МААМ-картинки

Синтез и взаимодействие искусств как фактор формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей

Елена Ананьина
Синтез и взаимодействие искусств как фактор формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей

Синтез и взаимодействие искусств как фактор формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей

Основная образовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155) программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Публикация «Синтез и взаимодействие искусств как фактор формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей» размещена в разделах

Художественно-эстетическое воспитание является одним из основных направлений образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Функции эстетического воспитания в самом широком контексте реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка в этом мире. В дошкольном возрасте наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, "эффект новизны", образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре, драматизации, сказке). Вместе с тем, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству неисчерпаем.

Творческой деятельностью можно назвать такую деятельность человека, в которой создается нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее. Особо актуальным в плане изучения обозначенной проблематики является то, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из самых важных вопросов детской педагогики и психологии – это вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы замечаем у детей проявление творческих способностей, которые лучше всего выражаются в играх. В настоящее время система дошкольного образования представлена как государственными и муниципальными, так и негосударственными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования. Серьезный акцент в них делается сегодня на развитии способностей и творчества детей с использованием всей совокупности имеющихся средств и, прежде всего, в игровой деятельности. ФГОС ДО в дошкольном образовании прописывает именно такой подход.

Цель интеграции – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основная задача заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Представим более подробно, какие виды искусства и художественной деятельности можно синтезировать в процессе ООД.

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности. Для этого педагог рассказывает детям о различных музыкальных жанрах, развивает у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять ее настроение, характер и использованные средства выразительности. Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности, поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в рисунке.

Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности.

Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Понятие «творчество» в психолого-педагогической литературе определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их обобщения друг с другом и с педагогом – актуальные проблемы современной педагогики. Известно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали как отечественные, так и зарубежные психологи (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и др.)

Синтез (от греч. synthesis – соединение) искусств в педагогическом аспекте данного исследования рассматривается как органичное соединение, основанное на взаимопроникновении, взаимовлиянии и взаимообогащении разных видов искусства, порождающих целостное художественное явление, которое эстетически организует образовательное пространство.

Успешность решения педагогических задач с позиций синтеза искусств определяется его творческой сущностью. Технология, разработанная на креативной основе синтеза искусств, эффективно мобилизует все органы чувств воспитанников, повышает их познавательную активность в стремлении к саморазвитию, творчеству.

Многолетний опыт работы позволяет педагогам выделить критерии, определяющие основы художественной культуры старших дошкольников, их эстетического развития. Среди которых: проявление у ребенка устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве; умение дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную - поведению людей; различать виды и жанры произведений основных видов искусства; стремление находить выразительные средства в музыке, живописи, литературе; владение навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности.

Таким образом, успешность формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами взаимодействия искусств связано с формированием эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей, обеспечением перехода от репродуктивного мышления к творческому, подведением детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в творческой деятельности.

Публикации по теме:

Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №158» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Дидактический материал для формирования познавательно-творческих способностей у дошкольниковДидактический материал для формирования познавательно-творческих способностей у дошкольников Главная задача воспитателей создать условия, в которых детям комфортно находится в детском садике. Следующий этап – это развитие ребенка.

Консультация для родителей «Игрушки — средство формирования целостной картины мира и расширения кругозора» Игрушки, целостная картина мира и расширение кругозора. Игрушки крайне важны для развития личности ребенка. Многочисленные исследования.

Театрализованная деятельность как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность- как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития» Аннотация.

Роль музыкального руководителя, его взаимодействие с педагогами как условие для развития творческих способностей дошкольников Основная цель музыкального воспитания в детском саду – подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально.

Самообразование педагога «Нетрадиционная техника рисования, как средство формирования творческих способностей» [Самообразование педагога МБДОУ №19 Рудь Наталии Юрьевны на 2018-2019г. «Нетрадиционная техника рисования, как средство формирования творческих.

Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника. Искусство – содержательное ядро художественной культуры – один.

Сюжетно-ролевые игры как фактор формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах Аннотация Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей.

Взаимодействие с семьями для развития художественно-творческих способностей детей. Развитие художественно-творческих способностей детей может быть успешным только при условии тесного сотрудничества детского сада и семьи.

Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ДЕТСКИЙ САД №11 г. МЕЛЕНКИ, ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ МАСТЕР – КЛАСС Тема: Звуко-буквенный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Синтез и взаимодействие искусств как фактор формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей
Опубликовано: 21 января 2019 в 14:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД