Система непрерывных наблюдений за крапивой

Бабанская Татьяна
Система непрерывных наблюдений за крапивой

Система непрерывных наблюдений в течении месяца за крапивой

в средней группе

Цель: формирование познавательной активности через ознакомление с растением- крапивой, ее особенностями и способами приминения человеком.

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Большое количество современных детей редко общаются с природой, мало знают о растительном мире своей местности. Поэтому важно формировать у них чувство близости к природе, учить видеть красоту и неповторимость каждого растения. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень известное и распространенное растение –крапива. Знакомство с этим растением, его особенностями,способами приминения помогает решать задачи экологического воспитания: учить детей любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что люди не могут существовать без растений, поэтому должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Работа с родителями:

-Предложить родителям совместно с детьми дома приготовить какое-либо блюдо из крапивы, по результатам оформить альбом с рецептами и фотографиями блюд.

- подготовить консультацию для родителей «Учимся видеть», побуждать их серъезно относиться к исследованиям детей.

Мотивация: В группу приходит расстроенная кукла Маша, и жалуется детям, что она сейчас собирала цветы на лугу для букета, и так обожглась, что на руке остались красные крапины. Воспитатель говорит, что догадывается, что за растение могло ее так обжечь. Выслушивает варианты ответов детей, предлагает вспомнить свои ощущения, когда им приходилось соприкасаться с крапивой. Далее сообщает, что название «крапива» произошло от слова кропить, то есть обжигать, оставляя на коже красные крапины.

Кукла говорит детям, что лучше бы крапивы вообще не было.Воспитатель не соглашается: «Мудра Матушка-Природа, всякая травка для чего-то нужна». И спрашивает детей, хотели бы они узнать много интересного об удивительном растении - крапива?

Наблюдение №1

«Где растет крапива»

Форма работы: обследование территории детского сада

Цель: Формировать у детей внимательное отношение к окружающему миру. Уточнить их представления о крапиве.

Воспитатель предлагает поискать крапиву на территории детского сада. Выслушать сообщения детей, где они нашли крапиву. Сделать совместно вывод, что крапивуможно встретить в разных местах: около строений, под заборами, вдоль тропинок, даже на клумбах. Спросить детей, хотят ли они потрогать крапиву? Почему? Предлагает прочитать рассказ «Как Сашу обожгла крапива». Т. Н. Калинина

Наблюдение №2

«Почему крапива жжется

Форма работы: рассматривание через лупу

Цель: Познакомить детей с особенностями крапивы

Отгадывание загадки о крапиве. Воспитатель с детьми рассматривает крапиву, обращает внимание, что у нее есть стебель, листья, в земле скрыт корень, а на некоторых растениях появились маленькие цветочки. Предлагает детям осторожно рассмотреть листья крапивы через лупу, но для этого нужно надеть плотные перчатки. Дети выясняют, что листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Воспитатель рассазывает, что в них содержится едкая жидкость. Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу, верхняя часть волоска отламывается, и в ранку попадает его содержимое. Человеку становится больно, потом появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться. Выучить с детьми стихотворение Ю. Дулепиной «Крапива»

Наблюдение №3

«Кто сажает крапиву

Форма работы: беседа, наблюдение за работой на клумбах

Цель: дать представление о крапиве, как сорном растении.

Воспитатель задает вопрос: «Кто же посадил крапиву, которая растет около детского сада?» Выслушивает варианты ответов. Предлагает спросить у дворника. Дворник рассказывает детям, что крапиву люди не сажают, это сорное растение. Она мешает цветам на клумбе расти, поэтому крапиву выдергивают. Дети наблюдают за прополкой клумбы, обращают внимание, что у дворника на руках перчатки, чтобы не обжечься крапивой, а крапиву нужно выдергивать с корнем. В конце наблюдения дворник сообщает, что крапиву не выкинет, а отнесет домой и добавит в корм для курочек, потому что крапива для них очень полезна.

Наблюдение №4

«Крапива-полезное растение»

Форма работы: рассматривание, беседа

Цель: рассказать детям, что не смотря, на то что крапива сорное растение, она очень полезна. Познакомить с тем, как люди используют крапиву

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Съедобное-несъедобное». Когда он называет «Крапива» перед детьми встает вопрос, съедобна ли она. Выслушивает варианты ответов детей.

Крапива-полезное растение, содержит много витаминов. Полезны и вкусны зеленые щи с крапивой, салаты из листьев, но для них крапиву нельзя собирать в городе и вблизи дорог. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц.

Еще крапива прекрасно укрепляет волосы, не зря она входит в состав многих шампуней. Отваром крапивы можно полоскать голову после мытья и не смывать.

Из волокон старой крапивы можно изготавливать грубые ткани для мешков и веревки. Волокна крапивы очень прочны. А чтобы использовать ценные качества крапивы и зимой, люди собирают крапиву летом и сушат. Сушить ее нужно в сухом и темном месте. (Воспитатель предлагает детям тоже засушить пучок крапивы).

Итог: Сорное растение, не имеющее красивых ярких цветов, а как одаривает человека! И кормит, и лечит, и красит И мы, люди, должны быть мудрыми — уметь уважать и беречь всякое творение природы.

Наблюдение №5

«Опыты с крапивой»

Форма работы: опытническая деятельность

Цель: расширять знания о крапиве

Опыт 1 Воспитатель напоминает детям, что крапива-съедобное растение. Но как же ей не обжечься? Выслушивает предположения детей. Воспитатель предлагает детям потрогать крапиву, засушенную ранее. Дети делают вывод, что сухая крапива не обжигает. Воспитатель предлагает залить несколько веточек крапивы горячей водой. Через некоторое время предлагает детям потрогать крапиву. Дети выясняют, что листья крапивы перестают быть жгучими, если облить их кипятком, и увядшая крапива тоже не жжется.

Опыт 2 Дети растирают стебель и листья крапивы в миске. Наблюдают, как при этом из крапивы выделяется сок зеленого цвета. Воспитатель предлагает смочить в этом соке белую тряпочку.Вывод: крапива окрасила тряпочку в зеленый цвет. Воспитатель сообщает детям, что раньше люди использовали это свойство крапивы для окрашивания тканей.

Наблюдение №6

«Бабочка крапивница»

Форма работы: наблюдение

Цель: Устанавливать связи между объектами природы (насекомые-растения).

Воспитатель сообщает детям, что крапива является любимым лакомством и средством существования бабочки, которую так и называют- бабочка-крапивница. Воспитатель предварительно находит растение с яйцами бабочки и гусеницой крапивницей. Дети рассматривают, что яйца прикреплены на нижней части листа, а листья, на которых сидят гусеницы, дырявые. Воспитатель напоминает детям, что гусеница превращается в куколку, а из куколки вылупляется красивая бабочка. Предлагает детям рассмотреть бабочку на картинке. Дети выполняют дыхательное упражнение «Бабочки летят»

Подведение итога наблюдений: К детям приходит кукла Маша, они ей рассказывают, сколько нового и интересного узнали о крапиве. Играют с куклой в игру «Так или не так?», рассматривают альбом с рецептами блюд. Далее кукла показывает детям картинки с изображением некоторых растений, растущих на территории детского сада, дети называют знакомые растения. Воспитатель интересуется у детей, о каком из этих растений они хотели бы узнать в дальнейшем.

Публикации по теме:

Дневник наблюдений за погодойДневник наблюдений за погодой Дневник наблюдений за погодой. Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Ежедневно на прогулке мы с.

Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений за снегом» в логопедической подготовительной группе 1. Форма работы: наблюдение за снегопадом. Цель: Продолжать знакомить с сезонным явлением – снегопадом, выявление зависимости характера.

Наш календарь наблюдений за погодойНаш календарь наблюдений за погодой Наш календарь наблюдений за погодойВ начале учебного года в средней группе для ознакомления и наблюдений детьми явлений природы был изготовлен.

Организация наблюдений «Ветка мимозы» Организация наблюдений. «Ветка мимозы» Кузнецова Елена Викторовна Задачи. Организовать рассматривание детьми веточек мимозы. Вызывать ассоциации.

Планирование наблюдений на прогулке. Весна Планирование наблюдений. Весна. Средняя группа. Март. Погода в марте. 1. Потепление. 2. Солнце, (ясно, пасмурно, облачность) 3. Облака.

Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца Наблюдение 1. «Где можно встретить кузнечика» Форма работы: обследование территории дет. сада. Цель: Формировать у детей внимательное отношение.

«Весна». Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца (первая младшая группа) 1. Форма работы: наблюдение за погодой. Цель: учить замечать изменения в погоде, весной погода чаще солнечная, теплая. Замечать, как одеваются.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца «Зима» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды Конспект занятия Система непрерывных.

Значение наблюдений в природеЗначение наблюдений в природе Природа благотворно воздействует на все стороны человеческой личности. Она делает человека добрее и мягче, формирует способность к сопереживанию.

Значение наблюдений в природеЗначение наблюдений в природе (Продолжение.) Наблюдения в природе развивают эстетическое отношение к животным и растениям, умение любоваться ими, способность видеть красоту.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Космос
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Система непрерывных наблюдений за крапивой
Опубликовано: 10 июня 2016 в 18:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 августа. День ракушек на МААМ

Красивым жилищам морским моллюсков посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о ракушках и увлечь их занимательным творчеством.

6 августа. Праздник ложки на МААМ

Ложка – это очень важный предмет в нашей жизни, без которого никто просто не может обойтись. За завтраком, обедом и ужином мы берём в руки ложки, совершенно не задумываясь о том, когда впервые появилась...


Горячие темочки