Наталья Сартасова
Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, то есть развития личности ребёнка в целом. Начиная со второй младшей группы, я уделяла большое внимание развитию сенсорики у дошкольников посредством дидактических игр. В своей работе я руководствовалась следующими принципами организации сенсорного уголка:
1. доступность;
2. безопасность;
3. креативность.
Сенсомоторный уголок предназначен:
Публикация «Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2015
1. для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние);
2. развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
3. создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
4. активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
5. повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
В группе изготовила много дидактических игр по теме,некоторые из них.
Дидактическое пособие "Чудо - пуговицы" - для работы с детьми от 3 до 7 лет. Пособие применяется второй младшей и средней группе.
Цель: закрепление учебного материала, развитие мелкой моторики рук, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, развитие речи.
Задачи:
1. Обучающие:
-учить отвечать на вопросы полными предложениями;
-различать правую и левую руки;
-учить различать понятия «много» и «один»;
-сравнивать предметы по размеру;
-учить количественному и порядковому счету в пределах 5;
-закрепить названия геометрических фигур.
2. Развивающие:
-развивать сенсорные навыки;
-развивать пространственные представления;
-развивать память, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывающие:
-воспитывать усидчивость, аккуратность в использовании игры, умение договариваться с партнерами;
Дидактические игры на различение цвета предметов
«Сложи радугу»
Цель: способствовать закреплению знаний о системе цветов.
• Материал: линолеум, самоклеющаяся бумага, разрезать дуги пополам.
• Ход игры: Одну половинку радуги собирает воспитатель, а другую собирает ребенок. Воспитатель предлагает назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
«Помоги собрать шарики»
Цель: закреплять формы предмета, стимулировать зрительные ощущения, развивать тактильные анализаторы. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
• Материал: лотки, разноцветные шарики.
• Ход игры: перед ребенком стоит лоток, разделенный на четыре сегмента красного, синего, зеленого и желтого цветов. Воспитатель достает из мешочка шарик и спрашивает: «Какого цвета шарик? Где домик такого же цвета? Положи туда шарик». На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета: синий и красный, или желтый и зеленый. По мере запоминания цветов игру проводят с тремя, четырьмя цветами.
«Разноцветные колесики»
Цель: развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
• Материал: пластмассовые колеса от игрушек, состоящие из двух частей, свободно соединяющихся друг с другом, наклеенные картинки основных цветов.
• Ход игры: Воспитатель показывает детям цельное колесо, затем разъединяет его, внутри наклеены кружки определенных цветов, к этим половинкам нужно подобрать картинки таких же цветов и соединить две половинки колеса. Можно соединять колеса с картинками одинаковых цветов между собой.
«Найди божьей коровке листик»
Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.
• Материал: музыкальный диск (для божьей коровки, самоклеющаяся пленка, линолеум (для листиков).
• Ход игры: воспитатель говорит, что к ребятам прилетели божьи коровки. Предлагает детям помочь найти каждой божьей коровке свой листик для отдыха (с проговариванием названия цвета). Игру со временем можно усложнить, предложить, например, для красной божьей коровке найти зеленый листок и так далее.
Дидактическая игра «Мозаика»
Цель: развивать образное мышление, художественный вкус, умение правильно называть цвета, умение ориентироваться на плоскости игрового поля.
• Материал: мозаика из крышек разных цветов от детского питания, простая крупная мозаика, распечатанные картинки.
• Ход игры: Воспитатель показывает детям «волшебные» крышки с пазами по три и по два деления на крышке. Из этих крышек дети могут строить башни, цветы, геометрические фигуры, соединяя их друг с другом или надевая друг на друга.
Дидактические игры на различение цвета и формы предметов
«Собери бусы для куклы»
Цель: Закрепить представления детей о 3 х геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг, о цветах. Учить приемам обследования и накладывания.
• Материал: для каждого ребёнка по восемь бусин из соленого теста разного цвета и формы, тонкие шнуры или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами.
• Ход игры: пришедшая в гости кукла приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь,знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Там разные по форме бусинки. Педагог определяет порядок нанизывания бусин: вначале круглую, затем квадратную. Далее приглашает к своему столу кого- либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки три разных по форме бусинки и нанизывать их, со словесным сопровождением.
«Найди фигурке домик»
Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических
фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции,
ориентировку на плоскости, умение сравнивать свою
геометрическую фигуру с другими, большего размера.
• Материал: домики из потолочной плитки, обклеенные самоклеющейся
пленкой и геометрические фигуры разного цвета.
• Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор
геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры.
Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Размести
«жильцов» в домики». Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по
форме, назвать их цвет. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
«Сказочные домики»
Цель: формирование представлений о цвете, развитие мелкой млоторики рук.
• Материал: домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение из ткани). В каждом домике: в окне – гномик, лягушка, окна по цвету домиков на липучках, крыши застегиваются на пуговицы.
• Ход игры: воспитатель предлагает детям узнать, кто в каком домике живет, а затем спрятать соседей нужными окошками друг от друга – подобрать окна по цвету домиков.
Дидактическое пособие «Автобус»
Цель: учить различать предметы, круглой и квадратной формы;
ориентироваться на плоскости; учить совмещать формы с предметом; развивать мелкую моторику рук, закреплять навыки счета; учить понимать слова и словосочетания: «автобус», «у автобуса колеса, окна»; пополнить словарь ребенка словами: «автобус», «едет», «стоит».
• Материал: трафареты автобуса, окна, колеса (линолеум)
• Ход игры: воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию: «Ребята, к нам в гараж попали автобусы, но они сломались, их нужно починить, чтобы они могли перевозить зверят». Необходимо уточнить у детей, из каких частей состоит автобус, какие детали ему нужны, чтобы отправиться в путь.
«Волшебные прищепки»
Цель: учить детей подбирать прищепки нужного цвета, тактильные ощущения, чередовать прищепки двух цветов, развивать творческие способности.
Материал: обыкновенные прищепки, распечатанные картинки,
наклеенные на линолеум. Дети учатся прикреплять дереву веточки, солнышку – лучики, свекле ботву и так далее.
Развивающие игры на различение величины предметов
«Заходите в гости»
Цель: учить детей подбирать каждой кукле, соответственно её размеру, чайный набор.
• Материал: две куклы, тарелки, чашки, ложки разного размера.
• Ход игры: В гости к детям приходили куклы Катя и Даша. Куклы были разной величины. Воспитатель давал словесную инструкцию, как пригласить кукол к столу и угостить их чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размеру, чайный набор. Воспитатель спрашивала у детей какой величины кукла Даша, а какой Катя. «Какую чашку мы дадим Даше?" – спрашивала воспитатель, - "А какую, - мы поставим Кате?", «Какого цвета чашка у Кати и Даши?", "А теперь, поставим куклам тарелки". Воспитатель следит за последовательностью выполнения действий детьми, помогает, если ребенок ошибается.
«Наш любимый огород»
Цель: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Учить различать общие понятия «Овощи», «Фрукты».
• Материал: несколько корзин, мешок с муляжами овощей и фруктов
• Ход игры: Воспитатель может взять любого персонажа, который спрячет в мешок овощи и фрукты, а потом будет загадывать детям загадки о них. Ребенок, который отгадал название овоща/фрукта, его цвет, форму, достает его из мешка. В конце можно спросить детей, в какую игру они играли, какие овощи и фрукты доставали/собирали с огорода. Можно положить лишние предметы в мешок, чтобы дети их обнаружили и объяснили, почему они лишние.
«Угадай на ощупь»
Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.
• Материал: используются мелкие предметы, знакомые детям (количество предметов соответствует количеству детей - шарик, кубик, кирпичик, катушка, карандаш и другие) .
• Ход игры: 5-6 детей сидят полукругом на стульях, воспитатель предлагает детям положить руки за спину, показывает баночку/мешочек с мелкими игрушками и говорит: «Сейчас я каждому из баночки/мешочка что-то положу в руку. Вы не смотрите, а потрогайте и узнайте, что это я вам положила. Обращается по очереди к детям: «Саша, что у тебя в руках? Не смотри, а скажи". Саша называет. «Теперь покажи. Правильно, у тебя шарик, положи его в мешочек". Так по очереди опрашивает каждого ребенка.
«Самая длинная, самая короткая»
Цель: учить детей сравнивать предметы по одному и нескольким признакам одновременно.
• Материал: Приготовить цветные дуги, разрезать их пополам.
• Ход игры: Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Можно сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«ИГРЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Игры с манной крупой, мукой, водой и песком.
Цель: развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения.
Детям очень нравятся самодельные игры, они с удовольствием играют в них.