Получи документы

Сенсорное воспитание, как превалирующее направление в работе воспитателя с детьми раннего возраста (1 фото)

Татьяна Гераськина
Сенсорное воспитание, как превалирующее направление в работе воспитателя с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное воспитание, как превалирующее направление в работе воспитателя с детьми раннего возраста

Сенсорное воспитание, как превалирующее направление в работе воспитателя с детьми раннего возраста

Сенсорное развитие - буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша (бытовая деятельность, трудовая деятельность и т. д., прежде всего в процессы познания окружающей жизни; исследование предметов, их свойств и качества (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве и т. п.). Сенсорное воспитание направлено на развитие разнообразных процессов восприятия, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.

Публикация «Сенсорное воспитание, как превалирующее направление в работе воспитателя с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Ребенок в жизни сталкивается с многообразие форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый малыш, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это.

Развитие сенсорных и познавательных способностей способствует формированию представлений об эталонах, развитию межой моторике пальцев, памяти, речи, пространственному мышлению и творческому воображению, умению согласовать свои действия, сравнивать. В раннем возрасте устанавливается связь формы конкретных предметов с ее обобщенным выражением. Деревянный или нарисованный кружок дети называют шариком, то мячиком и т. д. Использование опредмеченных слов-названий помогает развитию и углублению восприятия формы. Не стоит сразу говорить ребенку о прямоугольнике, квадрате. Малыш усваивает форму как признак других важных свойств предметов. Он легко запоминает, где «крыша», «огурчик», «кирпичик», и так выбирает необходимые формы. В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму.

Правильно подобранные дидактические пособия несут цвет, форму предметов, их величины, приобретают элементарные пространственные представления.

Развивать у детей умение называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.

Игры со строительными материалами дают возможность проявить самостоятельность. Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относится к постройке, сооруженной им самим или его товарищем. Возведение постройки требует сосредоточенности, внимания, памяти. Движение детей становятся более точными, ловкими, целенаправленными.

В наблюдения за природой дети закрепляют цвет, величину, форму.

Чем больше органов «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлений, а, следовательно, тем богаче становится его представления.

На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируется эстетические чувства.

Очень полезно сочетать обучение конструктивным умениям с развитием представлений об окружающем мире, с пополнением словарного запаса. Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать самому.

Знакомство с цветом, формой и величиной помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, воображение, обогащает речь, формируется эстетические чувства. Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение - получение отчетливых понятий об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Игра - основная форма обучения детей раннего

возраста.

«Ребенок играет, потому что развивается - ребенок развивается, потому что играет».

Игра - ведущая деятельность ребенка, средство его развития и школа мышления. Поэтому я в своей работе с детьми использовала как можно больше игровых приемов и дидактических игр по сенсорному воспитанию. В процессе ребенок учится, создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка. При помощи игр и забав ребенок усваивает важные конкретные задания, знакомится с силой координацией своих собственных действий с последовательностью и причинной связью явлений. Во время игр так же происходит обогащение опыта и познания ребенка, развитие умственных способностей и самостоятельности.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого и ребенка.

Игра имеет две цели:

1. Обучающая, которую преследует взрослый.

2. Игровая, ради которой действует ребенок.

Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и

обеспечивали усвоение программного материала.

В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувствительный опыт.

Задачи по сенсорному развитию

.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые решаются с помощью различных предметов. Задачи даются ребенку в различной форме, в порядке возрастания сложностей.

Задачи:

Фиксировать внимание детей на свойствах предметов, формирования у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов.

Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующие гнезда.

Фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения.

Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образу в сочетании со словесным заданием.

Закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов.

Структура занятия.

Основной задачей нашей группы является развитие сенсорных способностей. Развитие сенсорных и познавательных способностей способствует формированию представлений об эталонах, развитию межой моторики пальцев, памяти, речи, пространственному мышлению и творческому воображению, умению согласовать свои действия, сравнивать.

Чтобы правильно организовать обучение детей - нужно уточнить знания и возможности детей. Каждый год в группе проводится мониторинг обследования детей.

Занятия проводятся и по подгруппам и индивидуально, и со всей группой детей. Продолжительность каждого занятия варьируется от 7 до 10 минут, в зависимости от возможностей и желания детей.

Занятия строились по следующему принципу:

- Занятия комплексные, они включают в себя развитие речи, памяти, внимание, коммуникативных качеств.

- Занятия направлены на развитие ребенка, а не - сообщение ему суммы знаний.

- уважение личности ребенка, отношение к нему, как равному.

1. Прежде всего, мы начинаем занятия с пальчиковой игры, массажа рук, игр на снятие психо - эмоционального напряжения детей.

2. Основной блок - в сказочной форме, познавательный материал связан одним сюжетом, включая задание на развитие мышления.

3. Двигательная разминка на середине занятия.

4. Заключительная часть, что узнали нового? Или игра на расслабление.

Логические операции, приемы, способы, используемые

на занятиях.

Сравнение - логические приемы умственных действий, требующие, выявления сходства или различия между признаками объекта.

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.

Выбор предмета из групп по любому признаку:

Н: - возьми красный мяч.

Выбор нескольких предметов по указанному признаку:

Н: - Выбери все мячи.

Выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам:

Н: - Выбери маленький синий мяч.

Классификация - разделение множества на группы, по какому-либо признаку, которой называют «основание классификации»:

o по величине (в одну коробку большие мячи, а в другую - маленькие).

o по цвету (в эту коробку красные пуговицы, а в эту зеленые).

o форме (в эту коробку квадраты, а в эту шары, а в эту треугольники).

Обобщение - это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенные им самостоятельно

Н: - это - большие мячи, эти все - маленькие; эти все -красные, эти - синие.

Игры и занятия с детьми

От 2 до 3 лет

Этапы Виды занятий

Познавательное развитие.

Сенсорное развитие, предметная деятельность.

Ориентировка в величине – действия с предметами

Материал – Матрешки

1-ый Две величины. Одна большая матрешка раскрывается, маленькая нет

2-ой Две величины. Обе матрешки раскрываются

3-ий Три величины. Три матрешки раскрываются, третья – нет

4-ый Три величины. Все матрешки раскрываются

5-ый Четыре – пять величины. Все матрешки раскрываются

6-ой Шесть величин. Все матрешки раскрываются

Материал – пирамидки

1-ый Одна величина – кольца пирамидки одного размера

2-ой Две величины контрастные (4 кольца)

3-ий Три величины контрастные (6 колец)

4-ый Четыре – пять величин, чередующиеся по размеру

5-ый Шесть – восемь величин, чередующихся по размеру

6-ой Семь – восемь колец к пирамидкам разной формы

Ориентировка по форме

1-ый Игра с шариками – прокатывание по желобу.

2-ой Занимательные коробки с вырезанными отверстиями в виде круга и квадрата – соотнесение формы предмета с

формой отверстия.

3-ий Занимательные коробки с отверстиями в виде

треугольника и прямоугольника – проходят призма и кирпичик

4-ый Игры с предметами, близкими по форме. «Дай такой же»

- флажки, матрешки, грибки, яички. Подбор крышечек к коробкам разной формы. ЛЕГО – сцепление фигурок в «машину»

5-ый Соотнесение геометрических фигур с картинками.

К неваляшке – два круга (большой и маленький)

К елочке – три треугольника

К домику – квадрат и треугольник

Определение на ощупь контрастных предметов,

находящихся в мешочке

ЛЕГО – работа по образцу

6-ой Складывание картинок из двух половинок; из трех частей

Определение на ощупь близких по форме предметов, находящихся в мешочке

ЛЕГО, мозаика – работа по образцу

Цвет

1-ый Название цвета в различных предметах: одежде, игрушках, природном материале

2-ой Сортировка – подбор по образцу полосок, яичек, шариков

Дидактические игры «Оденем куклу» (варежки, носочки, туфли – парные предметы.) «Оденем Мишу», «Соберем листья желтые и зеленые»

3-ий Дидактические игры – подбор разнообразных предметов

4-ый Подбор предметов, игрушек, природного материала – к слову

5-ый Название 4-6 цветов – дидактические игры лото, домино

6-ой Использование на занятиях 6-8 цветов. Подбор по цвету фрагментов из ЛЕГО, домино, складных картинок

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Цель: Выявить предпосылки творчества в изобразительной деятельности детей раннего возраста. Анкета для работников ДОУ (ПО МЕТОДИКЕ Д. И. ВОРОБЬЕВОЙ) Цель: Выявить предпосылки творчества в изобразительной деятельности детей раннего.

Тренажер для сенсорного развитияТренажер для сенсорного развития сенсорное развитие составляет фундамент для умственного развития ребенка, необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание, как превалирующее направление в работе воспитателя с детьми раннего возраста
Опубликовано: 5 февраля 2013 в 20:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное воспитание, как превалирующее направление в работе воспитателя с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гераськина (УИ 68274) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД