Получи документы

Школьный проект «Край донской» (казачья школа)

Татьяна Савина
Школьный проект «Край донской» (казачья школа)

Школьный проект КРАЙ ДОНСКОЙ (Казачья школа)

/воспитание гражданской идентичности на основе регионального компонента в общеобразовательной школе/

Пояснительная записка

Сегодня на образование возлагается миссия сохранения национальной культуры. На это указывают Закон РФ «Об образовании», государственная образовательная инициатива «Наша новая школа». Эта нормативная документация явилась методологической основой разработки и реализации ФГОС второго поколения как инструмента реализации государственной политики в области образования.

Публикация «Школьный проект „Край донской“ (казачья школа)» размещена в разделах

Идея и реализация собственного опыта в решении проблемы сохранения национальной культуры, духовно-нравственного воспитания и патриотических чувств детей родилась в нашей школе в 2007году. Школьный проект «Мы и наша культура» реализовывался широко, выходя за рамки только духовно-нравственного контекста, хотя в 2008-2010г. г. являлся областной пилотной площадкой по основам православной культуры. Далее этот проект остался в ОУ в режиме функционирования. Идеи же гуманной педагогики, к которым мы стали проявлять интерес с 2010года, подсказали новые инструменты воспитания гражданских и патриотических чувств учащихся. Как результат – в марте 2011г. школа стала областной пилотной площадкой по реализации проекта «Формирование культуросозидательной среды образовательного учреждения на основе приоритетов региональной образовательной политики» (Приказ от 29марта 2011г. №209 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, научным руководителем которого была Скрябина Наталья Юрьевна, к. пед. н., доцент кафедры управления ЮФУ, руководитель Научно-образовательного центра ЮФУ «Южно-Российский центр гуманной педагогики: образование и социокультурная интеграция». Срок реализации этого проекта в нашей школе заканчился в мае 2013года, а далее проект остался в школе в режиме функционирования.

Идея воспитания гражданской идентичности и патриотических чувств школьников на основе углубленного изучения регионального компонента (Казачья школа) открывает новые горизонты и дает конструктивные инструменты воспитания. Сильными сторонами проекта являются преемственность между звеньями образовательной системы и интеграция общего и дополнительного образования. Содержание проекта закладывает базовые основы гражданской и культурной идентичности. Реализация проекта в начальной школе осуществляется с приоритетом технологий развивающего обучения, в подростковом возрасте – проблемного обучения, в старшем школьном возрасте через технологии рефлексивно-творческого обучения и воспитания.

«Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели». Дмитрий Сергеевич Лихачев

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА :

воспитание осознанной любви к своему народу.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

становление активной гражданской позиции (гражданской идентичности) школьников через понимание их связи с людьми, живущими в обществе.

ЗАДАЧИ:

• формирование уважительного отношения к отечественной истории, культуре, традициям и обычаям родного края;

• формирование системы духовно – нравственных ориентиров через приобщение учащихся к традиционным ценностям малой родины;

• воспитание патриотизма;

• развитие творческого потенциала и лидерских задатков школьников;

• развитие толерантного сознания личности в поликультурном мире.

ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

• Есть первостепенные факторы воспитания патриотизма – наша прекрасная природа, великая история, многонациональная культура. Они живут, как бы не менялись времена и люди. Значит, важно целенаправленно поддерживать, взращивать патриотическое сознание, чувства, поведение – с пониманием сложностей настоящего, с верой в будущее.

• Региональность – существенный фактор патриотического воспитания. Донской край - это та среда, в которой возможно возникновение и развитие патриотических чувств и сознания ребенка, родившегося в краю ковыльных степей и Дона-Батюшки. В рамках регионального и местного менталитета возможно формирование представления школьников о донском казачестве, со времен седой старины охранявшем южные рубежи нашей родины, о развитии истории и культуры донских казаков.

• Закон РФ «Об образовании» (Статья 3) провозглашает «…гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе, окружающей среде, рационального природопользования».

• Стандарты общего образования второго поколения актуализируют значение исторической преемственности, сохранение и развитие национальной культуры и гражданской идентичности.

• Человек – общественное существо. Он не может жить исключительно личными интересами. Каждый из нас чувствует и понимает связь не только с малой родиной, всей страной и миром в целом.

• Человек – активное существо. Ему свойственно стремление участвовать в общественных делах, внести свою лепту в их совершенствование.

• Потенциал семьи и школы в процессе патриотического воспитания детей является приоритетным и обладает огромными возможностями. Ведь каждая семья несет на себе региональные и местные особенности, своеобразие менталитета социума сложившихся традиций и психологической атмосферы.

• Социальное творчество детей - актуальное пространство самореализации в конкретных условиях взаимодействия со сверстниками и старшими. Такой – по сути патриотический – опыт утверждения позитивной позиции имеет серьезное значение для детей. Это опыт самореализации, когда школьники сами становятся своеобразными субъектами патриотического воспитания тех, с кем рядом проводят школьные годы.

• Содержание проекта ориентировано на учебно – воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний об окружающем мире, но и формированию и развитию социального опыта учащихся, гражданской и культурной идентичности.

Школьный проект «КРАЙ ДОНСКОЙ» синтезирует и обеспечивает в своем содержании содружество ряда дисциплин: литературы, истории, обществоведения, географии, экологии, музыки, технологии, МХК, ИЗО, психологии. Это дает возможность обеспечить в реальном учебном процессе естественную межпредметную интеграцию, необходимую для целостного постижения окружающего мира.

Проект адресован учащимся начального, среднего и старшего звена школы в форме факультативов (начальная школа, учебных модулей, внеурочных социально значимых проектов, научной и творческой исследовательской деятельности (среднее и старшее звено школs).

• Направленность работы – гражданственность, патриотическое воспитание, создание равных условий для развития всех детей, независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных и иных условий.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КАЖДОМУ ЭТАПУ

1 этап 2014 – 2015 учебный год

-Анкетирование родителей и старшеклассников об актуальности проблемы воспитания гражданских чувств.

-Системность в реализации содержания проекта в рамках учебного плана и внеурочной деятельности ОУ.

-Приобщение учащихся к духовным ценностям, традициям и обычаям малой родины.

-Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

2 этап 2015 – 2016 учебный год

-Системность в реализации содержания проекта;

-умение детей совершать полезные, «добрые дела»;

-участие в школьных и городских социально значимых и творческих проектах.

3 этап 2016 – 2017 учебный год

-Системность в реализации содержания проекта;

-содружество семьи и школы;

-формирование системы нравственных ориентиров и гражданских чувств детей;

-мониторинг «продуктов» социально значимой деятельности учащихся;

-анкетирование родителей и выпускников школы на выходе из проекта; психолого-педагогический мониторинг нравственности и гражданских чувств выпускников.

Обучаясь по данному проекту, школьники узнают :

- в чем уникальность культуры донского края;

- виды и жанры донского искусства;

- роль и место культуры донских казаков в сложении национальной художественной культуры;

- каков этико – эстетический идеал духовной культуры донского казачества;

научатся:

- понимать язык художественных символов России и малой родины;

- обретать точку опоры и выстраивать собственную систему ценностных координат.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА в контексте проекта «КРАЙ ДОНСКОЙ»

В сфере личностной самореализации: гармонизация интеллектуального и эмоционального развития; любовь к Родине, семье, согражданам, гражданственность, патриотизм, восприятие целостной картины мира.

В сфере социализации: уважение к законным правам и свободам человека в российском обществе; понимание взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной и общественной жизни; навыки социального взаимодействия, сотрудничества, толерантность.

В сфере интеграции в культурологическое пространство России: интеграция в историческое пространство национальной культуры; ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию донского казачества и других народов России; уважение к предкам, историческому прошлому государства, как основы российского патриотизма и гражданственности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- наблюдение;

- естественный эксперимент (в условиях учебной, исследовательской и социально значимой деятельности);

- анкетирование;

- анализ ежегодных результатов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

-научность, доступность, наглядность;

-интегративность;

-вариативность.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТА :

- желание школьного сообщества - родителей, их детей и учителей;

- наличие квалифицированных специалистов и достаточной материальной базы.

МЕСТО ПРОЕКТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

В отношении к содержанию базового гуманитарного образования данная программа является расширением общего историко – обществоведческого образования.

Элементы знаний о гражданской идентичности и патриотических чувствах донского казачества присутствуют в базовом содержании образования в курсах основных учебных дисциплин образовательных областей «Филология», «Обществознание», «Искусство», «Технология», что отражено в соответствующих образовательных стандартах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «КРАЙ ДОНСКОЙ»

Начальная школа, 1-4классы

Факультативные курсы под общим названием «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ, МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ДОНСКОЙ КРАЙ»

Л. И. Гайдина, В. А. Яровенко «Патриотическое воспитание. Родники России» (1-4класса,

Б. Н. Нагорный, М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская «Символика твоей Родины» (3класс)

Е. Ю. Сухаревская «Доноведение» (1-4классы)

А. В. Камкин, И. А. Кузьмин «Истоки» (1-4классы)

В. Н. Коновальчук «Жизнетворчество» (1-4классы).

О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» (1-2классы,

Учебные модули в рамках урока музыки - «Донской фольклор» (1-4классы).

Основная школа, 5-9классы

«ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

1. Рабочая программа школьного краеведческого историко-археологического клуба «Скиф», 6-11классы.

2. Рабочая программа демократического клуба патриотов «Верность», 6-9классы.

3. Рабочая программа экологического кружка «Адонис», 6-9классы.

4. Учебные модули о донском казачестве в рамках учебных предметов: технология- «Народные традиции Донского казачества» (5-8классы, литература- «Донская словесность» (5-7классы, ИЗО-«Родной край в произведениях донских художников» (5-8классы, МХК – «Традиции донских казаков : жизнь, быт, обычаи на Дону» (9класс).

5. Участие в творческих и социально значимых проектах школьного подросткового клуба «Я+ТЫ», 5-8классы.

Старшая школа, 10-11классы

«СТАНОВЛЕНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И НРАВСТВЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

1. Участие в творческих, научных и социально значимых проектах Совета старшеклассников ОУ, 10-11 классы.

2. Исследовательская деятельность старшеклассников в рамках учебных предметов.

3. Учебный модуль в рамках урока психологии «Азбука социальной психологии» в 10классе(7часов) и в рамках социальной развивающей работы школьного психолога – групповые занятия «Навыки социального взаимодействия, социализация старшеклассников» в 11 классе (5часов).

Примерное содержание изучаемых знаний по проекту «КРАЙ ДОНСКОЙ» выстроено по модели концентрата и отражено в совокупности содержательных линий.

1. Донские казаки и их картина мира.

2. История казачества, его быт и культура.

3. Донская словесность.

4. Нравственная культура казаков, их патриотизм и гражданственность.

5. Художественная культура Дона.

6. Православие – традиционная религия донского казачества.

Содержание образования в начальной школе включает элементы из всех содержательных линий на уровне, доступном младшим школьникам.

Содержание образования в основной школе является базовым в отношении содержания в начальной школе.

Содержание образования в старшей школе является базовым в отношении содержания в основной школе.

Все классные часы, модули учебных предметов, исследовательская и проектная деятельность опираются на соответствующие содержательные линии.

Основные виды учебной деятельности учащихся: эмоциональное восприятие произведений искусства; культурологический анализ исторической эпохи; творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках; выполнение исследовательских проектов, в том числе с использованием ИКТ, участие в социально значимых проектах.

Объекты культуры для посещения учащимися: музеи, художественные мастерские народных промыслов, православные храмы (экскурсии, донские станицы, театры, художественные выставки при активном участии родителей.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА :

- КИМы по учебным предметам;

- портфолио творческих и социальных достижений учащихся;

- психолого-педагогическая диагностика нравственности и уровня социализации выпускников 11х классов.

Критерии эффективности проекта – творческие достижения детей, их нравственность.

Критериями оценки учебно – воспитательных результатов проекта школьниками являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности школьник предпочитает и преимущественно проводит).

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

1. Учебные классы.

2. Экспозиции «Великая Отечественная война 1941-1945г. г.», «Народные традиции донских казаков».

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровый потенциал достаточен. Реализацию программы будут осуществлять 10 учителей школы. Из них 6 – высшей квалификационной категории, 4 - первой квалификационной категории.

ЖЕЛАЕМОЕ:

- кадровое: волонтер-наставник;

- методическое: вариативность программ по проблеме гражданского воспитания школьников, диагностические методики нравственности учащихся;

- финансовое: возможность участия в выездных исследовательских проектах и конкурсах.

25.03.2015года

Публикации по теме:

«Осенняя казачья свадьба». Сценарий фольклорного праздника«Осенняя казачья свадьба». Сценарий фольклорного праздника Цели фольклорного праздника: -воспитание внутренней культуры ребенка на примере отношений, норм поведения, содержащихся в фольклорном материале;.

Фестиваль «Казачья душа».Фестиваль «Казачья душа». Уважаемые коллеги, хочу рассказать о том, что я очень люблю свой город Донецк. И какое бы ни было новое событие в нашем городке, я радуюсь.

Казачья джигитовка группа «Исток» — видеорепортаж Казачья джигитовка группа "Исток" из города Астрахань. Под таким названием прошло выступление гостей в селе Верхне Русское Шпаковского района.

Конспект НОД «Готовим салат «Донской» Программное содержание: Познакомить детей с технологией приготовления салата «Донской»; продуктами, входящими в его состав. Учить детей.

Познавательно-творческий проект «Край Донской — земли огромной долька»Познавательно-творческий проект «Край Донской — земли огромной долька» Участники: Дети старшей группы №4 «Почемучки», воспитатель, родители. Воспитатели: Латникова Е. Н., Масштаб; Долгосрочный с октября по декабрь.

Проект «Мой край Грайворонский»Проект «Мой край Грайворонский» Проект «Мой край Грайворонский» Подготовила: Матчина С. А Город Грайворон 2016. Вид проекта: Познавательно-продуктивный. Время реализации:.

Проект «Родной край» МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №168 Старшая группа Воспитатель: Гончарова Анна Александровна Проект по нравственно-патриотическому.

Сценарий развлечения «Казачья свадьба на Покров Пресвятой Богородицы» Под веселую казачью песню дети входят в зал, выстраиваются полукругом. Дети: Здравствуйте, гости дорогие. Веселые, да озорные! Давно мы.

Конспект занятия для воспитанников подготовительной к школе группы «Казачья ярмарка» Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования. В рамках.

Экскурсия в школьный музейЭкскурсия в школьный музей Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины - родного города, в котором он живет. Чувство сопричастности с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Школьный проект «Край донской» (казачья школа)
Опубликовано: 19 сентября 2016 в 19:14
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД