МААМ-картинки

Схемы-модели как средство развития описательной речи у детей пятого года жизни.

Екатерина Щипова
Схемы-модели как средство развития описательной речи у детей пятого года жизни.

Совершенствование связной речи – одна из ведущих задач развития детей дошкольного возраста. Связность речи начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, - посредством диалога – основной формы речевого общения. На пятом году жизни ребенка появляется сложная форма связной речи – сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном. Именно в этом возрасте в детских садах необходимо проводить специальные целенаправленные занятия по обучению детей рассказыванию. Детей необходимо учить описывать предмет, его изображение, рассказывать содержание предметной картинки, пересказывать литературный текст, рассказывать о виденном и пережитом, сочинять рассказы и маленькие сказки.

Публикация «Схемы-модели как средство развития описательной речи у детей пятого года жизни,» размещена в разделах

Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Вместе с тем, у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении. Моё внимание привлекли схемы-модели для составление описательных рассказов. Схемы-модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов по различной тематике.

Мною было доказано, что использование схем – моделей на занятиях по развитию речи, а также систематическое их включение в различные виды организованной детской деятельности, можно существенно повысить уровень развития связной описательной речи у детей среднего дошкольного возраста. Для определения состояния связной описательной речи у детей среднего дошкольного возраста было проведено исследование.

В основу исследование легла работа А. А. Зрожевской, в которой была разработана методика оценки особенностей построения связной описательной речи у детей 5 лет.

Во время исследования для описания детям предлагались предметные и сюжетные картинки. С каждым ребенком проводились индивидуально два опыта; опыт длился 10-12 минут. В протоколе дословно фиксировался рассказ каждого ребенка с сохранением особенностей высказываний.

Описательный текст оценивался по следующим критериям, также выделенными А. А. Зрожевской:

а) сам факт выполнения задания или принятие задания (поскольку ребенок мог выполнить лишь одно);

б) общая структура текста (наличие частей);

в) выделение микротем и их раскрытие (полное, частичное);

г) последовательность микротем;

д) наличие логической связи предложений.

В соответствии с обозначенными критериями была разработана система оценок текста – по одному баллу за каждое выполненное задание. Максимально возможное количество баллов – 10 баллов (по 5 за два этапа) :

На основании количественной оценки мною были условно выделены 3 уровня развития описательного текста : 1 уровень- 8-10 баллов, 2 уровень– 4-7 баллов, 3 уровень – 1-3 балла.

В результате первого исследования было установлено, что из 100% опрошенных детей пятилетнего возраста 29% детей (6 человек) с высоким уровнем связных монологических высказываний описательного типа; 63% детей (14 человек) со средним уровнем и 8% (2 человек) детей с низким уровнем развития связных высказываний описательного типа.

В целом по результатам моего исследования я сделала вывод, что уровень связной речи детей 5 года жизни имеет характерные особенности.

Дети затруднялись в составлении предложений и рассказов, описательные рассказы носили простой характер перечисления, в большинстве случаев детям нужна была постоянная стимуляция – дополнительные вопросы. Поэтому я могу сказать, что у детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи. Данные исследования позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленного формирования связной описательной речи у детей.

Целью данного педагогического исследования стало развитие связной речи детей средней группы с использованием схем-моделей.

Мною были проанализированы и учтены указанные в психолого-педагогической литературе закономерности формирования моделирования у дошкольников.

Для устранения данных затруднений мною были подобраны модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте, используемы Т. А. Ткаченко при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Задачами моей работы стали:

1) Знакомство детей с приёмом моделирования.

2) Формирование у детей навыка планирования связного описательного высказывания в соответствии со смысловыми частями схемы-модели.

3) Развитие связной описательной речи, через составление связного высказывания по схеме-модели.

4) Формирование у детей навыка связного описательного высказывания без использования схемы модели.

Данные задачи отражают поэтапность работы со схемами-моделями.

Помимо основных задач были поставлены и такие задачи как:

1) Развитие памяти, через рассказывание стихов с использованием схем-моделей.

2) Развитие повествовательной речи с использованием схем-моделей.

3) Развитие и поддержки интереса к данной работе родителей и других членов семьи.

Средства для реализации поставленных целей – это занятия по развитию связной речи с использованием схем-моделей. Схемы-модели помимо того, что задают детям алгоритм связного описательного высказывания, способствуют также развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.

Формы организации работы:

– Подгрупповые занятия;

– Индивидуальные занятия;

Для описания отдельных предметов, объектов и явлений использовались схемы – модели, указывающие на основные признаки:

Мною были изготовлены схемы-модели для описания игрушек, посуды, овощей-фруктов, сезонных явлений, животных.

Таким образом, в результате второго эксперимента из 100% опрошенных детей пятилетнего возраста выявлено 40% детей (9 детей) с высоким уровнем связных монологических высказываний описательного типа; 55% детей (12 детей) со средним уровнем и 5% детей (1 ребенок) с низким уровнем развития связных высказываний описательного типа.

Сравнивая полученные данные с результатами первого эксперимента, можно отметить увеличение числа детей с высоким уровнем развития связного описательного высказывания (от 29 % до 40%, а также уменьшения количества детей с низким уровнем развития связного описательного высказывания (от 8 % до 5 %).

Таким образом, использование схем-моделей при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам среднего возраста овладение этим видом связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательным.

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Пути реализации образовательной области «Коммуникация»: основные формы и виды деятельности ЕремееваС. А., воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» г. Мичуринска Федеральные государственные требования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Схемы-модели как средство развития описательной речи у детей пятого года жизни.
Опубликовано: 19 ноября 2012 в 19:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД