МААМ-картинки

Сценарий викторины-игры в подготовительной группе «В мире шахмат»

Ирина Носкова
Сценарий викторины-игры в подготовительной группе «В мире шахмат»

Сценарий викторины-игры в подготовительной группе

Составила воспитатель первой категории Носкова Ирина Алексеевна МАДОУ детский сад № 95

Задачи:

1. Дать теоретические знания по шахматной игре

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность и другие положительные качества личности

3. Укрепление партнерских отношений между детьми.

Цель:

Закрепить ориентацию на шахматной доске, знание шахматных фигур, их ходов.

Материал:

Публикация «Сценарий викторины-игры в подготовительной группе „В мире шахмат“» размещена в разделах

- карточки с изображением шахматных фигур на 10 человек (пять белых и пять черных)

- большая шахматная доска с фигурами;

- карточки с вопросами для блиц - турнира;

-фишки в виде шахматных фигурок;

- шахматные фигуры - пазлы;

- две шахматные доски и фигуры;

-листы с заданием: «Дойти до финиша» и простые карандаши;

-карточки с цифрами;

-десять распечатанных заданий от звездочета: «Соедини точки»;

-грамоты и подарки для команд.

-ноутбук, демонстративная доска для показа слайдов презентации.

Ход викторины.

К детям, стоящим полукругом входит ведущий:

«Здравствуйте, ребята, сегодня я всех детей приглашаю в удивительный мир шахматных фигур. Мы будем отгадывать загадки, отвечать на вопросы, играть, значит, будет интересно!

Для участия в игре я предлагаю всем ребятам разделиться на две команды: команда белых и команда чёрных. Для этого, каждый участник, подходит к столу жюри и выбирает себе свой цвет команды. Ребенок берет фишку, на обратной стороне, которой изображена любая шахматная фигура. Таким образом, дети с белыми фигурами образуют команду белых, а с черными – черных.

Сейчас каждая команда поочередно будет отвечать на вопросы. Если затрудняется в ответе, отвечает другая команда. За правильный ответ –дается фишка. Чья команда наберёт больше фишек, та и станет победителем нашей викторины.

Начинаем, первый конкурс,загадки, внимание!

Меня все атакуют,

со мной вступают в бой!

Я – главная фигура,

зовут меня… (Король)

Может он ходить и прямо,

И наискосок.

Высоко его оценит

Опытный игрок. (Ферзь)

Он наискосок идет,

Только прикажи.

В плен противник попадет,

Вставший на пути. (Слон)

Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды. (Пешка)

Кто с G2 на K4

Ходит буквой “Г”?

Через головы скакать

Может он вполне. (Конь)

Стою на самом краю,

Путь откроют - пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу"(Ладья)

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

– Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать! (Шахматы)

Молодцы! Жюри объявляет результат, и команда получает фишку.

Теперь, второй конкурс, поиграем! У нас рассыпались шахматные фигуры, помогите собрать фигуры из пазлов.

Команды собирают свою фигуру за столом. Чья команда собирает первой, получает фишку!

И, третье задание, отвечаем. Блиц - турнир.

Команды стоят полукругом, лицом к жюри и поочередно отвечают на вопросы ведущего.

Но, вопросы спрятаны за шахматными полями,ведущий называет поле, например: В 3, один игрок из команды находит на этом поле свой листок с вопросом, жюри зачитывает вопрос. Если команда неправильно отвечает, то ход переходит к другой команде и так мы начинаем. За правильностью ваших ответов будет следить жюри.

Вопросы блиц - турнира.

1. Покажи на доске линии вертикали, горизонтали, диагональ.

2. В какие фигуры может превратиться пешка, а в какую нет? (Слон, конь, ладья, ферзь, / король).

3. Какая фигура назад не ходит? (Пешка).

4. Решите шахматную задачу : Слон + две пешки =? (5 или ладья).

5. Какую фигуру называют разноцветной? (Слона).

6. В какую еще игру можно играть на шахматной доске? (Шашки, уголки).

7. Из скольких клеток состоит шахматная доска? (64).

8. Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры (Конь.)

9. Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии (Восемь).

10. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым (Белого).

11. Фигуры, какого цвета в начале шахматной партии находятся на восьмой горизонтали (Чёрного).

12. Каких шахматных полей больше, черных или белых (Одинаково).

13. Кто ходит, как слон и как ладья? (ферзь).

14. Какой шахматной фигуре можно объявить шах (Королю).

15. Какой шахматной фигурой, кроме коня, можно начать партию (Пешкой).

16. Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (Слон и ладья).

17. На какое максимальное количество клеток может ходить ферзь за один ход (На 7).

18. В какую фигуру лучше превратиться пешке, когда она дойдет до противоположной стороны? (В ферзя).

Жюри подводит результат и выдает фишки.

А теперь шахматная переменка! Все команды встают в круг и повторяют слова и движения:

Чтобы в шахматы играть, (движения руками, словно переставляем фигуры)

Все о фигурах надо знать. (крутим пальцами у висков, думаем)

Путь открывают и нападают пешки – солдаты, все это знают. (шагаем на месте)

Вертикаль, горизонталь – это путь ладьи. (руками указываем стороны)

По диагонали ходят разные слоны. (руками указываем стороны)

Скок, скок и вбок конь скачет и задает задачу. (скачем, как кони)

А в шахматах самый главный король (как – будто надеваем корону)

Ходит он немножко: лишь по одной дорожке (делаем шаг вперед)

Но, короля защитила – ферзя большая сила! (показываем силу в мышцах рук)

И снова мы продолжаем. Четвертое задание, называется «Расставь правильно!»

На двух столах по шахматной доске с расставленными неправильно фигурами. По сигналу, команды бегут к столу и меняют фигуры, ставя их на свое место. Чья команда вперед и правильно расставит фигуры, получает фишку. Если же команды расставили фигуры правильно и вместе, то каждая команда получает по фишке.

Пятое задание выполняется простым карандашом, на листах для каждой команды и называется оно: «Дойти до финиша». У каждой команды листок с заданием, например: дойти до финиша ладьей (ферзем или любой другой фигурой) - обходя камни, преграды. И снова, чья команда справиться быстрее и правильно. Получает фишку.

И последнее задание, на ценность фигур и называется оно: «Найди фигуру по цене»

Я показываю цифру, а командам предлагаю с шахматной доски взять равнозначные по цене фигуру или фигуры, вернуться на место и показать жюри.

Если команды справились, выдаются фишки.

Итак, закончилась увлекательная викторина и пока жюри ведет подсчет голосов, ведущий, всем дарит интересное задание от звездочета, которое называется: «Соедини точки».

Затем жюри объявляет результат. Победители и участники награждаются грамотам и подарками.

Вопросы блиц - турнира.

1. Покажи на доске линии вертикали, горизонтали, диагональ.

2. В какие фигуры может превратиться пешка, а в какую нет? (Слон, конь, ладья, ферзь, / король).

3. В какую еще игру можно играть на шахматной доске? (Шашки, уголки).

4. Из скольких клеток состоит шахматная доска? (64).

5. Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры (Конь.)

6. Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии (Восемь).

7. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым (Белого).

8. Фигуры, какого цвета в начале шахматной партии находятся на восьмой горизонтали (Чёрного).

9. Каких шахматных полей больше, черных или белых (Одинаково).

10. В какую фигуру лучше превратиться пешке, когда она дойдет до противоположной стороны? (В ферзя).

А теперь шахматная переменка! Все команды встают в круг и повторяют слова и движения:

Чтобы в шахматы играть, (движения руками, словно переставляем фигуры)

Все о фигурах надо знать. (крутим пальцами у висков, думаем)

Путь открывают и нападают пешки – солдаты, все это знают. (шагаем на месте)

Вертикаль, горизонталь – это путь ладьи. (руками указываем стороны)

По диагонали ходят разные слоны. (руками указываем стороны)

Скок, скок и вбок конь скачет и задает задачу. (скачем, как кони)

А в шахматах самый главный король (как – будто надеваем корону)

Ходит он немножко: лишь по одной дорожке (делаем шаг вперед)

Но, короля защитила – ферзя большая сила! (показываем силу в мышцах рук)

И снова мы продолжаем, задание, называется «Расставь правильно!»

На двух столах по шахматной доске с расставленными неправильно фигурами. По сигналу, команды бегут к столу и меняют фигуры, ставя их на свое место. Чья команда вперед и правильно расставит фигуры, получает фишку. Если же команды расставили фигуры правильно и вместе, то каждая команда получает по фишке.

Итак, закончилась увлекательная викторина, всем дарит интересное задание от звездочета, которое называется: «Соедини точки».

В работе использовала:

Шахматные загадки Маргариты Романовских.

«Шахматную тетрадь для дошкольников. Рисуем ходы, осваиваем правила игры». Москалева

«Шахматную тетрадь» Касаткиной

А также «Шахматно-шашечный всеобуч» программу курса

для детей дошкольного возраста (обучение игре в шахматы)

Авторы-составители:

Коноплёва Е. Н., воспитатель КИК, руководитель ГМО

МАДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 77,

Дьяченко Л. В., заместитель директора по УВР

МАОУ «Начальная школа – детский сад № 25»

Публикации по теме:

Сценарий спортивно-интеллектуальной игры «Путешествие в мир шахмат» в подготовительной группе Спортивно-интеллектуальная игра «Путешествие в мир шахмат» подготовительная группа Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре.

Сценарий игры-викторины в подготовительной группе «Знатоки природы»Сценарий игры-викторины в подготовительной группе «Знатоки природы» Игра-викторина в подготовительной группе «Знатоки природы» Цель: Закрепить знания детей о животных дикой природы. Продолжать развивать интерес.

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок»Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Сценарий математической викторины в подготовительной группе Цель: Обобщить и закрепить полученные знания. Задачи: 1. Закрепить умения отгадывать математические загадки. 2. Закрепить умения решать примеры.

Сценарий познавательной игры-викторины для детей старшей группы с ОВЗ «Весёлый урожай» Познавательная игра - викторина для детей старшей группы с ОВЗ, «Весёлый урожай» Приложение №2 К педагогическому проекту "Овощи и фрукты.

Сценарий игры-викторины «В гости сказка к нам пришла» в подготовительной группеСценарий игры-викторины «В гости сказка к нам пришла» в подготовительной группе Сценарий игры- викторины "В гости сказка к нам пришла " в подготовительной группе Цель: Создать условие для расширения и углубления знаний.

Сценарий викторины «Что? Где? Когда?» на тему «Зимняя кладовая» в подготовительной группеСценарий викторины «Что? Где? Когда?» на тему «Зимняя кладовая» в подготовительной группе Цель: Развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала Задачи: Поддержать интерес к интеллектуальной деятельности,.

Сценарий «Новогодней викторины» в подготовительной к школе группеСценарий «Новогодней викторины» в подготовительной к школе группе Задачи: - Создать у детей радостное, праздничное настроение. - Активизировать словарный запас по теме «Новогодний праздник», упражнять.

Сценарий Дня матери «В мире нет тебя дороже…» в подготовительной группе ВидеоСценарий Дня матери «В мире нет тебя дороже…» в подготовительной группе Видео Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться.

Сценарий викторины в подготовительной группе «Деревья нашего острова»Сценарий викторины в подготовительной группе «Деревья нашего острова» «Деревья нашего острова» Викторина для дошколят – это увлекательная игра по одной теме или по нескольким, вопрос/ответ (по возрасту, где.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий викторины-игры в подготовительной группе «В мире шахмат»
Опубликовано: 3 января 2022 в 14:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД