Наталья Васильева
Задания для родителей «Изучаем звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучаем тему : Звуки Б – Бь
1. Артикуляция звука Б :
Б! – нам губы звук смыкает.
Б, - и голос пробегает.
Голос в горлышке дрожит,
Голос по губам бежит!
2. Дети должны знать, что:
Звук Б - согласный, звонкий, твердый.
Звук Бь - согласный, звонкий, мягкий.
3. Повтори.
1) ба - бя - ба 2) ба - ба - бя
ба - ба - бя бо - бо - бё
бя - ба - бя бу - бу - бю
4. Придумать слова со звуком Б в начале и в середине слова.
5. Выучить загадку:
Шевелились у цветка,
Публикация «Задания для родителей „Изучаем звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).
Буква Б
1. На что похожа буква Б?
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. (А. Шибаев).
2. Выложить букву Б из цепочек, спичек, вылепить из пластилина.
3. Составить из букв разрезной азбуки :
• слоги – БА, БО, БУ, БЫ;
• слова – БЫК, БУСЫ.
4. Назвать гласный звук, который изменил слова:
БЫК – БАК – БОК – БУК
Изучаем тему : Звук У
1. Артикуляция звука У :
- У, - мы в дудочку дудим,
- У, - как поезд мы гудим.
- У, - вперед мы тянем губки,
В узенькую дуем трубку.
2. Звук У - гласный.
3. Фонетическая зарядка: - Как воет волк в лесу? (У-у-у)
4. Выполните с ребё нком: - Подними руку, если услышишь звук У в словах — паук, цветок, лужа, диван, улитка, комната, стул, стол, голуби, нос, утка, зубы, аист, курица.
5. Доскажи словечко:
Все ребята со двора малярам кричат:. (ура).
Кто шагает с сумкой книг утром в школу? … (ученик)
Долгожданный дан звонок - это кончился. (урок).
6. Придумать слова со звуком У в разных частях слова.
7. Путаница. «Что-то не так»
Умный удод метлою удил,
Удочкой улицу мёл крокодил,
Утка усатую мышку поймала,
Кошка с утятами в речке ныряла.
Что-то, наверное, было не так,
Что-то напутал поэт наш, чудак?
Буква У
1. Выучите: У — сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
2. Буква У состоит из двух элементов: две палочки легли наискосок, одна - длинная, другая - короткая.
3. Выложи слог из букв, прочитай: АУ, У А.
Изучаем тему : Звук А
1. Артикуляция звука А :
- А! – со мною вместе пойте,
- А! – пошире рот откройте!
Все теперь мы будем знать:
Вот как может А звучать!
2. Звук А - гласный.
3. Выполните задания : - Когда услышите звук А среди других звуков хлопните в ладоши : у, а, и, и, ы, а, с, о, а, м, э, а.
4. Придумайте слова, которые начинаются со звука А. Например: астра, арбуз, азбука, автобус и т. д.
5. Отгадай - ка. Все слова начинаются со звука А :
Крупная птица (Аист).
Исполнитель ролей в театре (Актер).
Приятный запах (Аромат).
Садовый цветок (Астра).
6. Прочитайте, выучите:
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
Буква А
1. Выучите стихотворение:
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
2. Буква А состоит из трё х элементов: две палочки легли наискосок, а одна палочка легла между ними.
3. Выложи из палочек, горошин, ниточек букву А.
Изучаем тему : Звуки Т – Ть
1. Артикуляция звука Т :
Языком, передним краем,
В дёсны верхние ударим.
- Т! – и выдохнем сильнее,
Чтобы было всем слышнее:
Т – не звонкий, Т – глухой,
Т – короткий, Т – взрывной!
2. Характеристика звуков :
Звук Т - согласный, глухой, твердый.
Звук Ть - согласный, глухой, мягкий.
3. Добавь звук Т или Ть
Какое слово получилось: САЛА. +Т= САЛАТ, КРОВА (ТЬ,
СОВЕ. (Т, САЛЮ. (Т, БУКЕ. (Т, КОС. (ТЬ, МОС. (Т)
4. Замени звук Т на Ть – получится новое слово :
брат - брать шест - шесть
ответ - пуст -
жест - насест –
5. Назови последний звук в слове.
Топот, Толик, греть, трус, стоп, такт, кисть.
БУКВА Т
1. Скажи, на что похожа буква Т.
2. Выучите стихотворение:
Буква Т стоит на крыше.
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
(А. Шибаев)
3. - Составь слоги: АТ, ЭТ, ИТ
- Составь слова: ПИТ, ТИП
Изучаем тему : Звуки Г – Гь
1. Артикуляция звука Г :
- Г! – ты спинкой языка
Нёбо посильней толкай!
- Г! – без голоса нельзя
Звонкий звук сказать, друзья!
2. Характеристика звуков :
Звук Г - согласный, звонкий, твердый.
Звук Гь - согласный, звонкий, мягкий.
3. Игра: «Наоборот» (преобразование слогов).
га - га - га - гя - гя - гя
го - го - го - гё - гё - гё
гу - гу - гу - гю - гю - гю
гы - гы - гы - ги - ги - ги
гэ - гэ - гэ - ге - ге - ге
4. Игра: «Скажи наоборот» (Подобрать слова на звук Г)
тихо - громко чистый - грязный
веселый - грустный шершавый - гладкий
сладкий - горький нежный - грубый
Буква Г
1. Выучи. Буква Г совсем другая,
Она стройная, прямая,
Нос свой держит впереди,
Чтобы знать, куда идти.
2. Выкладывание слов из разрезной азбуки. И печатание этих слов в тетради: Гуси, Нога, Губы, Вагон, Бумага.
3. Чтение и печатание предложений в тетради.
Это гуси.
У папы бумага.
Тут вагоны.
Изучаем тему : Звуки С – Сь
1. Артикуляция звука С :
Распластай язык пошире,
Кончик – к нижним зубкам ближе.
По середине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
Ссс, ссс, ссс – произнеси!
2. Характеристика звука :
Звук С - согласный, глухой, твёрдый.
Звук Сь - согласный, глухой, мягкий.
3. Игра "Где живёт звук?".
Назвать место звуков С – Сь в словах (начало, середина, конец) : сани, сито, гуси, бусы, лес, коса, осы, пояс, лось.
4. Выучите считалку.
Вот со звуком С считалка : Сани, сок, сова, скакалка,
Выходи на слово стук. Назови в нём первый звук.
Назову слова я быстро, вы произносите чисто:
Сахар, сад, салат, сапог. Назовите первый слог.
5. Придумай имена со звуком С.
Буква С
1. На что похожа буква С?
Это месяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
2. Вылепи из пластилина, глины, солёного теста букву С.
3. Напечатать и прочитать слова с буквой С :
СОК СОМ СУП СУК
Изучаем тему : Буква Ю
1. Ю - гласная буква.
2. Выучите стихотворение –
описание буквы Ю.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю.
(А. Шибаев)
3. На что похожа буква Ю?
(на юлу, на столбик с буквой «О», на укротителя с обручем).
4. Из скольких элементов состоит буква Ю?
( из 3-х элементов: длинной палочки, кружка и короткой палочки).
5. Игра: «Кто внимательный?»
Хлопните в ладоши, если услышите букву Ю в словах : яблоко, елка, Эдик, Юра, Елена, юмор, улица, яма.
6. Выложи слоги и слова из букв разрезной азбуки : лю, мю, тю, кю, сю, юр, юд, юп, Люба, Люда, Люся.
7. Игра: «Собери буквы».
Цель: Учить составлять слова из рассыпанных букв. д, л, и, ю – люди; а, с, л, ю, т – салют.
8. Придумай рифму.
Юла – игла –. ; салют – дают –.
9. Буква потерялась : - ла, - ля, - нга, - ркий.
10. Заучите стихотворение.
Юлька, Юленька, Юла!
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла!
Ну и Юлька!
Изучаем тему : Звук Ы
1. Артикуляция звука Ы :
Ы! Спинку языка – повыше.
Ы! Кончик – к нижним зубкам ближе.
Ы! Между языком и нёбом
Ты голос пропустить попробуй.
2. Характеристика звука :
Звук Ы – гласный.
3. Игра: «Будь внимателен» (определение места звука Ы в слове с выкладыванием фишек).
*Ландыш, рыба, мышь, козы, березы, крыса, комары.
4. Игра с мячом.
Взрослый произносит первый слог, а ребенок – второй (со звуком Ы).
Кус. Фрук. Ко.
Бол. Цве. Хо.
Са. Ря. Дроз.
Буква Ы
1. Выучи. А бедняжка буква Ы,
Ходит с палочкой, увы.
2. Из каких элементов состоит буква Ы? (две палочки и полуовал). На какие предметы похожа буква Ы? (на топор и полено, тонкого и толстого человечков, идущих рядом и т. д.)
3. Игровые задания : «Буква потерялась».
С – Р, М – ЛО, КУР –, Д – РА, Р – СЬ.
4. - Составь прямые и обратные слоги из разрезной азбуки:
ПЫ ЫП МЫ ЫМ ТЫ ЫТ
- Слова: ДЫМ, САДЫ, КУСТЫ.
Изучаем тему : Буква Я
1. Я - гласная буква.
2. Выучите стихотворение – описание буквы Я.
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я,
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква «я»!
3. На что похожа буква Я? (на скворечник, на хоккеиста с клюшкой, на человека с рюкзаком).
Из скольких элементов состоит буква Я?
( из 3-х элементов: из длинной палочки, кружка и короткой палочки).
4. Игра: «Составь слог, слово» (из букв разрезной азбуки).
* Бя, кя, пя, тя, дя, ярко, яма, ящик, ялик, яблоко.
5. Игра: «Ярмарка слов».
Цель: Учить детей собирать из букв и слогов слова.
- Продаются отдельные буквы и целые слоги. Покупай и составляй слова!
* Я, ло, ли, ко, яб, зык, я, верь, ла, я, як, корь, яс.
6. Буква потерялась : - ма, - блоки, Зо -, Ра -, Пол -, д - тел.
7. Заучите скороговорки.
Яхта легка и послушна моя
Я бороздить на ней буду моря.
Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.
Наша утка – крякалка, а Сережка – якалка:
«Я сумею, я смогу, я быстрее пробегу!»
Отдохни немножко, якалка – Сережка!
Изучаем тему : Звуки З – Зь
1. Артикуляция звука З :
Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Ззз… произнесем.
2. Дети должны знать, что
Звук 3 - согласный, звонкий, твердый.
Звук 3ь - согласный, звонкий, мягкий.
3. Закончи слово слогом
ЗА: ва., ро., гла., гро. ;
ЗЫ: ко., ва., гро., берё., арбу., моро.
4. Подобрать слово к его началу ЗА:. мок,. бор,. вод,. гадка.
4. Придумать слова со звуком 3 в начале, в середине, в конце слова.
Буква 3
1. Рассмотреть букву 3. На что похожа буква 3? На какую цифру похожа буква 3?
3 - завиток на завиток,
3 - закрывается замок,
3 - змейка в зарослях ползет,
3 - заинька морковь грызет.
2. Нарисуйте точку, предложите ребенку превратить ее в букву 3. Спросите, вправо или влево от точки нужно писать.
3. Предложите составить из букв разрезной азбуки слоги и слова: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗИ, ЗУБ, ЗИМА, ЗИНА, ЗОНТ.
4. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки : зима - Зина; замок - замки.
Изучаем тему : Звук Щ
1. Артикуляция звука Щ :
Щ как мягкий Ш мы скажем.
Звук как будто маслом смажем.
Будем мягким Щ, тягучим,
Щебетать язык научим.
2. Характеристика звука :
Звук Щ - согласный, глухой, всегда мягкий.
3. Назвать первый звук в словах :
Щенок, щавель, щи, щепка, щука, щёки.
4. Повторить слоги.
Ощ – ущ – ыщ – ащ – мы наденем плащ.
Ща – ащ – щу – ущ – у веранды вырос плющ.
Ещ – ещ – ещ – ещ – в реке плавает лещ.
5. Определить положение звука Щ в словах.
• Щука, пища, вещь, щека, щепка, клещи, овощи, щегол, лещ, ящик, пещера,
6. Игра: «Эхо». Образуй новые слова по образцу.
Угощать - угощение помещать - обещать -
Извещать - похищать - ощущать -
Буква Щ
1. Рассмотри букву Щ. Нарисуй в воздухе пальцами букву.
2. Закрепить правило написания слогов ЩА, ЩУ.
3. Выкладывание слов с данными слогами:
• Щавель, щука, роща, пища, ищу.
4. Из букв слова ТОВАРИЩ составить новые слова (товар, щи, ищи, вар, рот, вор, вот).
Изучаем тему : Буква Е
1. Буква Е – гласная.
2. Скажи наоборот.
НЭ - НЕ БЭ - БЕ ВЭ - ВЕ МЭ - МЕ ПЭ - ПЕ ТЭ - ТЕ
ГЭ - ГЕ КЭ - КЕ ХЭ - ХЕ
3. Игра «Твердый - мягкий».
Поднять правую руку, если первый согласный в слове твердый, и левую - если согласный мягкий:
* Песня, мыло, сосны, сетка, куст, кепка.
4. Придумать слова, начинающиеся со звука Е (енот, ели, ежиха, ежата, единица, Егор, ежевика,)
5. «Дополни предложение»
И зимой и летом зеленеет в лесу. (ель).
Под елью спрятались колючие. (ежи).
На тарелке лежала вкусная. (ежевика).
6. Рассмотри букву.
На дворе - такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
7. Слоговое лото.
Составить слова из слогов: ЛЕ, КА, РЕ, ЛО, СЕ, СА (леса, река, село).
8. Волшебная цепочка. Измените одну букву :
* Лото – лето;
Мел – сел – пел;
Сало – село – сено;
Река – рука;
Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля.