Система дидактических игр для формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Погребняк
Система дидактических игр для формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Исследование теории вопроса формирования словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что формирование грамматически верной речи, в частности совершенствования морфологического способа словообразования существительных и прилагательных, тема актуальная. Об этом свидетельствует, в первую очередь, большое количество брошюр, статей, книг, изучаемых нами при решении данной проблемы. Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом и формой обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко проводить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними совершить. В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться.

На первом этапе обучения дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками. Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др., педагог учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки – мышонок, у медведицы – медвежонок.Можно поиграть в игру с картинками: - «У меня котенок. А у тебя кто?». - «А у меня котята».

В других играх детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе, в именительном падеже единственного и множительного числа, в родительном падеже единственного и множественного числа и т. д.

Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется так же в дидактических играх. Детей учат образованию глаголов разными способами. Образование глаголов от звукоподражательных слов: -кря -кря -кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!Образование глаголов при помощи приставок: ходить – заходить – уходить – приходить.

А. Н. Гвоздев замечает, что самый интенсивный процесс словотворчества – от 2 до 5 лет. В этот период словарный запас ребенка невелик и, не находя нужного слова, он придумывает его сам. Ребенок играет со словами как с кубиками, создавая различные причудливые конструкции.

Вопросом об особенностях словообразования занимался и В. К. Лотарев. Дети, как правило, не используют причастия и деепричастия в своей речи, так как редко слышат их в речи взрослых. Взрослые же, в свою очередь, не употребляют их в разговоре с детьми, боясь, что дети их не поймут.

В исследованиях авторов много общего: они говорят о словообразовании и словотворчестве по аналогии; детально исследуют схемы детского словотворчества. Как в работе Гвоздева, так и в работе Лотарева есть теоретическое обоснование приема, добытые ценой длительных наблюдений.

Дидактическая игра как игровой метод обучения. С помощью игровых занятий педагог передает определенные знания, формирует представления, учит детей играть. Дидактическая игра используется для обучения детей математике, родному языку, ознакомления с природой и окружающим миром, развития сенсорной культуры. Дидактическая игра как формаобучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес для детей представляет обучающая задача, игровые действия.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям жизни. Многие дидактические игры вызывают интерес к труду, формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, желание помочь взрослым в труде и трудиться самостоятельно. Некоторые трудовые навыки дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Это воспитывает первоначальное трудолюбие, бережное отношение к продуктам труда. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий. Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр.

Игра используемая для обучения, должна иметь обучающую задачу, обязательные правила. Дидактическая задача решается в игровой форме. Игра удалась, если решена дидактическая задача. Чтобы определить дидактическую задачу,нужно знать: какие знания, умения и навыки имеют дети, какие нужно закрепить, какие умственные операции развиваются, какие качества личности формируются. В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, игровое действие, игровые правила, результат игры. Облегчают подведение итогов фишки и жетоны. Дидактические игры почти все на победителя. Это тоже повышает интерес детей.

Приведенные выше сведения являются доказательством многоплановости дидактической игры как средства обучения и всестороннего развития детей.

Изучая работы Е. И. Тихеевой, я встретила мнение о том, что если развитие детей протекает нормально, то грамматические ошибки постепенно и последовательно изживут себя. У детей грамматические ошибки нужно исправлять, вести специальную педагогическую работу. Е. И. Тихеева утверждает, что обязательные педагогические мероприятия должны заключаться в том, чтобы не воспроизводить ошибок детей, а говорить с детьми всегда безупречно правильно. Но самое главное, неустанно вести работу с детьми, придумывать соответственные устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в искоренении их ошибок. Из сказанного Тихеевой, логично вытекает мысль о том, что вести работу по совершенствованию словообразования и искоренению ошибок лучше всего в игре, и игре дидактической.

Дидактическая игра интересна детям, как игра, т. к. это для дошкольников основной вид деятельности. Ведь дидактическая задача узкая и внимание ребенка направленно на тот спектр словообразования, где у ребенка есть проблемы, а воспитатель заостряет на них внимание и помогает их решать.

Приемами словообразования и словотворчества ребенок овладевает интуитивно в процессе общения со взрослым. Поэтому при ознакомлении детей с окружающим параллельно ведется работа по формированию грамматически верной речи. Необходимо обогащать словарь детей различными частями речи с учетом особенностей их морфологического образования. Например, знакомя с посудой, обратить внимание детей,что не все названия предметов образуются одинаково: сахар – сахарница, салат – салатница, масло – масленка, соль – солонка, чай – чайник, заварка – заварник и т. д. Все это поясняют и закрепляют дидактические игры на словообразование и морфологию. В этих играх речь ребенка грамматически оформляется.

В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры для того, чтобы учить умственно отсталых детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для общения.Это хорошо нам знакомые игры: «Чудесный мешочек», «Чего не стало». Конкретный грамматический материал для этих игр изменяется с расширением практического и речевого опыта детей (продуктивные виды деятельности, сюжетно-ролевые игры). В русском языке подавляющее большинство слов мотивированных, т. е. образованных от других (бумага – бумажный, бумажник). Для работы в детском саду отбирается небольшое количество типичных для русского языка способов словообразования, названия детенышей, посуды, профессий, по материалам которых детей учат ориентироваться в существительных, признаках и семантических отношениях.

Чтобы дошкольники приобретали опыт речевого творчества, в игры следует включать такой материал, который знаком детям, но еще не вошел в активный словарь. Ведь без речевого творчества невозможно достичь полноценного речевого развития. Однако опыт такого творчества не должен создавать у детей превратных представлений о закономерностях языка, поэтому им сразу же следует показать доступные границы словопроизводства – ознакомить с разными способами словообразования. Для развития словотворчества можно использовать и прием договаривания детьми слов при чтении знакомой им художественной литературы. Так же необходимы игры творческого характера (придумать имя котенку, щенку, сказочному герою). Подобные задания в максимальной степени открывают свободу детскому речевому творчеству, способствуют воспитанию произвольности речи.

Таким образом, дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствование связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его. Расширяется знание детей об окружающих их предметах и явлениях. Эффективность дидактической игры проявляется лишь при систематической работе. Дидактические игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность. Следовательно, необходимо постоянное обновление игр находящихся в «обиходе», чтобы интерес ребенка к этим познавательным играм не падал, а наоборот все больше возрастал.

Публикации по теме:

Система формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр Дети с нарушениями речи (в особенности с ОНР) в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема.

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста Особое место в жизни ребенка занимает игра – ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Система дидактических игр для формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 июня 2015 в 09:32
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Конспект НОД в средней группе «Украшаем пряники»
Цель: Нанесение узоров на сделанные ранее пряники. Задачи: Образовательная: Повторяем как рисовать знакомые элементы: точки, круги, волнистые линии;...
Конспект ОД «У солнышка в гостях» для детей второй младшей группы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы по мотивам сказки "У солнышка в гостях" Воспитатель :Дербенева С....
Дидактическое пособие для развития мелкой моторики «Черепашка Глашка»
Дидактическое пособие «Черепашка Глашка» «Истоки способностей и дарований на кончиках пальцев» ( В. А. Сухомлинский) Мелкая моторика – это...