Кира Гайворонская
Сенсорные игры с использованием нетрадиционного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы увлечь чем-либо детей, необязательно тратить много сил, времени или финансов. Можно провести игры, используя нетрадиционное оборудование. Я предлагаю вам дидактические игры по сенсорному воспитанию, используя разноцветные крышки от пластиковых бутылок и цветные капроновые крышки. Дети с удовольствием играют в такие игры.
1. Игры сприщепками
Игра «Солнышко»
Публикация «Сенсорные игры с использованием нетрадиционного оборудования» размещена в разделах
Цель: закрепление желтого цвета, развитие мелкой моторики и пространственных представлений, развитие воображения.
Оборудование : шаблон солнышка, прищепки разного цвета.
Ход игры : даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.
Солнышко, скорей взойди,
И лучи свои пришли.
Чтоб они землю обогрели,
Нас теплом своим согрели.
Игра «Бусы»
Цель: закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование : прищепки, шнурок
Ход игры : Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.
Игра «Чей хвост»
Цель: развитие познавательного интереса, формирование знаний о диких животных, развитие памяти, мышления, внимания и мелкой моторики рук.
Оборудование : плоскостное изображение животных без хвоста, отдельно изображение хвостов (на прищепках).
Ход игры : Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты.
2. Игры с пластиковыми крышками
«Найди ведерко», «Сортировка»
Задачи:
- закреплять умение группировать предметы по цвету;
- развивать мелкую моторику.
Предлагаем детям собрать крышки в соответствии с цветом ведерка. Игра может сопровождаться стихотворениями.
Желтый
Желтый, желтый—золотой!
Желтый цвет—он непростой!
Желтый — самый яркий цвет,
Ведь его теплее нет!
Желтым цветом и лимон,
Витамином полон он.
И, конечно, золотое наше солнце дорогое!
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры — красные ребятки.
Красные Тюльпаны на окне стоят,
Красные шарики за окном летят.
Зеленый
У нас растут зеленый лук
И огурцы зеленые
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых.
Из листиков кленовых.
Синий
В синем море синий кит.
В синем небе туча спит.
На тарелке голубой сливы синие горой.
Куртку синюю возьмем
И гулять с тобой пойдем.
Если туча вдруг проснется,
Синий дождь на нас польется!
Игра «Найди пары одинаковых крышек»
Цель: учить детей подбирать пары крышек на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Средства: коллекция крышек.
Ход игры : предлагает детям внимательно рассмотреть крышки. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых крышек. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.
Игра «Выбери крышку»
Цель: формировать умение группировать предметы по величине.
Оборудование : 2 коробочки, большая и маленькая, крышки разные по величине (большие и маленькие)
Ход игры : ребенку предлагается разложить крышки по коробочкам: большие и маленькие. Рассматривая размеры крышек, сравнивать, прикладывать крышку к крышке.
«Бусы для куклы»
Задачи:
- учить нанизывать цветные крышки от пластиковых бутылок с отверстием на цветной шнурок;
- закреплять знания цвета;
- развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь.
Оборудование : кукла, коробка с крышками и шнурки (красного, зеленого, синего, желтого цвета).
Игру можно начать со стихотворения «Кукла» Г. Бойко
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает,
Только на руки берешь.
Я надену кукле бусы,
Платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе
В старом куколку мою,
1 - е задание
Дети нанизывают крышки одного цвета на соответствующий шнурок,
2 - е задание
Ребенок берет любой шнурок и нанизывает на него крышки, чередуя цвета.
Наполни бутылку
Цель: Обучение или закрепление знаний детей об основной цветовой гамме и ее оттенках; Обучение счету, развитие внимания, памяти, творческого воображения, смекалки, мелкой моторики рук.
Ход игры:
Вариант 1. Ребенку дается закрытая крышечкой бутылка и набор раз-ноцветных крышек. Он должен наполнить бутылку крышками того же цвета, что и крышка на ней самой.
Вариант 2. Наполнить бутылки крышками, используя для этого различные предметы: ложки, палочки, крючки, петли, пинцеты и т. п.
Игра «Мозаика»
Цель: закрепить знание цвета, геометрических фигур, развивать мелкую моторику рук, воображение.
Оборудование : коллекция крышек.
Ход игры : ребенку предлагается выложить из крышек несложные предметы по образцу, например, цветок, флажок, домик. (способом наложения). Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Игра «Выложи фигуру»
Цель: закреплять умение выделять форму.
Материал: цветные крышки.
Ход игры : Дети выкладывают геометрические фигуры из крышек по контуру плоскостной фигуры.
Игра «Подбери колеса к машине»
Цель: формировать знания основных цветов, сравнивать предметы по размеру.
Оборудование : коллекция крышек.
Ход игры:
Ребенку предлагается рассмотреть машину. Ребенок рассматривает и определяет, что у машин не хватает колёс. Назвать цвет машин. Обратить внимание ребенка на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.
Легковая я машина,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку, сына
Целым скопом я вожу.
А ещё в меня бывает
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так.
Игра «Сухой бассейн»
Цель: нормализовать мышечный тонус, стимулировать тактильные ощущения, формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.
Материал: тазик с крышками, на дне которого, спрятаны мелкие игрушки.
Ход игры:
Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать крышки, затем найти и достать игрушку. Такую игру можно предложить в любое время: когда у ребенка плохое настроение или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Можно ребенку читать стихотворение:
Под крышками, на дне бассейна
Спрятались игрушки ловко.
Быстро крышки разберем
И игрушки мы найдем.
Игра «Подбери крышечку»
Цель: Изучить цвет и форму; развитие мелкой моторики;
Материал: Баночки и крышки белого цвета с изображением геометрических фигур.
Ход игры : Ребенку предлагается найти нужную крышку и соотнести ее по цвету и форме с нижней частью баночки.
3. Игры с пуговицами
Игра «Сортировка пуговиц»
Цель: обучение сортировке предметов по формы, величине.
Оборудование : наборы пуговиц разной формы, величины, маленькие пластиковые или картонные коробочки.
Ход занятия: на глазах у детей взрослый складывает в одну большую коробку наборы разных пуговиц и предлагает детям перемешать их руками. Затем просит детей выбрать пуговицы по:
1. По форме
2. По величине
Игра «Мозаика из пуговиц
Цель: закрепить знание цвета, геометрических фигур, развивать мелкую моторику рук, воображение.
Оборудование : коллекция пуговиц, схемы картинок с пустыми кружочками.
Ход игры : Ребенок должен положить в пустые кружочки пуговицы по цветам.