Получи документы

Серия конспектов занятий по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта, в которых главным персонажем выступает человек.

Антонина Тимофеева
Серия конспектов занятий по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта, в которых главным персонажем выступает человек.

Занятие №1

«Ладушки, ладушки»

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Учить детей проговаривать потешки (слова, фразы, предложения)

Продолжать учить детей активно использовать слова обозначающие действия.

Развивать умение вступать в общение с воспитателем.

Воспитывать навыки речевого общения.

Способствовать воспитанию эмоционального отклика на содержание потешек.

Материал: яркий головной платок для воспитателя.

Публикация «Серия конспектов занятий по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта, в которых главным персонажем выступает человек,» размещена в разделах

Методы и приемы: игровой, (пальчиковые игры) художественное слово, вопросы к детям, показ, сюрприз (превращение воспитателя в бабушку)

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям красивый головной платок, поворачивая его, то одной то другой стороной, любуется им (вслух)

Когда несколько детей обратив внимание на платок, подойдут к воспитателю, продолжает совместное любование. Неожиданно высоко взметнув платок, плавно опускает его на головку то одного, то другого ребенка и спрашивает: «Где Ирочка? Тут Ирочка, мы ее нашли».(снимает платок). Затем «прячутся» одновременно 2-3 ребенка.

Воспитатель складывает уголком платок и повязывает его на голову.

Наклоняет голову вправо, влево, как бы красуясь своим нарядом.

Присаживаясь на корточки, заглядывает в глаза детей и, улыбаясь, приглашает: «Будем играть! Я буду бабушкой». Напевно читает потешку, сопровождая слова игровыми движениями рук, побуждая детей повторять знакомые слова и выполнять игровые приемы:

-Ладушки, ладушки! (хлопки)

Где были?

-У бабушки!

-Что ели? (фонарики)

Кашку

-Что пили?

- Простоквашку!

- Кашка сладенька,

Бабушка добренька! (кланяется)

Попили, поели, шу-у-у…полетели

Домой полетели,

На головку сели. Кш-ш-ш… (отмахнуться)

Неоднократно повторяется вопрос: «Что ели? Что вы пили? чтобы малыши ответили (кашку, простоквашку). Пританцовывая на вторую часть потешки, воспитатель побуждает детей повторять за ним слова

и действия;

На слова последней строчки: «На головку сели» - кладет ладони, на голову побуждая детей повторению действий, затем «отмахнуться» - «Кш-ш-ш…»

После паузы потешка пропевается с начала до конца в несколько ускоренном темпе, поддерживая радостное, веселое настроение. По окончании воспитатель обращается к детям: «А ваши ручки умеют варить кашку? Света хочешь сварить кашку для ребят? (Помогает Свете выполнить пальчиковую игру «Шалун»)

Наша Света варила кашу (пальчиком по ладони)

Кашу сварила, малышей кормила

Этому дала 4 раза (загибая пальчики)

А этому не дала.

Он много шалил

Свою тарелку разбил.

А Ира хочет сварить кашку для ребят? А Вера хочет сварить кашку?

(Игра повторяется 2-3 раза).

Затем воспитатель предлагает сварить кашку для кукол.

Материал: Яркий головной платок для воспитателя.

Занятие №2

«Ладушки, ладушки! Пекла бабка

оладушки…»

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи!

Учить детей проговаривать потешки (слова, фразы, предложения)

Продолжать учить детей активно использовать слова обозначающие действия.

Развивать умение вступать в общение с воспитателем. Способствовать воспитанию эмоционального отклика на содержание потешек.

Материал: головной платок, фартук украшенный русским узором. Изделия прикладного русского народного творчества : расписанные мисочки и черпачек.

Методы и приемы: игровой, (пальчиковые игры) художественное слово, вопросы к детям, показ, сюрприз (превращение воспитателя в бабушку).

Ход занятия.

Надев яркий фартук, мягко стуча черпачком о мисочку, воспитатель старается привлечь внимание детей. Когда соберутся 2-3 ребенка, она обращает их внимание на свой красивый наряд, дает им возможность рассмотреть рисунок, предлагает поводить пальчиком, потрогать, погладить ладошкой. Далее показывает детям мисочку и черпачок. «Красивая мисочка, яркая как солнышко» - поднять мисочку то выше, то ниже, давая детям возможность полюбоваться. Затем рассматривают черпачок. Если у детей возникает желание подержать мисочку и черпачок, воспитатель поощряет их, рассматривая в это время еще раз рисунок. («Это ягодки, листики, веточки», или петушки, цветики и т. д.). Хотите поиграть? (Берет головной платок). А как вы думаете, кем я сейчас буду? Я буду бабушкой (повязывает платок) А вы хотите быть моими внучатками? Рассаживайтесь на стульчики. Медленно читает потешку, выполняя при этом черпачком вращательные движения по мисочке:

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Эти две строчки повторить 2-3 раза, изменяя интонацию, чтобы дети поняли смысл первых строк.

Маслом поливала,

Деткам давала.

Пауза. Повторить 2-3 раза. В процессе повторения выполнять игровые действия с черпачком: наклонить над мисочкой, как бы наливать тесто; то черпачок как бы пляшет или ходит вокруг мисочки.

(Черпачок и мисочка откладываются)

Воспитатель обращается к детям: Где ваши ладушки – оладушки? Дети показывают свои ладошки. Повторяются первые 4 строки потешки, синхронно выполняются движения:

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки (хлопки)

Маслом поливала (фонарики)

Деткам давала!

Повторить 2 раза. Затем воспитатель накладывает свои ладони на ладони ребенка, называя его по имени:

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два. –

После обращения к четырем детям, потешка читается сначала. Воспитатель «угощает» оладушками остальных детей.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Если у детей возникает желание повторить угощение, повторяются последние 4 строки потешки.

«Оладушек напекла, детушек угостила». Мои пальчики захотели поиграть! Хотите посмотреть, как мои пальчики играют?

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – Я

Вот и вся моя семья!

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «Вот и вся моя семья» второй рукой охватывает весь кулачок.)

Ребятки, а ваши пальчики хотят так поиграть? (Играет с 2-3 детьми). Какие у вас ловкие и веселые пальчики, быстро научились играть. А хотите показать нашим куклам, как мы научились играть пальчиками в игру «Моя семья», печь оладушки и маслицем их поливать. Дети переходят в кукольный уголок.

Материал: Головной платок, фартук украшенный русским узором. Изделия прикладного русского народного творчества : расписные мисочка и черпачок.

Занятие №3

«Еду, еду к бабе к деду»

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Учить детей проговаривать потешки (слова, фразы, предложения)

Продолжать учить детей активно использовать слова обозначающие действия.

Развивать умение вступать в общение с воспитателем и игровым персонажами.

Воспитывать навыки речевого общения.

Способствовать воспитанию эмоционального отклика на содержание потешек.

Материал: письмо, лошадка-каталка, яркая лента, куклы: дед, баба. Деревянные ложки по 2 шт. на каждого ребенка (или погремушки). Корзинка.

Методы и приемы: игровой, художественное слово, вопросы к детям, показ, сюрприз.

Ход занятия.

Воспитатель читает детям письмо, в котором бабушка и дедушка приглашают детей в гости.

- Хотите поехать к бабушке и дедушке? А когда идут в гости, обычно берут с собой подарок. Что можно подарить бабушке? Пауза. Дети предлагают свои варианты (платочек, бусы, корзиночку, цветок).

А что можно подарить дедушке? Дети предлагают свои варианты (поясок, рисунок, цветок, лопатку, лейку и т. д.) Дети вместе с воспитателем собирают в корзиночку подарки. Воспитатель предлагает детям нарядиться: «В гости ходят красивые, нарядные». Дети наряжаются в платочки, ленточки, шапочки. «Какие красивые наши ребятки!» А на чем же мы поедем к бабушке с дедушкой? Дети высказывают свои предположения. Все предположения анализируются воспитателем вместе с детьми, воспитатель подводит к тому, что поедем на лошадке.

- Где у нас лошадка? Вот лошадка, она уже ждет ребят. Дети рассаживаются на заранее приготовленные стульчики друг против друга, как бы в саночки, воспитатель садиться на стул между рядами берет в руки возжи-ленты, которые тянутся от лошадей по середине ряда. Предлагает детям вместе с ней сказать лошадке: Но! Поехали! Цок-цок! Едем-едем!» Имитируя голосом цоканья лошадей, то быстро, то медленно. Затем начинает читать потешку:

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красивой шапке

По ровненькой дорожке (ритмично постукивают

На одной ножке то правой, то левой ногой)

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам

Едем! Едем! Едем! Едем! Динь! Динь! Стоп!

Чтение потешки повторяется 2-3 раза. Дети повторяют вслух за воспитателем отдельные слова. После чего вводятся последние слова потешки:

«Все проямо и прямо,

Все прямо и прямо.

А потом вдруг… в ямку! Бух!

(С этими словами воспитатель присаживается на корточки около стульчика) Дети могут повторить за воспитателем эти движения. Если у детей последние строки вызвали эмоциональный подъем, дети приезжают в гости, подходят к домику, если же цель не достигнута, можно повторить последние строки потешки.

Дети с воспитателем подходят к домику и видят замок.

Воспитатель: Ой, ребятки, а на двери то у бабушки с дедушкой что висит? Да, верно, это замок! Как же мы войдем в домик? Предложения детей.

Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли!

Появляются бабушка и дедушка (куклы)

_Здравствуйте бабушка, дедушка!

-Здравствуйте ребятки! Посмотри-ка, дедушка! К нам гости пришли! Дорогие пришли! Посмотри, дед, какие они все нарядные, красивые.

-Дедушка, бабушка, а хотите, вам дети расскажут, на чем мы приехали? (Потешка повторяется от начала до конца). По окончании дети дарят свои подарки бабушке и дедушке. Дед и баба благодарят детей, наряжаются в обновы и в свою очередь дарят деревянные ложки (или погремушки) и просят повторить потешку.

Дети вместе с воспитателем повторяют всю потешку, отбивая ритм ложками. Дед и баба восхищаются способностями детей, просят приезжать еще в гости.

Воспитатель предлагает детям возвращаться в группу, садится на свои стульчики, приглашая детей сесть на лошадку. Но! Лошадка! Поехали!

Маатериал: Лошадка-каталка, яркая лента, куклы: дед, баба, деревянные ложки по 2 шт. на каждого ребенка (или погремушки)

Публикации по теме:

Фольклор в воспитании детей младшего возраста Фольклор в воспитании детей младшего возрастаЗначение родной культуры для воспитания детей. Величайшие художники, музыканты, поэты неоднократно.

Задачи воспитания ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет - Развивать сенсорику, моторность и интеллект, организуя все виды предметных игр (дидактические, сюжетно-отобразительные с предметами-орудиями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Серия конспектов занятий по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта, в которых главным персонажем выступает человек.
Опубликовано: 13 апреля 2012 в 21:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД