Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Ирина Никулина
Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны - это система звуков речи, цветов спектра, геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т. д.

Развитие восприятия ощущения и - это необходимый элемент формирования мыслительных процессов у ребенка. Формирование сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника.

Успех речевого, умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей.

Многие исследователи отмечают, что сенсорное развитие детей с нарушениями речиразного уровня имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении свойств, а главное - в обозначении этих свойств одним словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур (плоских и объемных, испытывают затруднения в ориентировке в пространстве и во времени.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов:

• их форме,

• цвете,

• величине,

• положении в пространстве,

• запахе,

• вкусе и т. п.

Именно ранний дошкольный возраст является благоприятным временем для совершенствования деятельности органов чувств и накопления знаний об окружающем мире.

Так, для познания окружающего мира выделяют пять сенсорных систем: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Сенсорный опыт способствует спонтанному формированию речи, не заучивая ее механически.

В работе с детьми с общим недоразвитием речи стимулируется несколько видов восприятия. Используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание. При отсутствии возможности работы с реальными предметами и вещами рекомендуется использовать картинки и игрушки, их замещающие либо приближённые к реальности.

Игры направлены на разностороннее развитие личности дошкольника.

Развитие концентрации слухового внимания

“Узнай, что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”, «Где позвонили?», “Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные киндеры”, “Повтори за мной” и т. п.

Развитие ритмики

Это хлопки в ладоши, отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т. п.Виды заданий могут быть следующими:

- Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на данной карточке;

- Сосчитать, сколько раз хлопнул воспитатель и поднять карточку с соответствующей цифрой (или показать карточку с нужным количеством точек). Ритм задается от простого к сложному ;

- Воспроизведение определенного ритма по образцу учителя-логопеда или воспитателя;

- Выполнение упражнений на развитие динамического праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики здороваются”(в различной интерпретации).

Развитие тактильного восприятия:

“Чудесный мешочек”

“Поймай киску”

“Угадай на ощупь», «Из чего сделан этот предмет?”

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Любые игры с разнообразными предметами:

Сенсорные дорожки

Губки шершавые

Шишки сосновые и ольховые

Мячи

Щетки с длинным жестким ворсом

Прищепки (обычные, с цифрами, с буквами, с различными изображениями)

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза

Игрушки пальчикового театра

Набор “Веселые бусинки”

Пуговицы (разных размеров, цветов, форм, с разным количеством дырочек) .

Разноцветные декоративные камни.

Камешки Марбл

Развитие зрительного восприятия

«Чего не хватает?», «Что изменилось?»

«Четвертый – лишний», «Что не так?»

«Найди отличия на картинке»

«Нелепица»

«Посмотри и запомни»

«Узнай по следам», «Чья здесь тень?»

«Разрезные картинки»

«Узнай целое по его части»

Вся игровая деятельность и упражнения по сенсорному воспитанию соответствует задачам ФГОС и ведется в интеграции познавательных областей.

В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, улучшается мелкая моторика, активизируются все виды памяти, развиваются внимание и наблюдательность. Происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя, учителя-логопеда и родителей.

Литература:

1. Айрес Э. Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.

2. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

3. Кириллова Е. В.Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

4. Лынская М. И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 19:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Сюжетно-ролевая игра «Пожарная команда»
Цель: Формирование целостного представления о пожарной безопасности и труде пожарных. Задачи: - Закрепить знания детей о правилах поведения во время...
Фотоотчет о творческих работах учащихся 1 и 4 классов к Дню осведомленности о...
20 января является Днём осведомленности о пингвинах на МААМ. В первом и четвёртом классах мною были проведены небольшие беседы-лекции об этих изумительных...
Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень...