Анна Романенко
Система альтернативной коммуникации PECS для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Система альтернативной коммуникации PECS для детей с РАС.
Что такое PECS
Коммуникация - это понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.
Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка. Поэтому сегодня мы поговорим об альтернативных средства коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с РАС.
Публикация «Система альтернативной коммуникации PECS для детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Карточки Пекс (PECS)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могут говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, проявлять нежелательное поведение и даже агрессию и т. д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
Альтернативная коммуникация
Примеры альтернативной коммуникации :
- жесты: система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей.
- графические знаки включают в себя символы-изображения, такие как Блисс-символы, символы в виде картинок, пиктограммы.
- письмо.
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.
Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т. д., а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.
Работа с карточками PECS
Работу с карточками нужно вводить с коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.
Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов:
• Первый этап. Основная цель - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, что бы получить предмет который он хочет. Обучают действию подачи карточки, но выбор отсутствует. Правила:
• На втором этапе «Расстояние и настойчивость» необходимо усложнить задачу:
Привлекать внимание нужного ему человека, самостоятельно откреплять карточку с обложки коммуникативной книги, увеличение расстояния между педагогом и учеником, перемещение из комнаты в комнату
• На третьем этапе происходит обучение различию карточек, когда первичные навыки коммуникации уже закреплены. Ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого / не желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникационной книге или на доске. Правила:
• Четвертый этап - ребенок складывает несколько карточек в предложение.
• Пятый этап - научить ребенка отвечать на вопросы простыми предложениями. Шестой этап - ребенок учиться комментировать происходящее события в его окружающей среде.
• У каждого ребенка, в работе с которым используют эту систему, есть свой словарь-каталог рисунков, соответствующий его речевому развитию. Все картинки - отдельные и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь, как разрезная азбука в кассе букв. Это дает возможность называть слова, составлять из них предложения, сообщать о своих желаниях, учиться делать выбор осознанно.
Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребенка и может
занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий.
Как сделать карточки PECS своими руками
Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете?распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.
Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!
Отзывы педагогов, использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.