Лучший педагог года

Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству

Юлия Широбокова
Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству

Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления. В. Г. Белинский
Современное общество утрачивает традиции досуговой художественно-эстетической деятельности и интерес к народному творчеству, корням русской культуры, что непременно приведет к разрыву межэтнисческих связей и отношений. А ведь именно от того, что видит и слышит ребенок в детстве, в каком микросоциуме развивается и будет в большей степени зависеть его мировоззрение, отношение к окружающему миру. Не смотря на большой выбор парциальных программ и огромный спектр дидактических, демонстрационных материалов (конспекты, презентации, народная фольклорная музыка, интерактивные сайты музеев) есть тенденция научения и прямого копирования образов, повторения орнаментов и мотивов различных промыслов. Педагоги редко используют предметы декоративного искусства непосредственно в образовательном процессе. Достаточно часто образцы для демонстрации имеют не привлекательный эстетический вид, часто не оригинальный. Педагоги неточно представляют возможности развития творческих проявлений в процессе приобщения к народному искусству.

Публикация «Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах

Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству имеет свою особую и неповторимую ценность. В процессе общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается, любовь, уважение к родному краю, происходит присвоение ценностей человеческого общества, выраженных не только в материальных, но и в духовных объектах. Происходит формирование художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество.

Русское народное искусство бережно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, исторически сложившееся отношение к миру и охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Искусство народных мастеров вдохновляет и раскрывает для детей мир удивительного прошлого и настоящего.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно объемно и многогранно. Это и самобытное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные “последователи” – традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием – народное искусство; и классика – памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей. Само понятие декоративно-прикладное искусство произошло от (лат. - украшать) : искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей, которое возникло в глубокой древности и в течение многих веков развивалось в форме народных художественных промыслов. [1] В. М. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Некрасова, Е. А. Фрелина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, О. А. Соломенникова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Именно старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в приобщении к общечеловеческим ценностям. По мнению ряда авторов Г. Н. Пантелеева, Г. Г. Григорьевой, О. А. Соломенниковой знакомство с промыслами следует начинать с элементов хохломской, гжельской, жостовской росписей. Исследователи считают, что декоративно-прикладное искусство развивает у дошкольников эстетические чувства, через искусство дети глубже осознают свои мысли, развивается воображение, фантазия, формируется эстетический вкус, происходит приобщение к древу культуры его народа. Дети приобщаются к сфере народного искусства и художественной промышленности: керамике, ткачеству, ювелирным изделиям.

Литература

1. Философский словарь// под ред. Фролова И. Т. – М: Республика, 2001.- 720 с.

2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М. :ВЛАДОС, 2006. – 256 с.

3. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М. : Мозаика-Синтез, 2-е издание – 2005. – 168 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Дымковская роспись» Роспись: «Дымковская игрушка. Рисование узора из колец для барышни». Группа: средняя. Цель. Продолжать учить рассматривать дымковские игрушки,.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Филимоновская роспись» Роспись: филимоновская «Рисование узора из двух цветов». Группа: средняя. Цель. Узнавать филимоновские игрушки, выделять средства выразительности.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Городецкая роспись» Роспись: «Городецкая роспись. Рисование птицы». Группа: старшая. Цель. Учить рассматривать городецкие узоры, выделять образ птицы, видеть.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Полхов-майданская роспись» .

Дидактическая игра по декоративно-прикладному искусству «Цветы и бабочки»Дидактическая игра по декоративно-прикладному искусству «Цветы и бабочки» Цель: 1. Закрепление знаний видов декоративной росписи. 2. Формирование умения детей узнавать и называть виды росписей, обосновывая свой.

Дидактическая игра по декоративно-прикладному искусству «Рыбки-озорницы»Дидактическая игра по декоративно-прикладному искусству «Рыбки-озорницы» Цель:1. Закрепление умения детей узнавать и называть виды росписей, умения обосновывать свой выбор, называя их элементы. 2. Развитие умения.

Мастер-класс по декоративно-прикладному искусствуМастер-класс по декоративно-прикладному искусству Описание материала: представленный конспект мастер класса по декоративно-прикладному творчеству рассчитан для работы с детьми младшего и.

Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклоруОрганизация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору Декоративно-прикладное искусство и фольклор имеют огромное воспитательное значение в развитии личности ребёнка, так как знакомство детей.

Программа по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы» для учащихся 1–3 классов Перспективный план работы по декоративно – прикладному искусству в 1 классе Задачи: - Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение.

Семинар-практикум по декоративно-прикладному искусству. Фотоотчёт.Семинар-практикум по декоративно-прикладному искусству. Фотоотчёт. Широка страна моя родная, Много в ней талантливых людей. Каждый уголок России чем-то славен, Нет прекрасней Родины моей! Кто не знает русскую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству
Опубликовано: 30 ноября 2015 в 19:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД