего он появляется на страницах сказок или в мультфильмах. Детишкам нравится этот добродушный герой. Хотя обладатель колючей шубки на самом...

26 августа. День сбора и заготовки грибов на МААМ

26 августа в народном календаре Тихонов день – православная церковь вспоминает святого Тихона Задонского. Какие традиции связаны с этим днём? Сбор и заготовка впрок грибного «улова»; подготовка хранилищ,...

Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками
Наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками в МОУ «Школа №167» г....
Учебно-воспитательная работа учителя начальных классов
Познакомиться с учебно-воспитательной работой учителя начальных классов 1) дата – 18. 02. 2019; класс – 1 «Д»; место урока в расписании учебного дня...
Фотозарисовка «Вязаные безрукавки»
Как же появилась безрукавка? Разглядывая произведения искусства, мы видим на некоторых из них верхнюю одежду без рукавов, облегающую персону. К примеру,...