МААМ-картинки

Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника. (2 фото)

Надежда Беседина
Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника.

Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» (Л. С. Выготский).

Публикация «Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника,» размещена в разделах

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. Компьютер, телевизор, планшеты прочно вошли в жизнь малышей. Домашний экран вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Компьютерные игры заменили детям непосредственное общение друг с другом. Современные технологии вытесняют живое общение. Дети не хотят читать книги, обсуждать прочитанное. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Как следствие всего этого - речь наших детей оставляет желать лучшего: скудный словарный запас, пассивный словарь сильно преобладает над активным, грамматический строй речи развивается медленно, страдает звуковая культура речи. Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением. Это средство осознания своих переживаний и создание себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, словом всё, что составляет внутренний мир человека. Ребенок не умеет правильно выражать свою мысль, облекать её в точную словестную форму, слабое формирование причинно-следственных связей, и мы получаем дошкольника с узким кругозором, у которого не развиты наблюдательность, образное видение мира, творчества.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию.

Не менее важна роль словарного запаса дошкольника. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

Слово обозначает вещи, слово выделяет признаки, действия, отношения. Слово объединяет объекты в известные системы, иначе говоря, кодирует наш опыт. (А. Р. Лурия) …Слово является не только средством замещения вещи, представления; оно является и клеточкой мышления, потому что важнейшими функциями мышления являются именно абстракция и обобщение… Тем самым слово выполняет ту огромную работу, которая проделана в общественной истории языка. Это дает основание для того, чтобы слово становилось основой обобщения (а тем самым и орудием мышления) и средством общения – орудием речевой коммуникации. Как показал Л. С Выготский, на каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и ту же предметную отнесенность, приобретает все новую и новую смысловую структуру, оно меняет и обогащает систему связей и обобщений, которые стоят за ним, что означает, что значение слова развивается.

Овладевая языком, ребенок и усваивает устойчивые традиции родного языка, и учится речетворчеству, что отражает закономерность развития языка как явления социального.

Общеизвестна прямая взаимосвязь мышления и речи. К. Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах и явлениях, формировать способности к наблюдению.

Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление осуществляется в речевой форме. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно - действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления позволяет детям усвоить элементарные понятия. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи дети постепенно овладевают ее образными элементами.

Критическое мышление – это продуктивное, оценочное, рефлексивное мышление. Данная технология, предусматривает свои правила, но она позволяет учитывать опыт каждого ребенка, чередование разных видов работ : индивидуальной, парной, групповой. Работа с информацией позволяет искать ответы, выявлять затруднения и противоречия, систематизировать ответы на поставленные вопросы. Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом есть его отличие от мышления творческого. Критическое мышление – направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.

Инновационность данной технологии – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее, выделять главное, обобщать, классифицировать.

Критическое мышление – это способ взаимодействия с идеями и информацией

3 стадии критического мышления

1. Создание ситуации проблемы

2. Работа над проблемой (осмысление) Каждый ребенок сам для себя делает открытие, работа над новым материалом

3. Стадия рефлексии. Закрепление и оценка нового. Размышление над полученной информацией.

Благодаря способности детей мыслить решаются трудные задачи, делаются маленькие открытия, появляются изобретения. Критическому мышлению нужно учить.

К пяти годам возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Развиваются коммуникативные умения, у ребёнка появляются друзья.

Пятилетний ребёнок воспринимает продолжительные рассказы, объяснения, поскольку у него появляется знаково-символическая функция (интерес к буквам, цифрам).

К пяти годам становится более устойчивое внимание, возникает способность произвольного запоминания, совершенствуются восприятие, воображение, развиваются высшие формы наглядно-образного мышления

Увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации, мыслей и рассуждений. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с практическим наблюдением и экспериментированием.

К пяти годам появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, т. е. детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, т. к. это возраст «почемучек», а также возраст креативности.

Этот возраст соответствует второму уровню «проясняющейся» критичности - выражается в стремлении отыскать и конкретизировать наличие определенных ошибок или несуразностей в объекте познания. Ответы детей отличаются конкретностью и часто сопровождаются жестикуляцией. Критическое отношение на этом уровне может проявляться в форме вопроса, с помощью которого дети как бы стараются уточнить правильность своей позиции. Достижение этого уровня оказывается возможным в случаях умственной активности детей, выражающейся в сопоставлении и противопоставлении отдельных элементов объекта.

В данном возрасте возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления :

1. «Прогнозирование» - активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

2. «Логические цепочки» - развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: космонавт, планета, невесомость, … и т. д.

3. «Ассоциативный куст» - активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Звери наших лесов» - Какие ассоциации возникают при слове «звери»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком – символом. - Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «звери» с помощью стрелок. - Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.

4. «Диаграммы Венна» («Круги сравнения») – конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Транспорт». - Что мы знаем о транспорте? На какие группы можно его разделить? Распределите транспорт по кругам сравнения. Дети прикрепляют картинки с изображенным транспортом на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (подземный, водный, воздушный, наземный). – Какой транспорт может быть и пассажирским, и грузовым? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют транспорт, который расположен в общей части кругов. - Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского?

5. «Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала

1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);

2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно - следственных связей;

3) Поиск новых кластеров: наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;

4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.

6. «Кубик» с вопросами – активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы. Вопросы на «кубике» даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем? Тема: Транспорт. Дети читают вопрос на грани кубика и составляют вопрос по теме, другие дети отвечают на поставленный вопрос. Проводиться в форме групповой работы.

7. «Толстые и тонкие вопросы» - осмысление содержания художественного произведения. «Толстый» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «тонкий» вопрос требует развёрнутого ответа.

8. «Четыре шляпы мышления»

1) белая шляпа - факты

2) красная - чувства и эмоции

3) черная - ищет недостатки, критикует

4) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты

9. «Верные и неверные суждения» («Плюс, минус») - Воспитатель: «Что вы знаете о космонавтике? При помощи сигнальных карточек вы будете определять верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) утверждений.

10. Синквейн» («Пять строк») .

Преимущество синквейна в том, что можно включать его в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая при этом основной структуры занятия.

Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления дидактического синквейна не противоречит «Программе логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3 уровень и служит средством оптимизации учебного процесса.

Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Схема составления синквейна следующая :

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, пословица, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Ассоциация, синоним. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Можно учить составлять синквейны детей, которые только изучают буквы и не умеют читать. Можно предложить устное составление синквейна вопросительными словами.

-О ком? О чем? Какие? Какая? Какое? Что делал? Что сделал?

Наводящие вопросы помогают выделить главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму, создают свои устные нерифмованные стихотворения.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения:

«Подбери определения» - например, к слову «арбуз». Какое оно: спелый, сочный, полосатый, сладкий.

«Узнай предмет по определению»- длинный, теплый, вязаный … (шарф)

«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет) ; лист … (падает, кружится, летит, растет).

«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» - машина … (кабина, колесо, дверь, багажник) ; и др.

1 Осень

2 Нарядная золотая

3 Опадает шуршит плачет

4 Унылая пора, очей очарованье

5 Время года

1 Санкт-Петербург

2 Красивый, величественный

3 Побеждает, трудится, защищает

4 Я люблю мой город

5 Город – герой

1 Победа

2 Прекрасная, трудная

3 Радует, приходит, приносит

4 70 лет великой победы над врагом

5 Счастье

Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков.

Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника.

1Салют

2 Торжественный, сверкающий

3 Радует, распускается, переливается

4 Саша любит смотреть салют

5 Праздник

Фото №1 Синквейн инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника Ребенок природный исследователь окружающего мира

1Воин

2 Сильный, отважный

3 Спасает, защищает, сражается

4 У воина блестящие подвиги

5 Защитник

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память….

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь».

Эффективность синквейна в его простоте.

- Синквейн могут составить все.

- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

- Синквейн является игровым приемом.

- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска, — писал В. Шаталов. - Дети будут гордиться своими достижениями!»

Литература

1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/ Д: Феникс, 2011.

2. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение» Мозаика –Синтез,1999

3. Выготский Л. С. «Мышление и речь» М. Просвещение,1988.

4. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки» М. Просвещение, 19854.

5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб. 1999.

6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» Союз, 2001.

7. Лурия А. Р. «Язык и сознание» Феникс, 1998

8. 2. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. :АРКТИ, 2002.

9. 3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

10. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб. : Альянс «Дельта», 2003

Публикации по теме:

Развитие у детей критического мышления. Применение технологии критического мышления на занятиях Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении,.

Дидактическая игра для развития координации, мышления и речи «Па-па — ма-ма» Дидактическая игра "Па-па - ма-ма" Цель: развивать координацию, мышление и речь. Сесть с детьми в круг и похлопать ладошками по коленкам.

Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.

Игры для развития речи, логического и образного мышления ЛОЖКА С ТАРЕЛКОЙ Цель: развивать логическое мышление, внимание, аналитические способности. Необходимые материалы и наглядные пособия: различные.

Индивидуальная программа саморазвития «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития.

Инновационные технологии применяемые в работе по развитию речи с дошкольниками в соответсвии с требованиями Госо Республики Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические.

Использование приёмов критического мышления в работе с детьми младшего школьного возраста В июне 2012 года Постановлением Правительства РК № 832 утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Конспект занятия по ОБЖ с приёмами критического мышления в подготовительной группе «Пожар» Тема непосредственно - образовательной деятельности : «Пожар» Цели: повторить правила пожарной безопасности, причины возникновения пожара.

Педагогическая мастерская «Роль моторики для развития мышления, внимания, речи»Педагогическая мастерская «Роль моторики для развития мышления, внимания, речи» Педагогическая мастерская для родителей. Тема: «Роль моторики для развития мышления, внимания, речи» с мастер-классом «Наши руки не для.

Творческий отчет по теме самообразования «Работа над художественным текстом посредством технологий критического мышления» Слайд №1 Я, Пильщикова Наталья Николаевна, воспитатель первой категории ГККП «ясли – сада №34» города Павлодара. Слайд №2 Родилась 8.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синквейн — инновационный прием технологии развития критического мышления в работе по развитию речи дошкольника.
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 23:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД