МААМ-картинки

Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 5)

Людмила Кудряшова
Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 5)
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие №14 (итоговое).

Комплексное занятие по ознакомлению детей с окружающим

(с элементом творческой трудовой деятельности).

Тема: «Путешествие в Цветочную страну».

Цель:

• обеспечение условий для творческого применения усвоенных детьми знаний и средств и решение проблемно-практических ситуаций в процессе игры-путешествия;

• обучение детей практическим действиям по изготовлению «зеленого чубчика» (посадка овса).

Программное содержание:

Публикация «Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 5)» размещена в разделах

1. Обобщить и систематизировать знания детей о частях растения и их видоизменениях; о развитии растений и их распространении; об условиях, необходимых для благоприятного роста растений; о способах ухода за комнатными растениями.

2. Упражнять детей в самостоятельном использовании различных форм наглядного моделирования в ходе выполнения задания.

3. Научить детей создавать образ «зеленого чубчика», творчески дополняя его деталями; используя схему-алгоритм для определения последовательности и планирования совместной трудовой деятельности.

4. Вызвать у детей чувство радости от хорошо выполненной работы – создания «зеленых чубчиков».

Материал.

Демонстрационный: модели - строения растения и его видоизменений, факторов внешней среды, по уходу за комнатными растениями; конверты с заданиями, карта группы и маршрута путешествия; таблица-алгоритм по изготовлению «зеленого чубчика»; игрушки: жук Точечкин, Почемучка и «Зеленый чубчик»; коробки для посылок, книга.

Раздаточный: 6 стаканов, 3 пары детских носков, семена овса, почва, ложка, пуговицы, резинки, булавки с головками-бусинками, подносы, тарелочки, карточки, фломастеры, лейка с водой, фартуки, влажные тряпочки.

Предварительная работа:

• изготовление наглядного практического материала для обеспечения курса «Растения и человек» (модели, иллюстрации, дидактические игры, альбомы, коллекции, подборка стихов, загадок, сказок);

• работа с детьми по овладению ими различными формами наглядного моделирования на занятиях и в процессе труда в лаборатории «Росток».

• подготовка пособий для занятия : изготовление конвертов с заданиями, цветных дорожек, цветов, карт, таблицы, выращивание «зеленого чубчика», подготовка материала для практических трудовых действий (см. раздел «Материал»).

Ход занятия.

Воспитатель обращается к детям: «Любите ли вы путешествовать, ребята? (Да). Я тоже очень люблю это делать, потому что в путешествии всегда узнаешь много нового, интересного, необычного, удивительного; нужно просто постараться увидеть чудесное рядом. А как вы думаете, дети, с чего начинается путешествие? Ну конечно, нужно собраться и приготовиться, изучить карту, определить маршрут, по которому будет проходить путешествие. Представляете, ребята, наш Почемучка вчера обещал мне, что мы с вами отправимся в такое путешествие. Но посмотрите, «полочка умных книг», на которой он всегда сидел, пуста, куда же он исчез?» Нахожу на полке записку и читаю ее детям: «Ребята, я ушел на почту за посылкой. Встретимся в волшебной Цветочной стране на главной площади. Попросите помощи у жука Точечкина. Ваш Почемучка». «Что ж, ребята, придется нам путешествовать без Почемучки. Давайте позовем на помощь Точечкина» Зовем жука, но он не откликается. Предлагаю детям громко загадать о нем загадку:

- У этих жуков красные платьица

В черный горох,

На растениях они обитают

И вредных тлей уничтожают. –

Появляется жук Точечкин с планом группы и «говорит», что он обязательно поможет нам отправиться в путешествие, но для этого нужно найти карту цветочной страны. Проводится игра «Угадай, где спрятана карта?» Дети находят карту и рассматривают ее на столе. На ней в виде лабиринта из дорожек обозначен путь в сказочную «Цветочную страну» (одновременно этот же маршрут в натуральную величину обозначен яркими дорожками на полу группы).

Жук Точечкин «говорит» : «Ребята, я приглашаю вас в путешествие по Цветочной стране. Этой страны вы не найдете на обычных картах. Попасть в сказочную страну растений может любой, кто много знает и умеет, кто любит фантазировать и помогать друзьям. В нашем путешествии вас ждут интересные загадки, игры и задания, выполнив которые, вы встретитесь со своим другом Почемучкой, который приготовил для вас сюрприз. Вы готовы потрудиться, чтобы путешествие получилось интересным и увлекательным? (Да). Тогда изучим карту, и в путь!»

Рассматривая карту, обращают внимание на дорожки маршрута, на цветы, которыми заканчиваются дорожки. Точечкин объясняет, что путешествие начинается от стрелки, которая указывает направление движения. Далее «говорит», что для того, чтобы выполнить задания, которые он придумал со своими друзьями, нужно выучить считалку:

- Дети по полю гуляли,

Дружно, весело считали:

«Раз, два, три, четыре, пять

Мы идем цветы искать,

Кто их первый соберет,

Тот задание найдет!» -

Воспитатель говорит, что дети будут двигаться по дорожкам под музыку от цветка к цветку, проговаривая считалку. «Ребята, если мы все вместе постараемся, то обязательно попадем в сказочную Цветочную страну и встретимся с Почемучкой.

Выполнение заданий детьми.

Конверт №1 (от лягушки).

Задание: «Дорисуй, какой части не хватает у растения».

Детям предлагается 6 карточек с изображением растения, в котором отсутствует какая-либо часть (корень, стебель, лист, цветок, плод).

Конверт №2 (от лошадки).

Задание: «Подбери растения к карточкам-моделям и объясни свои действия».

Предлагаются 3 карточки-модели по уходу за комнатными растениями (№10-12) и комнатные растения: фиалка, бегония, бальзамин, фикус, лилия, традесканция. Дети подбирают модели к растениям и объясняют правила ухода за ними.

Конверт №3 (от улитки).

Задание: «Помогите улитке перебрать семена гороха и фасоли».

Конверт №4 (от ежика).

Задание: «Нарисуй и расскажи, что происходит с горошиной, когда она попадает в землю или в воду?»

Дети составляют алгоритм развития растения.

Конверт №5 (от бабочки).

Задание: Составь цепочку «Что произойдет с растением дальше после того, как появится цветок?» (Одуванчик).

Дети составляют цепочку из моделей.

Конверт №6 (от пчелки).

«Волшебные превращения» – физминутка.

Задание: «Рождение цветка» (игра на моделирование).

Детям предлагается смоделировать и показать процесс зарождения, рост и распускание цветка под музыку после слов-заклинания жучка: «Крибли, крабли, бумс! Три раза повернись, в цветок превратись!»

В ходе путешествия жуком Точечкиным «проверяется» правильность выполнения заданий детьми, высказывается поощрение. После того, как дети выполнили последнее упражнение, воспитатель подводит итог: «Итак, ребята, мы хорошо справились с заданиями Точечкина, и он полетел сообщить об этом Почемучке. А мы с вами сядем на сказочную площадь, и я расскажу вам немного о волшебной Цветочной стране, по которой мы сегодня путешествовали (звучит музыка, предлагаю детям закрыть глаза и представить образ волшебной страны).

«Жители этой волшебной страны – цветы и сказочные человечки-эльфы живут в разноцветных домиках, построенных из засушенных цветочных лепестков, поэтому и улицы называются: Розовая, Пионовая, Маковая. В центре страны находится цветочная площадь, где проходят праздники, и где Почемучка назначил нам встречу».

Далее проводится зрительная гимнастика: предлагаю детям открыть глаза и вспомнить маршрут, по которому они двигались, при этом дети следят глазами за указкой с бабочкой (для гимнастики использую карту, стоящую на мольберте).

Раздается стук в дверь. Появляется Почемучка с двумя посылками, говорит о том, что он очень спешил на встречу с детьми, и предлагает посмотреть, что находится в посылках. Открывает первую посылку (звучит музыка) и достает из нее «зеленого чубчика» Гошу, который обращается к детям: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Гоша – зеленый чубчик! Я слышал от Почемучки, что в вашей группе живут ребята, которые много знают о растениях, умеют за ними ухаживать и выращивать. Это правда? (Да). Меня тоже вырастили ребята, хотите узнать, как они это сделали? (Да). Я принес вам в подарок книгу, которая называется «Что я выращу?», рассмотрев которую, вы многому научитесь. К тому же, ребята, мне очень скучно и одиноко одному без друзей. Хотите помочь мне и вырастить таких же зеленых чубчиков? (Да).

Рассматриваем книгу, обсуждаем с детьми, что необходимо для работы, а также последовательность выполнения действий.

Перед трудом проводится мимическая гимнастика (нацеливаю детей на характер зеленого чубчика, которого они хотят вырастить: сердитый, грустный, веселый).

Далее провожу пальчиковую гимнастику: «Покатаю я в руках бусинки-горошки, станьте ловкими скорей пальчики-ладошки».

Изготовление «чубчиков» проводится одновременно всеми детьми с использованием таблицы-алгоритма: «Ребята, возьмите стаканчик с носком, насыпьте две ложки семян травы, восемь ложек земли, завяжите носочек резинкой, переверните «чубчика» на блюдце, придайте ему нужную форму, оформите лицо (глаза и нос) с помощью пуговиц и булавок. У растений, как и у нас с вами, есть имена. Придумайте имена своим друзьям, мы напишем их на карточках и поставим рядом с ними». Дети пишут имена самостоятельно или с помощью воспитателя.

Итог занятия : «Посмотрите, дети, какие замечательные друзья получились у вас! Сегодня вы приобрели настоящего, живого, нуждающегося в вашей помощи друга. Как вы думаете, что нужно, чтобы ваши «зеленые чубчики» выросли и были здоровыми и красивыми? (Поставить в светлое и теплое место, поливать, ухаживать за ними). Со своим другом вы можете поделиться секретом, радостью и просто поговорить. Я очень надеюсь, что вы не будете забывать о них заботиться».

Почемучка благодарит детей и остается ждать, когда у его друзей отрастут зеленые чубчики.

В конце занятия воспитатель говорит детям: «Мне сегодня было очень приятно путешествовать с вами, ребята, вы порадовали меня своими знаниями и умениями, спасибо вам!»

Публикации по теме:

Работа с родителями по образовательной области «Безопасность» Формы работы с родителями Направления работы с родителями Характеристики направлений работы с родителями Мастер-класс Организация проблемно-игровых.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 5)
Опубликовано: 9 марта 2015 в 12:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 5)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кудряшова (УИ 322694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД