Наталья Черникова
Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания дошкольников зависит от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающие его предметы. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.
Публикация «Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Что же такое сенсорное воспитание? Это система педагогических воздействий, которые направлены на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным преиодом для совершенствования деятельности органов чувств, накопления детьми представлений об окружающем мире.
Проблеме сенсорного воспитания уделяли большое внимание такие учёные как, В. В. Богусловский, Б. Н. Блехер, А. А. Венгер, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель и др.
Цель сенсорного воспитания : формирование сенсорных способностей у детей.
Задачи:
-формировать у детей обследовательские перцептивные действия,
сенсорные эталоны;
-развивать умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Сенсорное воспитание в своей работе осуществляем через разные формы работы с детьми:
- непосредственно образовательная деятельность;
- дидактические игры;
- игры – экспериментирование;
- художественное творчество;
- наблюдения
С целью сенсорного воспитания детей во время НОД используем дидактические игры. Они, как правило, направлены на обогащение сенсорного опыта детей. Игры, направленные на развитие вкусовых качеств и запаха используем, но с осторожностью, так как много детей аллергиков.
Широко используем игры - экспериментирование. Материалы практикуем самые разнообразные. Это и фантики, и песок, и снег, и вода.
В играх с фантиками сначала предлагаем детям рассмотреть их, потрогать, провести пальчиком по поверхности, ощутить материал. Затем предлагаем поиграть, например, завернуть в фантик разные предметы: пробку, палочку из набора Кюизенера; смять фантики, сложить в стаканчики; сделать из фантика шарик и подуть на него.
Считаем необходимым и обязательным условием сенсорного воспитания самостоятельную деятельность детей в специально созданной развивающей среде.
Для этого в группе оформили сенсорный уголок, в котором в наличии есть разнообразные дидактические пособия.
Развивающую среду постоянно обогащаем: изготавливаем различные дидактические пособия. Часто для их изготовления служит бросовый материал.
Продумываем развивающую среду и на участке. Летом создаём центры, которые служат для сенсорного воспитания детей.
Считаем одним из условий, обеспечивающих сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста, единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей.
Для этого планируем совместную деятельность с родителями воспитанников, продумать ряд мероприятий, нацеленных на просвещение родителей в рамках данной темы.
Для родителей проводим консультации, семинары-практикумы, презентуем игры, сделанные своими руками, привлекаем к совместному изготовлению дидактических пособий. Проводим совместные развлечения с родителями, приглашаем на просмотры открытых занятий, игр.
Только благодаря совместным усилиями можно увидеть результат работы.