МААМ-картинки

«Прогулка в зимний лес». Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР

Светлана Ильяшенко
«Прогулка в зимний лес». Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. Именно с такими недостатками речи приходят к нам в группу наши воспитанники.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.

Публикация «„Прогулка в зимний лес“, Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР» размещена в разделах

Одним из новых эффективных технологий развития речи ребенка является методика синквейн.

В переводе с французского языка это нерифмованное стихотворение в пять строк.

Цель применения методики дидактического синквейна – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом; умение выделять главное, обобщать, классифицировать.

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строка – существительное

(Предмет)

2 строка – два прилагательных

(Признаки предмета)

3 строка – три глагола (Действия предмета)

4 строка- фраза, показывающая отношение к предмету

5 строка – слово, связанное с первым.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми

Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группе

( Образовательная область: «Речевое развитие»)

Тема: «Прогулка в зимний лес».

Цель:

Составление рассказов о диких животных с использованием технологии синквейна, опираясь на схему - алгоритм.

Задачи:

Закрепить знания детей о диких животных,

продолжать учить детей активно участвовать в беседе,

уточнить знания детей о словах – признаках, словах – действиях, словах – предметах,

уметь составлять рассказ о диких животных по технологии синквейна, опираясь на схему – алгоритм,

Совершенствовать вербальный анализ и синтез,

Развивать ассоциативное мышление,

Воспитывать интерес к созданию синквейна; любовь к природе.

Оборудование: Карточки с изображением белки, лисы, зайца, ежа, волка, медведя и их детенышей; маска медведя.

Предварительная работа :

Знакомство детей с технологией синквейна, с алгоритмом составления синквейна, совместное изготовление моделей (наглядность) для составления синквейна; чтение художественной литературы, рассмактривание иллюстративного материала; чтение и проговаривание пословиц, поговорок, фразеологизмов о диких животных (Белку ловить – ножки отбить; Хорош заяц белый, а охотник смелый; Трусливый заяц и пенька боится; Волка ноги кормят; Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги.

Вертеться как белка в колесе; Погнаться за двумя зайцами.)

Ход занятия.

Воспитатель приносит телеграмму:

Помогите, помогите!

Мы заколдованы!

Мы забыли, кто мы есть.

Приходите, нас срочно помирите.

Жители леса.

Воспитатель: Ребята, кто прислал нам эту телеграмму?

Дети: Телеграмму прислали дикие животные. Они живут в лесу.

Воспитатель: Как мы можем помочь лесным жителям?

Дети предлагают отправиться в лес и расколдовать зверей.

Воспитатель: Как мы можем расколдовать диких животных?

(мы составим про них рассказы).

Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такая схема – подсказка, как вы думаете, поможет она нам в составлении рассказов? Возьмем её с собой?

Воспитатель: Какие дикие звери живут в лесу?

Дети: В лесу живет заяц. (Белка, еж, медведь, волк, лиса).

Воспитатель:

давайте вспомним, как передвигаются животные

(дети выполняют движения).

«Медведи шагают» - ходьба по-медвежьи;

«Лиса крадется» - ходьба на носочках;

«Волк идет» - ползание на четвереньках;

Воспитатель: Ребята, вот мы и добрались до леса.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, внимательно. В этом лесу есть деревья, но совсем не видно животных. Что же это за белые карточки, которые лежат под елками? (Дети высказывают свои предположения.)

Угадать трудно, я возьму карточку и посмотрю. (Воспитатель берет карточку, загадывает загадку).

• Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост – краса.

Кто это? (Лиса)

Воспитатель: Как вы догадались? (Показывает картинку с изображением лисы).

Дети: Это – лиса.

Воспитатель: Лиса – это животное?

Дети: Лиса – это животное.

Воспитатель: Лиса – это дикое или домашнее животное?

(Лиса – это дикое животное, которое живет в лесу).

Воспитатель: Какая лиса? Подберите определения.

( Дети подбирают определения: хитрая, хищная, рыжая и т. д.).

Воспитатель: Что делает лиса в лесу?

(охотится, прячется, мышкует, ворует и т. д.).

Воспитатель:

Давайте расскажем, какая лиса, пользуясь нашей подсказкой.

(Выслушать 1 – 2 рассказа, воспитатель записывает рассказы).

(Появляется игрушка – лиса).

Дети находят следующие картинки и составляют по ним рассказы (Некоторые дети могу сами написать название своего рассказа) :

• Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц).

• Сидит на ветке,

А не птица.

Есть рыжий хвост,

Да не лисица. (Белка).

(После каждого рассказа появляются игрушки).

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Сидит белка на тележке».

Воспитатель: Пальчики размяли, давайте дальше зверей расколдовывать.

• Кто в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь).

( Задания с усложнением: предложить Диме, Ване, Егору, Даше В. составить рассказ без опоры на схему; предложить выложить схему – алгоритм каждому ребенку, потом по этой схеме – ребенок рассказывает).

Воспитатель: Ребята, всех зверей расколдовали! Слышите, как благодарят вас лесные звери!

Проводится коми народная игра «Медведюшко».

Воспитатель: Вы сегодня, ребята, молодцы. Помогли зверей расколдовать. И в настоящей природе человек должен помогать братьям нашим меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планете.

А теперь нам пора в детский сад.

Дети идут по залу под музыкальное сопровождение, говорят слова:

Мы по лесу все идем

И зверюшек узнаем.

Ну, скорее, раз, два, три:

Быстро зверя назови.

На окончании фразы, дети останавливаются, воспитатель подходит к кому – либо из детей. Ребенок быстро называет какого – нибудь дикого зверя.

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка.

• Где мы сегодня были?

• Кому помогли в лесу?

• Как помогли?

• Что помогло нам расколдовать животных?

• Кого видели в лесу?

Стихи детей по синквейн технологии про диких животных:

Лиса.

Хитрая, ловкая.

Ловит, мышкует, осторожничает.

Лиса – всему лесу краса.

Животное.

(Дима)

Белка.

Красивая, ловкая.

Прыгает, запасает, грызет.

Белку ловить – ножки отбить.

Дикое животное.

(Ваня)

Медведь.

Косолапый, неуклюжий.

Переваливается, засыпает, пугает.

Медведь спит зимой в берлоге.

Животное.

(Даша В.)

Волк.

Зубастый, серый, хищный.

Рычит, воет, охотится.

Волка ноги кормят.

Зверь.

(Жора)

Заяц.

Белый, трусливый.

Прыгает, грызет, боится.

Трусливый заяц и пенька боится.

Животное.

(Егор)

Белка.

Серая, хвостатая.

Перепрыгивает, цокает, запасает.

Как белка в колесе.

Дикое животное.

(Владик)

Публикации по теме:

Примерная технология отслеживания результатов обследования подготовительной логопедической группы .

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Прогулка в зимний лес». Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 12:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Прогулка в зимний лес». Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ильяшенко (УИ 275997) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД