МААМ-картинки

Шаблон составления индивидуальной программы развития ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР

Ольга Зайцева
Шаблон составления индивидуальной программы развития ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР

Титульный лист.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи индивидуальной программы развития ребенка.

ЦЕЛЬ: Оказание ребенку необходимой коррекционной помощи командой специалистов с целью повышения эффективности педагогического воздействия и оптимизации личностного развития дошкольника.

Особенности образовательного процесса в группе (отразить особенности).

1 РАЗДЕЛ: «ЗДРАВСТВУЙ, МАЛЫШ!»

2 РАЗДЕЛ: «ОБО МНЕ И МОЕЙ СЕМЬЕ»

Публикация «Шаблон составления индивидуальной программы развития ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

3 РАЗДЕЛ: «РАСТУ СИЛЬНЫМ И ЗДОРОВЫМ»

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (физическое развитие)

Содержание программы.

Социально-коммуникативное развитие.

Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.

Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».

Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь? и т. д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, ….». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и "Вы", по имени. Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я …».

Закрепить представление о том, что она девочка (мальчик). Учить обозначать себя словом: «Я - девочка, меня зовут ….». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях, а также узнавать пол другого человека.

Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я - дочка»). Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?", Почему?" и т. п.

(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности (играет, пишет, читает, рисует) и членов ее семьи).

Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять, называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т. д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т. д.).

Учить адекватно использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т. д.

Формирование основных способов усвоения общественного опыта:

продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали, по речевой инструкции.

Трудовое воспитание.

- продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, убирать за собой посуду, мыть ее и т. д.);

- учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т. д.).

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Учить действовать самостоятельно в быту:

• В спальне (приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место);

• В ванной (умываться; чистить зубы; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой);

• Во время еды.

• одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви); продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

• приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик);

• продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, трусы; убирать за собой посуду, мыть ее и т. д.);

учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т. д.).

Физическое развитие - развитие общих движений :

- учить делать вдох через нос, а выдох - через рот;

- развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения);

- совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);

- учить ходить "гусиным шагом" (приподнимая высоко колени);

- учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т. п.);

- учить ходить на пятках, носочках, а также наружной стороне стопы;

- учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в "ворота";

- учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги;

- чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы);

- учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение;

- учить бросать мячи в цель двумя руками;

- учить ловить мячи разного размера;

- учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед.

Познавательное развитие :

Сенсорное воспитание и ознакомление ребенка с окружающим миром рекомендуем проводить по следующим разделам: формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т. д. ; по цвету; величине.

- учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т. д.)

- учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);

- учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал, учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т. д.);

- учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);

- учить находить отличия двух предметов, картинок (увеличить до 3 - 4-х отличий, сравнивая зрительно оба предмета и по памяти (1-2 отличия);

- учить находить место предмета в ряду других (из 4 -5 -6-ти, раскладывать по порядку 5-6 предметов, отличающихся друг от друга (по нарастанию) новыми элементами;

- учить находить все предметы на «зашумленной» картинке, когда изображения нескольких предметов накладываются друг на друга.

Счетные операции:

- учить воспринимать количество предметов в пределах 3-х – 5и всеми анализаторами, соотносить с количеством пальцев, предметов, выделять по слову заданное количество;

- учить использовать при сравнении количества приемы наложения и приложения, выделения по слову;

- продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше; при сравнении определять – «больше на., меньше на.»;

- учить пересчитывать предметы в прямом и обратном порядке с подведением итогового числа;

- учить считать от заданного числа до заданного числа;

- учить решать задачи с открытым результатом в пределах 5-и, с закрытым в пределах 4-х – 5-и;

- формировать счетные операции путем умственных действий (например, в коробке 5 карандашей – 3 синих, остальные красные. Сколько красных карандашей в коробке).

Формирование наглядно-образного мышления и элементов логического мышления:

- формировать умение выполнять классификацию (4-й лишний – зрительно и на слух, разложи картинки – какая к какой подходит: игра «Логический поезд»);

- игры «съедобное – несъедобное», «летает – не летает».

Ознакомление с окружающим.

Продолжать формировать представления об явлениях окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи (дует ветер – качаются ветки деревьев; ручьи текут - тает снег; дождь идет - на улицах лужи и т. д.);

- на изменения погоды и природные явления (сегодня день солнечный (пасмурный, идет снег и т. д.).

Речевое развитие

В работе по формированию у Ребенка фонетико-фонематического слуха рекомендуем начать с повторения за педагогом слогов ( на парные согласные и чередование гласных: па – ба – па;

по – пы – по и т. д.) и простых слов.

Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным).

При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т. д.).

Следует особо обратить внимание на дифференцирование слогов и слов, близких по звучанию, со стечением согласных, сложных по своей слоговой структуре.

Также предлагается прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи (течет вода из крана, звенит колокольчик и т. д.).

Формирование активной речи:

• делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);

учить выражать свои потребности фразой в конкретной ситуации: «Тетя, дай куклу!», «Коля, на мяч», «Мама идем гулять», «идем спать»;

• при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов (работа над глагольным словарем) : «Давай играть с куклой», «Будем рисовать солнце», «Будем строить красный дом», «Мы готовим обед для куклы», «Аня рисовала грибок» и т. д.

• обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;

• учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;

• учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных падежах;

• вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов ( пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);

• учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок 2-мя – 3-мя фразами.

учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок.

• Побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: Тетя, что это? Что у тебя в сумке? Что у тебя в мешочке? И т. д.

продолжать учить выражать свои потребности словом: «Я хочу пить чай. Я буду играть (рисовать, писать, читать и т. д. …; отвечать на вопросы: «Что ты хочешь? Что ты будешь делать?

учить выражать свой опыт в слове: «Я могу писать, рисовать и т. д.»;

• учить использовать в речи сложную фразу (потому что, чтобы, когда и т. д., использовать местоимения, наречия, союзы, сложные предлоги (из-за, из-под, предлоги при ответах на вопросы (с, у, за, над и т. д., обращать внимание на правильное употребление падежных окончаний имен существительных при ответах на вопросы.

Постановка звуков осуществляется по традиционным методикам, при этом учитывается работа по выше указанным разделам.

Развитие грамматического строя языка:

- отработка предложно-падежной конструкции слов по лексическим темам (употребление предлогов - за, на, под, над, перед, около, позади, впереди);

- отработка номинативного словаря (слова-предметы);

- отработка слов-эпитетов;

- отработка в речи слов-действий;

- количественных и порядковых числительных

- формирование простой фразы из 2-4 слов (составление простого предложения по картинке. Подкладывание палочек заменяющих наглядно одно слово: Корова жует траву.

Подготовка руки к письму:

- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т. д. ;

- работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т. д.);

- учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;

- формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;

- рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые;

- познакомить с тетрадью в клетку и линейку.

Художественно-эстетическое развитие :

Рисование - рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний, «Снежинки». Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т. п. Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти). Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать. Рисовать по подражанию.

Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.

Лепка - лепить предметы круглой формы разной величины, развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком», прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»). Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Аппликация - создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки». Учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.). Продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».

Конструирование - учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);

- учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;

Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость. Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость. Учить готовить и убирать рабочее место.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

В конце учебного года (май) проводится педагогическая (учителем-дефектологом, воспитателями) и психологическая (педагогом-психологом) диагностика. В случае слаженной работы команды специалистов, к моменту поступления в школу, ребенок может овладеть следующими навыками и умениями (по Образовательным областям в соответствии с задачами).

4 РАЗДЕЛ: «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!"

Ожидаемые результаты освоения программы ___ уч. год ___ уч. год

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

на ___ год:

Индивидуализация темпа :

Объем работы:

Индивидуализация видов помощи :

Индивидуализация наглядности :

Индивидуализация места работы с ребенком :

Рекомендации специалистов по психолого-педагогическому сопровождению индивидуального развития ребенка на ___год (заполняют все специалисты) :

Воспитателям Родителям

Публикации по теме:

Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста».

Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвинут один из основных принципов дошкольного.

Форма индивидуальной программы логопедического сопровождения воспитанника Индивидуальная программа логопедического сопровождения воспитанника на 20---20__ учебный год ФИО, дата рождения ребёнка Логопедическое.

Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Цирковое представление» Игровая программа для старшего возраста «Цирковое представление» Под веселую музыку в зал вбегает Карамелька. Карамелька: Здравствуйте,.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Самостоятельность ребенка» Нередко, из-за различных причин (отсутствие времени, неуверенность в силах ребенка, мы делаем за своих детей все сами. Оказываем ли мы.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написание психолого - педагогической характеристики.

Сценарий развлекательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Праздник-проказник» Игровая программа для старшего возраста «Праздник - проказник» Под музыку дети входят в зал, садятся на стульчики. 1 вед: Собрались мы.

Рекомендации для родителей на тему «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму»Рекомендации для родителей на тему «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму» Уважаемые родители,ваше внимание хочется обратить внимание на подготовку руки ребенка к письму перед школой. Важным показателем готовности.

Сценарий конкурсно-развлекательной программы «Мама — первое слово» для детей старшего дошкольного возраста Под музыку «Мама – первое слово» выходят ведущий и дети. Ведущий: Добрый день, дорогие мамы! Здравствуйте, милые женщины! Разрешите поздравить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Шаблон составления индивидуальной программы развития ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 17:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД