Екатерина Щипова
Схемы-модели как средство развития описательной речи у детей пятого года жизни.
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование связной речи – одна из ведущих задач развития детей дошкольного возраста. Связность речи начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, - посредством диалога – основной формы речевого общения. На пятом году жизни ребенка появляется сложная форма связной речи – сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном. Именно в этом возрасте в детских садах необходимо проводить специальные целенаправленные занятия по обучению детей рассказыванию. Детей необходимо учить описывать предмет, его изображение, рассказывать содержание предметной картинки, пересказывать литературный текст, рассказывать о виденном и пережитом, сочинять рассказы и маленькие сказки.
Публикация «Схемы-модели как средство развития описательной речи у детей пятого года жизни,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Вместе с тем, у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении. Моё внимание привлекли схемы-модели для составление описательных рассказов. Схемы-модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов по различной тематике.
Мною было доказано, что использование схем – моделей на занятиях по развитию речи, а также систематическое их включение в различные виды организованной детской деятельности, можно существенно повысить уровень развития связной описательной речи у детей среднего дошкольного возраста. Для определения состояния связной описательной речи у детей среднего дошкольного возраста было проведено исследование.
В основу исследование легла работа А. А. Зрожевской, в которой была разработана методика оценки особенностей построения связной описательной речи у детей 5 лет.
Во время исследования для описания детям предлагались предметные и сюжетные картинки. С каждым ребенком проводились индивидуально два опыта; опыт длился 10-12 минут. В протоколе дословно фиксировался рассказ каждого ребенка с сохранением особенностей высказываний.
Описательный текст оценивался по следующим критериям, также выделенными А. А. Зрожевской:
а) сам факт выполнения задания или принятие задания (поскольку ребенок мог выполнить лишь одно);
б) общая структура текста (наличие частей);
в) выделение микротем и их раскрытие (полное, частичное);
г) последовательность микротем;
д) наличие логической связи предложений.
В соответствии с обозначенными критериями была разработана система оценок текста – по одному баллу за каждое выполненное задание. Максимально возможное количество баллов – 10 баллов (по 5 за два этапа) :
На основании количественной оценки мною были условно выделены 3 уровня развития описательного текста : 1 уровень- 8-10 баллов, 2 уровень– 4-7 баллов, 3 уровень – 1-3 балла.
В результате первого исследования было установлено, что из 100% опрошенных детей пятилетнего возраста 29% детей (6 человек) с высоким уровнем связных монологических высказываний описательного типа; 63% детей (14 человек) со средним уровнем и 8% (2 человек) детей с низким уровнем развития связных высказываний описательного типа.
В целом по результатам моего исследования я сделала вывод, что уровень связной речи детей 5 года жизни имеет характерные особенности.
Дети затруднялись в составлении предложений и рассказов, описательные рассказы носили простой характер перечисления, в большинстве случаев детям нужна была постоянная стимуляция – дополнительные вопросы. Поэтому я могу сказать, что у детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи. Данные исследования позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленного формирования связной описательной речи у детей.
Целью данного педагогического исследования стало развитие связной речи детей средней группы с использованием схем-моделей.
Мною были проанализированы и учтены указанные в психолого-педагогической литературе закономерности формирования моделирования у дошкольников.
Для устранения данных затруднений мною были подобраны модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте, используемы Т. А. Ткаченко при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Задачами моей работы стали:
1) Знакомство детей с приёмом моделирования.
2) Формирование у детей навыка планирования связного описательного высказывания в соответствии со смысловыми частями схемы-модели.
3) Развитие связной описательной речи, через составление связного высказывания по схеме-модели.
4) Формирование у детей навыка связного описательного высказывания без использования схемы модели.
Данные задачи отражают поэтапность работы со схемами-моделями.
Помимо основных задач были поставлены и такие задачи как:
1) Развитие памяти, через рассказывание стихов с использованием схем-моделей.
2) Развитие повествовательной речи с использованием схем-моделей.
3) Развитие и поддержки интереса к данной работе родителей и других членов семьи.
Средства для реализации поставленных целей – это занятия по развитию связной речи с использованием схем-моделей. Схемы-модели помимо того, что задают детям алгоритм связного описательного высказывания, способствуют также развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.
Формы организации работы:
– Подгрупповые занятия;
– Индивидуальные занятия;
Для описания отдельных предметов, объектов и явлений использовались схемы – модели, указывающие на основные признаки:
Мною были изготовлены схемы-модели для описания игрушек, посуды, овощей-фруктов, сезонных явлений, животных.
Таким образом, в результате второго эксперимента из 100% опрошенных детей пятилетнего возраста выявлено 40% детей (9 детей) с высоким уровнем связных монологических высказываний описательного типа; 55% детей (12 детей) со средним уровнем и 5% детей (1 ребенок) с низким уровнем развития связных высказываний описательного типа.
Сравнивая полученные данные с результатами первого эксперимента, можно отметить увеличение числа детей с высоким уровнем развития связного описательного высказывания (от 29 % до 40%, а также уменьшения количества детей с низким уровнем развития связного описательного высказывания (от 8 % до 5 %).
Таким образом, использование схем-моделей при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам среднего возраста овладение этим видом связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательным.