Лучший педагог года

Система дидактических игр для формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Погребняк
Система дидактических игр для формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Исследование теории вопроса формирования словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что формирование грамматически верной речи, в частности совершенствования морфологического способа словообразования существительных и прилагательных, тема актуальная. Об этом свидетельствует, в первую очередь, большое количество брошюр, статей, книг, изучаемых нами при решении данной проблемы. Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом и формой обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Публикация «Система дидактических игр для формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко проводить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними совершить. В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться.

На первом этапе обучения дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками. Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др., педагог учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки – мышонок, у медведицы – медвежонок. Можно поиграть в игру с картинками: - «У меня котенок. А у тебя кто?». - «А у меня котята».

В других играх детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе, в именительном падеже единственного и множительного числа, в родительном падеже единственного и множественного числа и т. д.

Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется так же в дидактических играх. Детей учат образованию глаголов разными способами. Образование глаголов от звукоподражательных слов : -кря -кря -кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает! Образование глаголов при помощи приставок: ходить – заходить – уходить – приходить.

А. Н. Гвоздев замечает, что самый интенсивный процесс словотворчества – от 2 до 5 лет. В этот период словарный запас ребенка невелик и, не находя нужного слова, он придумывает его сам. Ребенок играет со словами как с кубиками, создавая различные причудливые конструкции.

Вопросом об особенностях словообразования занимался и В. К. Лотарев. Дети, как правило, не используют причастия и деепричастия в своей речи, так как редко слышат их в речи взрослых. Взрослые же, в свою очередь, не употребляют их в разговоре с детьми, боясь, что дети их не поймут.

В исследованиях авторов много общего: они говорят о словообразовании и словотворчестве по аналогии; детально исследуют схемы детского словотворчества. Как в работе Гвоздева, так и в работе Лотарева есть теоретическое обоснование приема, добытые ценой длительных наблюдений.

Дидактическая игра как игровой метод обучения. С помощью игровых занятий педагог передает определенные знания, формирует представления, учит детей играть. Дидактическая игра используется для обучения детей математике, родному языку, ознакомления с природой и окружающим миром, развития сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес для детей представляет обучающая задача, игровые действия.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям жизни. Многие дидактические игры вызывают интерес к труду, формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, желание помочь взрослым в труде и трудиться самостоятельно. Некоторые трудовые навыки дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Это воспитывает первоначальное трудолюбие, бережное отношение к продуктам труда. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий. Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр.

Игра используемая для обучения, должна иметь обучающую задачу, обязательные правила. Дидактическая задача решается в игровой форме. Игра удалась, если решена дидактическая задача. Чтобы определить дидактическую задачу, нужно знать: какие знания, умения и навыки имеют дети, какие нужно закрепить, какие умственные операции развиваются, какие качества личности формируются. В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, игровое действие, игровые правила, результат игры. Облегчают подведение итогов фишки и жетоны. Дидактические игры почти все на победителя. Это тоже повышает интерес детей.

Приведенные выше сведения являются доказательством многоплановости дидактической игры как средства обучения и всестороннего развития детей.

Изучая работы Е. И. Тихеевой, я встретила мнение о том, что если развитие детей протекает нормально, то грамматические ошибки постепенно и последовательно изживут себя. У детей грамматические ошибки нужно исправлять, вести специальную педагогическую работу. Е. И. Тихеева утверждает, что обязательные педагогические мероприятия должны заключаться в том, чтобы не воспроизводить ошибок детей, а говорить с детьми всегда безупречно правильно. Но самое главное, неустанно вести работу с детьми, придумывать соответственные устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в искоренении их ошибок. Из сказанного Тихеевой, логично вытекает мысль о том, что вести работу по совершенствованию словообразования и искоренению ошибок лучше всего в игре, и игре дидактической.

Дидактическая игра интересна детям, как игра, т. к. это для дошкольников основной вид деятельности. Ведь дидактическая задача узкая и внимание ребенка направленно на тот спектр словообразования, где у ребенка есть проблемы, а воспитатель заостряет на них внимание и помогает их решать.

Приемами словообразования и словотворчества ребенок овладевает интуитивно в процессе общения со взрослым. Поэтому при ознакомлении детей с окружающим параллельно ведется работа по формированию грамматически верной речи. Необходимо обогащать словарь детей различными частями речи с учетом особенностей их морфологического образования. Например, знакомя с посудой, обратить внимание детей, что не все названия предметов образуются одинаково: сахар – сахарница, салат – салатница, масло – масленка, соль – солонка, чай – чайник, заварка – заварник и т. д. Все это поясняют и закрепляют дидактические игры на словообразование и морфологию. В этих играх речь ребенка грамматически оформляется.

В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры для того, чтобы учить умственно отсталых детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для общения. Это хорошо нам знакомые игры: «Чудесный мешочек», «Чего не стало». Конкретный грамматический материал для этих игр изменяется с расширением практического и речевого опыта детей (продуктивные виды деятельности, сюжетно-ролевые игры). В русском языке подавляющее большинство слов мотивированных, т. е. образованных от других (бумага – бумажный, бумажник). Для работы в детском саду отбирается небольшое количество типичных для русского языка способов словообразования, названия детенышей, посуды, профессий, по материалам которых детей учат ориентироваться в существительных, признаках и семантических отношениях.

Чтобы дошкольники приобретали опыт речевого творчества, в игры следует включать такой материал, который знаком детям, но еще не вошел в активный словарь. Ведь без речевого творчества невозможно достичь полноценного речевого развития. Однако опыт такого творчества не должен создавать у детей превратных представлений о закономерностях языка, поэтому им сразу же следует показать доступные границы словопроизводства – ознакомить с разными способами словообразования. Для развития словотворчества можно использовать и прием договаривания детьми слов при чтении знакомой им художественной литературы. Так же необходимы игры творческого характера (придумать имя котенку, щенку, сказочному герою). Подобные задания в максимальной степени открывают свободу детскому речевому творчеству, способствуют воспитанию произвольности речи.

Таким образом, дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствование связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его. Расширяется знание детей об окружающих их предметах и явлениях. Эффективность дидактической игры проявляется лишь при систематической работе. Дидактические игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность. Следовательно, необходимо постоянное обновление игр находящихся в «обиходе», чтобы интерес ребенка к этим познавательным играм не падал, а наоборот все больше возрастал.

Публикации по теме:

Система формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр Дети с нарушениями речи (в особенности с ОНР) в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема.

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста Особое место в жизни ребенка занимает игра – ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система дидактических игр для формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 июня 2015 в 09:32
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД