Ганьжа Надежда Сергеевна
Система альтернативной коммуникации PECS в обучении детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Система альтернативной коммуникации PECS в обучении детей с РАС.
«Счастье – это когда тебя понимают!»
Каждый человек занимает в обществе определённое место и, следовательно, всегда находится в процессе общения с окружающими людьми. Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) испытывают трудности в общении с окружающими людьми, они не могут выражать словами свои желания, свои нужды, просить о помощи, адекватно реагировать на слова сверстников и взрослых, и часто такое общение заменяется проблемным поведением. В своей работе при взаимодействии с такими детьми, я использую систему альтернативной коммуникации, которая является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Выбор такой подходящей системы помогает мне существенно облегчить обучение ребенка.
Публикация «Система альтернативной коммуникации PECS в обучении детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Карточки Пекс (PECS)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Система альтернативно коммуникации PECS – одна из наиболее популярных для обучения детей с РАС, данная система коммуникации была разработана Лори Фрост и Энди Бонди в 1985 году и базирующаяся на принципах прикладного анализа поведения или ABA – терапии.
PECS
– система, которая позволяет ребёнку с РАС общаться при помощи карточек, и заключается в том, чтобы подвести детей к коммуникации, которая исходила бы от них самих. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребенка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятия – ребенок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что – либо, используя карточки с изображениями.
Основные преимущества использования системы PECS:
1. PECS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью карточек PECS можно быстро обучит ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации или усиления взгляда
3. С помощью PECS общение для ребенка с окружающими людьми становиться более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Использование карточек PECS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его – благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена.
Ещё до того, как начать обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек PECS, для начала необходимо основательно подготовиться к обучающему процессу. Это необходимо сделать для того, чтобы на первоначальном этапе произвести обучение навыков, с помощью которых ребенок с РАС выражает свои просьбы, желательно определить круг интересов ребенка, и те предметы и действия, которые он обычно просит.
В своей работе с детьми РАС я использую метод наблюдения за ребенком, с составлением таблицы и заполнением данных. Наблюдаю, чем любит заниматься такой ребенок в свободное время, что он любит есть – как во время обычного приёма пищи, так и, например когда получает угощения по случаю именинников среди ребят в группе. С кем ребенок любит проводить время, к кому из сверстников больше тянется.
После того как мотивационные стимулы ребенка мной определены, я готовлю материалы:
1. Фотокарточки всех необходимых мотивационных стимулов и занятий. Величина карточек размером 5x5
2. Липучки
3. Папку и бумажные разделители, на которые прикрепляю фотокарточки на липучках. Разделители располагаются в папке, как листы в книге
4. Для будущего использования – картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определённом порядке – для построения предложений.
Существует 6 этапов протокола карточек PECS:
1 этап – «Как» осуществить общение;
2 этап – Расстояние и настойчивость
3 этап – Различение карточек
4 этап – Структура предложения;
5 этап – Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос)
6 этап – Комментирование
В своей работе я использую только 4 этапа.
Работая с детьми РАС важно понимать, что для достижения положительных результатов все участники образовательных и воспитательных отношений должны работать в одном направлении, в котором едины требования и система работы.